Ценовая политика и методы ценообразования в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование ценовой политики и методов ценообразования в туризме. К задачам исследования относятся: экономическая сущность цены, ценовая политика в туризме и ценовая стратегия турпредприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
I. Экономическая сущность цены и её функции…………………………..4
1.1 Понятие цены…………………………………………………………4
1.2 Функции цены………………………………………………………...7
1.3 Классификация цен…………………………………………………...10
II. Ценовая политика в туризме……………………………………………..15
2.1 Разработка ценовой политики……………………………………….15
2.2 Факторы, влияющие на формирование цен в туризме……...……...17
2.3 Постановка целей ценообразования…………………………………22
III. Ценовая политика предприятия…………………………………………24
3.1 Выбор метода ценообразования……………………………………..24
3.2 Обоснование и реализация ценовой стратегии……………………..26
3.3 Структура цены туристского продукта……………………………...31
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы……………………………………………………...........38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Эк. т. - курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

       Информационная— предоставление информации об  уровне  цен  для  принятия    хозяйственных решений.

       Учётная –отражение общественно необходимых  затрат  труда  на  выпуск  и реализацию продукции. Эта  функция определяется  сущностью  цены  как  денежного  выражения   стоимости.   Цена выступает тем экономическим  инструментом,  который  позволяет  организовать стоимостный   учет   различных   хозяйственных   процессов,   измерения   их

результатов. Реализуя учетную функцию,  цена  дает  возможность сопоставлять  самые  различные  потребительские  свойства  товаров  и  услуг исходя  из  затрат  труда.  Цена  показывает,  во  что  обходится   обществу обеспечение  потребности  в  конкретной  продукции.  Она  дает   возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов на производство и реализацию товара. Цена определяет как  величину  издержек

производства  и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена  может существенно  отклоняться  от   издержек.   Производитель   заинтересован   в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель –  в  минимальной  цене покупки.  Чтобы  противостоять  конкурентам,  производитель  товара   должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их  с  затратами  конкурентов. Выстоять  в  конкурентной  борьбе  он  сможет  благодаря  снижению   затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетная функция  цены исключительно  важна  для  разработки   системы   маркетинга,   формирования товарной и ценовой политики предприятия.

       Балансирующая – установление рыночного  равновесия  между  спросом  и предложением посредством цен. Именно  через  цены осуществляется связь производства и потребления, предложения  и  спроса.  По цене  можно  судить  о  наличии  или  отсутствии  необходимых  пропорций   в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве  равновесие может быть достигнуто или изменением  объема  производства,  или  изменением цены,  или  одновременным  изменением  того  и  другого.   Цена   объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество  и  расширять ассортимент товаров.

      Балансирующую функцию той или  иной степени выполняют все  виды рыночных цен. В условиях свободного рынка,  естественной  конкуренции,  реализуя  эту функцию, цена как бы  выполняет  роль  стихийного  регулятора  общественного производства. Как следствие постоянных колебаний  цен  в  рамках  жизненного цикла товара (внедрение,  рост,  зрелость,  насыщение,  спад)  происходит  и прилив  капитала  из  одной  сферы  в  другую.   Свертывается   производство продукции, не пользующейся спросом, а  ресурсы  направляются  на  увеличение производства   необходимых   рынку   товаров   или   услуг.    Использование

балансирующей функции цены реально только  при  введении  в  действие  всего потенциала современного маркетинга, включающего  комплексный  анализ  рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

      Стимулирующая – ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рациональное использование ресурсов.

Цена  стимулирует  производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют  или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством  цен  можно   реально   стимулировать   научно-технический прогресс,  обеспечивать  экономию  затрат,  улучшать   качество   продукции, изменять    структуру    производства    и    потребления.    Стимулирование обеспечивается  путем  варьирования  уровнем  прибыли  в  цене,  надбавками, скидками с цены.

      Распределительная – распределение доходов посредством цен. Эта функция цены связана  с отклонением ее от  стоимости  в  рамках  действия  рыночных  факторов.  Цены выступают  инструментом  распределения  и  перераспределения   национального дохода  между  регионами,  отраслями  экономики,  ее  секторами,  различными формами  собственности,  фондами  накопления   и   потребления,   различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие  формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

       С помощью цены  перераспределяется   создаваемая   стоимость   между производителем и потребителем, между отдельными  слоями  общества.  Особенно рельефно  эта  функция  проявляется  в  ценах,  регулируемых   государством. Применение цен в качестве средства  перераспределения  национального  дохода предпочтительно тогда,  когда  надо  резко  изменить  пропорции  в  народном хозяйстве.

       Функция цены как средство более рационального  размещения производства. С  помощью  механизма  цен  происходит  перелив  капиталов  в   те   секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется  высокая  норма  прибыли, что  осуществляется  под  воздействием  конкуренции   и   движения   спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять,  в какую  сферу  деятельности,  в   какую   отрасль   или   область   экономики инвестировать капитал.

      Из вышеизложенного материала  можно сделать вывод:  цена  как  основная категория  рынка  должна  рассматривать  в  тесной  связи  с  рынком  –  его закономерностями, условиями и особенностями. 
 

