Женщины в политике. Проблема борьбы женщин за политические права. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.

Содержание

1. Введение____________________________________________________________ 3


Глава I. История развития гендерной проблемы. _________________________ 6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций женского движения в России (СССР) начала и конца XX века.
Глава II. Гендерный фактор в политике на современном этапе. __________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в России.
Глава III. Женщины в политике. Практический аспект. ____________________ 28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение ________________________________________________________ 37
4) Источники и литература ____________________________________________ 40

Работа содержит 1 файл

Женщины в политике.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

в списке КПРФ женщины  составляют 10%,

«Медведь» - 10%,

«Яблоко» - 10%,

ОВР - 12%,

СПС - 17%.

«Женщины России» и «Российская партия защиты женщин» не смогли набрать необходимого минимума голосов. Они получили 2,04% и 0,80% соответственно. Получается, что женщинам не нужны защитники в лице самих же женщин, они больше доверяют мужчинам...

       На  сегодняшний день в составе 447 депутатов Государственной Думы четвертого созыва только 45 депутатов составляют женщины (на 10 больше, чем в Думе третьего созыва).

       15 апреля 2005 г. Депутаты Госдумы  при обсуждении во втором чтении  законопроекта о пропорциональной  системе выборов отклонили поправку, ограничивающую представительство в списках кандидатов от партий лиц одного пола 70 процентами. Это предложение главы думского комитета по делам женщин, семьи и молодежи поддержали всего 117 депутатов (при необходимом минимуме в 226 голосов).

       Следует заметить, что по представительству  женщин в органах государственной  власти Россия занимает 80-е место  в мире. Между тем, женщины составляют 53% населения страны.

       Глава ЦИК Александр Вешняков в интервью журналистам выразил сожаление по поводу решения парламентариев. «В нынешней Думе только 10% представительниц слабого пола, а женщин-госслужащих у нас – около 50%, -- отметил он. -- Если бы я был депутатом, голосовал бы «за».

       Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска также негативно  отозвалась о позиции депутатов. «Наверное, наши мужчины боятся, что постепенно будут утрачивать властные полномочия, -- сказала она. -- Очень жаль, что Россия никак не хочет становиться светским государством».

       Правда  нас постоянно пытаются убедить, что сами женщины не любят  представительниц своего пола, пытающихся «выбиться в начальники». «Обнаруживается удивительный феномен, я назвал бы его гендерной антисолидарностью. Админимстративная или политическая карьера женщины вызывает более негативную реакцию со стороны женщин, чем мужчин. Мужчины часто относятся к продвижению женщин более или менее снисходительно. Женщины – с большей ревностью и агрессивностью… В избирательных ситуациях именно женщины менее всего склонны голосовать за кандидата-женщину. В итоге выходит, что сегодня в России «не та» половая принадлежность – даже более неблагоприятное условие для политической карьеры, чем, скажем, наличие судимости, несоответствующая этническая идентификация и т.д.» - утверждает А.П. Назаретян, доктор философских наук, профессор МГУ,  зам. Главного редактора журнала РАН «Общественные науки и современность».

       Однако  сами же социологи это утверждение  и опровергают. «Почти две трети  россиян согласны, чтобы президентом  России стала женщина. Это показал  опрос, проведённый социологами компании «Башкирова и партнёры» в феврале 2005 года. По результатам опроса, тогда 21,1 процента респондентов хотели бы видеть в президентском кресле Валентину Матвиенко, 10,5 – бывшего лидера СПС Ирину Хакамаду, 8,6 – Валентину Терешкову, 5,1 – Любовь Слиску, 4,8 процента респондентов – Эллу Памфилову, 4,5 – Светлану Горячеву. Что касается разделения ответов по полам, то чаще о согласии видеть в президентском кресле женщину заявляли именно женщины (таких было 72,5 процента среди опрошенных дам). Среди мужчин же согласие видеть президентом представительницу противоположного пола выразили 53,3 процента опрошенных».

       То  есть либо уважаемые деятели общественных наук выдают желаемое и привычное  состояние общества за действительное, либо наше общество идет вперёд семимильными шагами. А стало быть, изменение гендерного состава наших органов власти в самом деле может произойти. 
 
 

  • Политические исследования http://revolution.allbest.ru/political/00001429_0.html
  • ЗагС.ru Политическая жизнь Северо-Запада: www.zaks.ru
 

         III. Женщины в политике. Практический  аспект. 

         A) Женщины-политики современности. Мировой обзор. 

       Сегодня женщины приходят к власти даже в  таких регионах, как Латинская  Америка и Африка, и этому уже  никто не удивляется. То, что у  мировой политики появилось свое женское лицо, думается, - вполне закономерное явление.

       Сейчас  в мире шесть женщин-президентов. Дольше всех из них стоит у власти глава Ирландиии Мэри Макалис  – с 1997 года. Двумя годами позже  Латвию возглавила Вайра Вике-Фрейберга. В 2000 году президентом Финляндии стала Тарья Халонен. Президентом Филиппин с 2001 года является Глория Макапагал Арройо. ( А до того, между прочим, с 1986 по 1992 год президентом Филиппин была ещё одна женщина – Мария Корасон (Кори) Акино, победившая в очень непростой борьбе Фердинанда Маркоса.)  Наконец, в 2005 году впервые в истории пришла к власти в африканской стране – Эллен Джонсон-Серлиф стала президентом Либерии. А в начале 2006 года эту эту эстафету приняла Латинская Америка, где на главный государственный пост в Чили также была выбрана женщина – Мишель Бачелет.

       Кроме того, в мире есть три правящие королевы – Елизавета II (Великобритании и  Северной Ирландии), Беатрикс (Нидерландов) и Маргрете II (Дании).

       Помимо  этого, шесть женщин возглавляют  правительсва своих стран. Так, с 1999 года кабинетом министров Бермудских островов руководит Дженнифер Смит. Годом позже правительство Новой Зеландии возглавила Хелен Кларк. В 2005 году премьер-министром Сан-Томе и Принсипит (бывшая заморская провинция Португалии, получившая независимость в 1975 году) стала Мария до Карми Сильвериа, а в Германии выиграла выборы Ангела Меркель. Она стала первой женщиной-федеральным канцлером и одновременно в свои 51 год самым молодым федеральным канцлером за всю историю ФРГ. Она также первый представитель новых федеральных земель на этом посту и первый федеральный канцлер с естественнонаучным образованием. Многие женщины восприняли избрание Ангелы Меркель федеральным канцлером Германии как личную победу. Она симпатична им тем, что не выделяется женской красотой и харизмой, и тем, что она достигла вершины политической карьеры, перешагнув критический для женской карьеры возрастной порог в 50 лет. Внешне Меркель является отражением среднестатистического немецкого избирателя, в этом кроется секрет её персональной электоральной привлекательности. Однако амбиции, конъюнктурность и работоспособность этой женщины резко выделяют её на общем фоне. А неприметная внешность и отсутствие харизмы стали для неё отличной маскировкой от опасных конкурентов на пути к посту канцлера.

       Также в 2006 году впервые утвердил на пост премьер-министра страны женщину и  парламент Южной Кореи. За назначение члена Законодательного собрания правящей партии 62-летней Хан Мюн Сук на пост премьер-министра было подано 182 голоса из 259. Правда, пост премьер-министра в Южной Корее скорее церемониальный. Основные властные полномочия сосредоточены в руках президента.

       В 2007 году во Франции за пост президента небезуспешно боролась Сеголен Руайяль  – женственная, обаятельная социал-демократка. Её соперник Николя Саркози сумел одержать победу лишь во втором туре, получив 53,06% голосов против 46,94% у Сеголен Руайяль. Признав поражение на встрече со своим штабом вечером 6 мая, Руаяль заявила, что продолжит борьбу, благодарит своих сторонников и призывает их не расслабляться.

       В ноябре 2008 года Сеголен Руаяль проиграла  выборы на пост секретаря Французской  социалистической партии, уступив Мартин Обри.

       Что касается США, то Овальный кабинет Белого дома утратил статус "мужского бастиона". В 1936 году Дж. Гэллап спросил американцев: "вы проголосуете за женщину - кандидата в президенты, если она будет иметь соответствующую квалификацию?" 65% опрошенных ответили - нет. Но уже в 2000 году около 90% респондентов ответили на этот вопрос положительно. Это следовало ожидать, если учесть, что по данным службы Gallup 77% избирателей поддерживают службу женщин в ВВС; 73% - на подводных лодках, 63% - в "зеленых беретах"... "Стеклянный потолок" пробит. На Капитолийском холме слабый пол в силе - в Палате Представителей председательствует Нэнси Пелоси - третья в списке тех, кто может возглавить страну в случае смерти президента. Ее коллегам по полу принадлежит 87 мест (16.3%) в Палате, и 16 - в Сенате (16%). Женское влияние ощущается и на более низких ступенях власти. Они служат губернаторами в 9 штатах из 50. В 2002 году их было 5. В 2007 году вице-губернаторами были 11 женщин. В парламентах штатов они занимают 23% мест. А кое-где вообще взяли всю полноту власти. Так в Аризоне в 1998 году пять высших постов - губернатора, председателя Верховного суда штата, секретаря штата, генерального прокурора, казначея и главного государственного инспектора - заняли женщины.

