Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:19, курсовая работа
В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.
1. Введение____________________________________________________________ 3
Глава I. История развития гендерной проблемы. _________________________ 6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций женского движения в России (СССР) начала и конца XX века.
Глава II. Гендерный фактор в политике на современном этапе. __________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в России.
Глава III. Женщины в политике. Практический аспект. ____________________ 28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение ________________________________________________________ 37
4) Источники и литература ____________________________________________ 40
Г) Приемственность традиций женского движения в России
Период
функционирования отечественного женского
движения составляет более 130 лет. К
первому поколению относят
В
начале ХХ века их традиции продолжили
лидеры Российской Лиги равноправия
женщин. Передача традиций осуществлялась
с помощью женской прессы, проведения
регулярных конференций, систематических
контактов между
После Октябрьской революции 1917 года либерально-демократические женские организации были распущены, а с 1918 года при парткомах заработали женотделы. На смену женским рабочим клубам конца X1X - начала XX веков пришли женские делегатские собрания, союзы солдатских жен, объединения жен архитекторов и представителей других интеллигентных профессий, женские школы ликвидации неграмотности. Постепенно они набирали вес и за десятилетия своего существования превратились в массовые, культурно-просветительские, а иногда даже и правозащитные организации. В 30-е годы женский вопрос был провозглашен решенным, ведущее значение приобрели производственные функции женщин.Огосударствление общественной жизни не допускало деятельности самостоятельных женских организаций и они перестали функционировать. Инициативу в решении женского вопроса перехватило государство. Произошла замена власти отцов, мужей" на власть тоталитарного государства. Единственной организацией, представлявшей советских женщин за рубежом, был созданный в 1941 году Комитет советских женщин, который больше походил на государственное учреждение, чем на общественное объединение.
В 60-е годы под руководством парткомов в ряде регионов страны стали создаваться советы женщин. Они помогали ей в выполнении 3-х функций: матери, хозяйки дома и работницы. В середине 80-х годов по инициативе ЦК КПСС Комитет советских женщин взял на себя функции вертикального руководства республиканскими и областными женсоветами и развернул активную работу по их созданию в регионах и трудовых коллективах. Численность советов постоянно росла, и к концу 80-х годов достигла нескольких десятков тысяч. В тоже время увеличивалась фактическая дискриминация женщин: продолжалось отчуждение от сферы политики и власти, а также квотирование в органах власти и в сфере "престижного" образования, открывающего доступ к ключевым позициям во власти. Распространялась практически скрытая дискриминация девочек в школе, которых школы исподволь ориентировали на те или иные "женские" профессии и внушали нежелательность выбора "мужских" профессий. Непрестижность и малооплачиваемость стали факторами принадлежности к "женским" профессиям. Отсюда - стереотип "мужчины-кормильца".
Декларация равенства полов соседствовала в обществе с патриархатным сознанием народа, с воззрениями на женщину как на неполноценную личность, зависимую от государства и семьи. К концу 80-х в СМИ все больше распространяется позиция отождествления женщины только с телом и сексом. Унижение женщин в масс-культуре до сих пор остаются не только безнаказанным, но и не осознаются обществом, пытающимся стать демократическим.
Переход к рыночной экономике усилил негативное влияние на женщин. На рынке труда складывается ситуация дискриминации по половому признаку, возникла женская безработица. У женщин появилась потребность в самозащите и взаимопонимании. Стали появляться автономные женские организации различных типов общедемократического характера (обозначившие для себя в качестве стратегической цели достижение фактического равноправия мужчин и женщин), многофункциональные (содействие женщинам в адаптации к новым социально-экономическим условиям), объединения по профессиональным и деловым признакам и организации по защите интересов семьи и детей. В целом женское движение России объединяет более 400 организаций. Они имеют крепкие горизонтальные связи. В 1996 году по инициативе движения женщин России 40 влиятельных женских организаций подписали Хартию женской солидарности. В ее тексте отмечается, что солидарность женщин является гарантией преодоления социально-экономического кризиса и предотвращения социальных потрясений в стране.
Исходя
из вышеизложенного, имеются все
основания считать, что женское
движение воспряло, отличается многообразием
организационных форм, целевых ориентиров
и достаточно высокой степенью независимости
от властных структур и политических партий.
·
OPEN WOMEN LINE: http://www.owl.ru/win/
II.
Гендерный фактор в политике на современном
этапе.
Следует
рассмотреть, чем отличается женщина-политик
от мужчины-политика. Как считают специалисты,
женщины чаще всего выдвигают законодательные
инициативы, которые близки интересам
женщин и которые на практике часто предаются
забвению в «мужском» парламенте. Женщина-политик
осознанно отождествляет себя с интересами,
которые и традиционно, и по жизни принято
считать специфическими «женскими интересами»
или, по крайней мере, более близкими, понятными
и насущными для женщин. Например, проблемы
продвижения женщин на уровень принятия
решений, защита прав женщин, вопросы образования,
медицинского обслуживания, планирования
семьи, детских учреждений, абортов и т.д..