      1.3 Классификация цен

      Действующие  в  экономике  цены  взаимосвязаны  и  образуют  систему, которая находится в постоянной динамике  под  влиянием  множества  факторов. Эта система состоит из отдельных  взаимозависимых  взаимодействующих  блоков цен.  

      По  ряду признаков цены классифицируются следующим образом:

      1). Виды цен в зависимости от сфер торговли

      На цены  накладывает  отпечаток   вид  торговли  товарами  и   услугами,

посредством  которого  реализуются  товары,  масштабы  торговых  операция  и характер реализуемого товара. По этим признакам  цены  делятся  на  оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

      Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.  Система  оптовых  цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями,  а  также  при реализации продукции через специализированные магазины  и  сбытовые  конторы оптовой  торговли,  на  торговых  биржах   и   в   любых   других   торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

      Оптовые цены подразделяются на два  подвида:  оптовые  цены  предприятия  и  оптовые (отпускные) цены промышленности.

      Розничными принято называть цены, по которым товары  продаются в так называемой  розничной  торговой  сети,  то  есть  в  условиях   их   продажи индивидуальным  покупателям,  при  относительно  небольшом   объеме   каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного  потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

            Розничная цена обычно выше  оптовой на величину торговой  надбавки,  за счет которой  компенсируются  издержки  обращения  в  розничной  торговле,  и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

      Закупочные  цены  – это цены  государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. 

      Определенной  спецификой обладают цены на услуги,  представляющие  виды деятельности,  при  которых  не  создается  продукт   в   его   материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта.  Чаще  всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность  услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на  формирование  цен на  услуги, именуемых  тарифами (расценками).  При  установлении  тарифов   на   услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную  роль играет  качество.  Типичными  примерами  тарифов  являются  уровень   оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата  за  телефон,  за  пользование  радио  и телевидением.

      2). Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования

      По степени и способу регулирования  цены разделяются на группы:

      - жесткофиксированные (назначаемые);

      - регулируемые (изменяемые);

      - договорные (контрактные);

      - свободные (рыночные).

      Договорные  цены – это цены, величина которых определена  предваряющим акт  купли-продажи  соглашением,  документально  зафиксированным  контрактом между  продавцами  и   покупателями.   В   современной   практике   делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный  раздел,  в  котором оговаривается  уровень  цен.  В  ряде  случаев  в  договоре  фиксируется  не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и  до),  верхний или нижний уровень (не  выше  или  не  ниже)   либо  связь  с  государственными, рыночными,  мировыми  ценами.  Оговаривается  также  допустимость  изменения закрепленных контрактом  цен  вследствие,  скажем,  инфляции,  возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

      Свободные рыночные цены, как ясно  из  их  названия,  освобождены от непосредственного   ценового    вмешательства    государственных    органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то  есть  таких  цен,  при  которых  объем спроса равен объему предложения товаров на  рынке.  Теоретически,  в  идеале рыночные  цены  должны  складываться  в  процессе  свободного  торга   между покупателями и продавцами. Однако реально не  удается  избежать  воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только  экономической, но  и  психологической   природы,   связанных   с   поведением,   интересами покупателей и  продавцов.  В  этом  смысле  корректно  определить  свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную с оной стороны, ценности  для потребителей  дополнительной  единицы  приобретаемого  блага  и,  с   другой стороны, издержкам производства и  продажи  дополнительной  единицы  данного блага для продавца.

      Переход от фиксированных государственных  цен  к  свободным,  рыночным ценам называют либерализацией цен.

      3). Другие виды цен

      Наряду  с охарактеризованными выше основными  видами цен в экономической практике  применяется  ряд   других   групп   цен,   выделяемых   по   самым разнообразным признакам.

      В  экономическом  анализе,  планировании  и  статистике,  а  также   в

исследовательских  целях,  наряду  с  текущими,   действующими,   фактически используются  сопоставимые  или,  как  иногда  называют,  неизменные   цены.

      Ряд цен на товары и услуги фиксируется  в документальной форме  в  виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в  таких документах,   называют   прейскурантными.   В   условиях    государственного ценообразования  прейскурант,  ценник   был   основным,   иногда   первичным документом.  В  рыночной   экономике   прейскурант   становится   справочным документом.

      В  ходе  осуществления   планово-управленческих   работ   используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их  названия. В  экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются  бизнес-проекты,  бизнес-планы,  планы  фирм,  индикативные  государственные  планы-прогнозы.

      Довольно  часто вид цены предопределялся  видом рынка,  на  котором  она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные,  комиссионные цены.

      Цены  также классифицируются в зависимости  от территории действия.  При этом различают цены, единые  по  стране,  и  цены  региональные  (зональные, местные).

      Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости  использования  мировых  цен,  то  есть  цен  мирового  рынка. Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары дынной группы, либо цены, признанные на  определенный  период со стороны  организаций,  ведающих  международной  торговлей,  либо  средние значения цен на одни и те же  товары,  установившихся  в  разных  странах  и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. 

      Ну  и  особую  категорию  цен  представляют  цены  неофициального,  так называемого черного или теневого рынка. Чаще всего это цены  на  запрещенные в открытой продаже товары либо на  дефицитные  товары,  по  разным  причинам отсутствующие в данный момент в свободной продаже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ценовая политика и методы ценообразования в туризме