       Что касается федеральной исполнительной власти, то чаще всего женщины стояли во главе Министерства труда. Но им никогда не доверяли Министерство обороны, финансов, Министерство по делам ветеранов, а также Министерство национальной безопасности. В администрациях отца и  
 

· http://ru.wikipedia.org/wiki/Сеголен_Руайяль

· Штаты States-2008 http://states2008.russ.ru/Amerika-nachala-stoletiya/ZHenschiny-v-politicheskoj-zhizni-SSHA 

сына Бушей  дамы были на видных ролях. Вспомним госсекретарей  Мадлен Олбрайт и Кондолизу Райс, министра внутренних дел Гэйл Нортон, труда – Элейн Чао и сельского  хозяйства - Энн Венеман.

       Подводя итоги, можно заключить, что лозунг «Женщину – в президенты!» уже давно никого не пугает. Напротив, он популярен в самых разных странах.  
 

 

         Б) На примере cкандинавских стран. 

       Мировой опыт парламентаризма показал, что  если в законодательном органе меньше 10% мест принадлежит женщинам, то это  затрудняет принятие законов в защиту детей. Проведенные различными международными центрами и институтами исследования свидетельствуют: участие женщин в управлении на всех уровнях - фактор стабилизирующий. Там, где женщины составляют 30-40% в структурах власти, общество развивается более стабильно, оно социально ориентировано.

       Примером  служат Скандинавские страны, которые  уже достаточно долгое время воспринимаются во всём мире как «государства всеобщего  благоденствия». Как известно, ООН  поставила северные страны во главу  рейтинга по уровню жизни, в то время как США опустились в нем на десятое место. Лучшей же страной в мире для проживания в 2009 году в очередной раз признана Норвегия.

· Ред. Ф. Гардинер ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВЕНСТВА ПОЛОВ: политика стран Западной Европы. Москва, 2000

· «Женщина во власти» Нелли Гореславская 

       В скандинавских странах просвещение  здравоохранение не стоят гражданам  ни копейки, обществом оплачивается высочайший уровень социальной защиты – например, восьмимесячный отпуск для рожениц в Швеции, а также  высокие пособия для пенстонеров, одиноких матерей, многодетных cемей, инвалидов и безработных, удобная сеть дошкольных учреждений, и так далее и тому подобное. При этом экономический рост и безоаботица сохраняются на приемлемом для Европы уровне.

       Но  случайно ли, что именно в скандинавских странах женщины по многим параметрам политического участия, в том числе по представленности в законодательных органах и правительствах, в муниципалитетах и органах регионального управления, опережают другие страны мира? Что там они занимают посты мэров больших городов, спикеров в парламетрах, лидеров политических партий? Или высокий уровень жизни, справедливое и гуманное общественное устройство и присутствие женщин на высоких государственных должностях – вещи тесно взаимосвязанные ? Похоже, что так, потому что, по исследованиям социологов, женщины, придя во власть, неизменно и в первую очередь начинают заниматься социальными вопросами. 
 
 

  • Гуманитароное развитие в России и за рубежом. Экспертно-аналитический портал http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/06/2192
  • “Женщина во власти” Нелли Гореславская
 
 

         В) Мнение российских женщин-политиков. 

       В наше время, как и всегда, на женщине по-прежнему лежит груз ответственности за семью, поэтому, зачастую, они не стремятся влиять на политику. Но изменить политику – это сегодня не только вопрос власти, сегодня это вопрос выживания страны и народа. Ради этого, ради будущего своих детей женщинам сегодня надо идти во власть. Вот только прорваться им туда крайне трудно. А потому опыт тех, кто сумел это сделать, достоин того, чтобы о нём рассказать… 
 

              Наталья Нарочницкая. 
 

       Что касается вопроса о малой численности  женщин в органах власти России, то, как считает Наталья Алексеевна, “ сейчас наступил период, действително объективно способствующий выходу женщины на первый план. Когда человечество на подъеме нравственности, духовности, мужчины, как существа более широкого диапазона, достигают, может быть, больших высот. А женщина в это время реализирует те же высшие ценности на частном уровне. Но когда в обществе нравственный упадок, он, может быть, в большей степени касается мужчин, ведь они из-за этой своей “широты” могут и пасть ниже, в то время как женщина, в силу природы и Богом данного ей инстинкта материнства, удерживается – чувство ответственности за окружающих не дает ей пасть ниже определенного уровня. И это даже естественно, что именно на них сегодня возлагается большая ответственность…” 

              Светлана Горячева. 
 

Информация о работе Женщины в политике. Проблема борьбы женщин за политические права. История и современность