И здесь можно наблюдать такой парадокс:
если женщина-политик (женщина -законодатель)
заявляет, что в политике она - не женщина,
то это означает, что она не отождествляет
себя (осознанно, а скорее не понимая всего
этого) с интересами, объединяющими все
женское население, что она, как бы, отрекается
от своей самости, полностью принимая
стиль, созданный по мужским правилам,
в рамках которого заставляют действовать
и жить женщину. Женщина мечтает о гармонии
между личной и общественной жизнью, между
профессиональной карьерой и домашним
очагом. Это означает, что она не хочет
и не должна играть по мужским правилам,
а законно считает, что эти правила должны
быть созданы ею самой. Правила же для
совместного поля игры должны быть созданы
партнерами – мужчиной и женщиной.
·
Политические исследования: http://revolution.allbest.ru/
Б)
Различие поведения мужчин и женщин
в политике.
Мужской и женский словарь в политике, как установлено, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще всего говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях... А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова, как забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы - «тяжелые», женские - «мягкие». А для принятия хороших решений необходим баланс.
Мужчины в мире политики строят свои отношения в рамках: нападение - оборона. Когда в этот мир приходят женщины, отношения строятся по-другому, появляется больше шансов на диалог и сотрудничество.
Мужчины
и женщины в политике говорят
на очень разных языках. У мужчин
это официальный язык, в нем
преобладает логика и аргументация,
много технических и
Женщины
считают: мы не должны пользоваться типично
мужскими речевыми оборотами и традиционной
политической культурой. Мы должны создавать
свой язык, отражающий нашу жизнь и
наш опыт, наши желания и цели. В политике
необходимо женское мышление, женское
начало.
Традиционный
лидер в политике отличается авторитаризмом.
Но это не модель для женщины. Ей
лучше использовать свои природные
качества – коммуникативность, умение
слушать и распознавать важность
чувств, способность на компромисс, ориентированность
на результат. Способность женщин рассматривать
поступки в широком контексте, связывая
один с другим, есть ни что иное, как проявление
мудрости, суть которой в вычленении не
только одной логической цепочки вещей
и явлений, а способность увидеть взаимодействие
по закону причинно-следственной связи
многих логических цепочек. Именно этим
и отличается женщина как особь человеческого
рода. Таким талантом, конечно, обладают
и некоторые мужчины. Тем не менее, как
замечательно подметила Кэрол Гиллиган,
профессор психологии (Гарвардский университет,
США): «Женщины обладают большей нравственной
силой, у них более высокие этические нормы
и особая способность устанавливать и
поддерживать хорошие отношения с людьми,
т.е. все качества настоящего политического
деятеля».
В)
Положение женщины в России.
Только
в 1996 году Правительство РФ утвердило
своим постановлением «Концепцию улучшения
положения женщин в РФ». Одной
из стратегических задач, согласно этой
Концепции, являлось оказание содействия
участию женщин в процессе принятия решений
на всех уровнях. Однако далее в тексте
этого документа было заявлено следующее:
равные права и равные возможности, а точнее
«их реализация связывается преимущественно
с мерами пропагандистско-
Аналогичный чисто декларативный характер носит весь текст этого законодательного акта. Но несмотря на отсутствие «энергетической ценности», некоторые пассажи несомненно заслуживают внимания. Например, пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Кроме того, там содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола на должно превышать 70% от общего числа кандидатов».
Также в 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Этот документ интересен в том плане, что постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.
Та же цель преследовалась изначально при создании института квотирования на представительство, а именно - обеспечение прав малочисленных (или коренных) национальностей. Если перенести эту перспективу в плоскость обсуждаемого вопроса, то получится, что продолжительно пустующее место, закрепленное за женщиной, никогда не удастся занять мужчине, который готов приступить к работе немедленно.
В принципе, исходную установку (мотивацию) этой идеи понять можно: в обществе, в котором не обеспечивается адекватная реализация и защита прав и свобод всех граждан без исключения, о принципе законности и верховенства права даже не стоит заикаться. Основным препятствием к полноценному участию женщин в делах общества и государства является насилие (дискриминация).
Цель, которую преследуют вдохновители этого проекта, также достаточно легко определить - претворение в жизнь политики равных прав и возможностей женщин и мужчин. Никто не спорит, что к проблеме равноправия полов привлекать внимание общественности нужно постоянно. В качестве примера можно сослаться на опыт развитых стран, особенно скандинавских. Для справки: в парламенте Швеции женщины составляют 40%, в Норвегии - 9,4%, в Финляндии - 33,5%, в Дании - 33%. Но у России, как все уже давно поняли, во всем свой путь. Феминизм у нас также носит cвой оригинальный характер, суть которого в том, что он (феминизм) как явление неприемлем с позиций своеобразия национальной культуры. Российские женщины в деле борьбы за свои права ведут себя крайне непоследовательно, то есть, они, конечно, хотят добиться уважения и признания, но как только речь заходит о конкретных шагах, былой пыл улетучивается. Они предпочитают оставаться незаметными в общественной сфере: либо в силу загруженности, либо в силу отсутствия интереса к политике, либо из-за боязни стать публичной фигурой. Женщины-лидеры не могут убедить женщин-избирателей в правоте своих доводов. В итоге дела с женщинами-депутатами обстоят не так хорошо. Доказательством служит состав депутатов Государственной Думы третьего созыва: