Женщины в политике. Проблема борьбы женщин за политические права. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.

Содержание

1. Введение____________________________________________________________ 3


Глава I. История развития гендерной проблемы. _________________________ 6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций женского движения в России (СССР) начала и конца XX века.
Глава II. Гендерный фактор в политике на современном этапе. __________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в России.
Глава III. Женщины в политике. Практический аспект. ____________________ 28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение ________________________________________________________ 37
4) Источники и литература ____________________________________________ 40

Работа содержит 1 файл

Женщины в политике.doc

— 242.00 Кб (Скачать)
  • Гендерные исследования http://genderstudies.info/sbornik/vozmoj/2.htm
 
  • Working Woman. P. XIII
  • Информационное агенство Интерфакс. Украина: http://www.interfax.kiev.ua
 
 

         Г) Приемственность традиций женского движения в России

                                   (СССР) начала и конца XX века. 
 
 

       Период  функционирования отечественного женского движения составляет более 130 лет. К  первому поколению относят организаторов  женских обществ, артелей, школ, высших женских курсов 60-90 гг. ХIХ века.

       В начале ХХ века их традиции продолжили лидеры Российской Лиги равноправия  женщин. Передача традиций осуществлялась с помощью женской прессы, проведения регулярных конференций, систематических  контактов между руководительницами женских организаций. В 1908 году с Санкт-Петербурге по инициативе Русского взаимоблаготворительного общества был проведен Первый Всероссийский женский съезд. Делегатки были ознакомлены с достижениями женского движения, а также выработали стратегию дальнейшей борьбы за равноправие. Цель съезда - в объединении разрозненных организаций - была достигнута С этого момента в качестве общей силы российские женщины превратились в стабильную организацию, занимающуюся просветительством и благотворительностью.

       После Октябрьской революции 1917 года либерально-демократические  женские организации были распущены, а с 1918 года при парткомах заработали женотделы. На смену женским рабочим  клубам конца X1X - начала XX веков пришли женские делегатские собрания, союзы солдатских жен, объединения жен архитекторов и представителей других интеллигентных профессий, женские школы ликвидации неграмотности. Постепенно они набирали вес и за десятилетия своего существования превратились в массовые, культурно-просветительские, а иногда даже и правозащитные организации. В 30-е годы женский вопрос был провозглашен решенным, ведущее значение приобрели производственные функции женщин.Огосударствление общественной жизни не допускало деятельности самостоятельных женских организаций и они перестали функционировать. Инициативу в решении женского вопроса перехватило государство. Произошла замена власти отцов, мужей" на власть тоталитарного государства. Единственной организацией, представлявшей советских женщин за рубежом, был созданный в 1941 году Комитет советских женщин, который больше походил на государственное учреждение, чем на общественное объединение.  

       В 60-е годы под руководством парткомов  в ряде регионов страны стали создаваться  советы женщин. Они помогали ей в  выполнении 3-х функций: матери, хозяйки дома и работницы. В середине 80-х годов по инициативе ЦК КПСС Комитет советских женщин взял на себя функции вертикального руководства республиканскими и областными женсоветами и развернул активную работу по их созданию в регионах и трудовых коллективах. Численность советов постоянно росла, и к концу 80-х годов достигла нескольких десятков тысяч. В тоже время увеличивалась фактическая дискриминация женщин: продолжалось отчуждение от сферы политики и власти, а также квотирование в органах власти и в сфере "престижного" образования, открывающего доступ к ключевым позициям во власти. Распространялась практически скрытая дискриминация девочек в школе, которых школы исподволь ориентировали на те или иные "женские" профессии и внушали нежелательность выбора "мужских" профессий. Непрестижность и малооплачиваемость стали факторами принадлежности к "женским" профессиям. Отсюда - стереотип "мужчины-кормильца".

       Декларация  равенства полов соседствовала  в обществе с патриархатным сознанием  народа, с воззрениями на женщину как на неполноценную личность, зависимую от государства и семьи. К концу 80-х в СМИ все больше распространяется позиция отождествления женщины только с телом и сексом. Унижение женщин в масс-культуре до сих пор остаются не только безнаказанным, но и не осознаются обществом, пытающимся стать демократическим.

       Переход к рыночной экономике усилил негативное влияние на женщин. На рынке труда  складывается ситуация дискриминации  по половому признаку, возникла женская  безработица. У женщин появилась потребность в самозащите и взаимопонимании. Стали появляться автономные женские организации различных типов общедемократического характера (обозначившие для себя в качестве стратегической цели достижение фактического равноправия мужчин и женщин), многофункциональные (содействие женщинам в адаптации к новым социально-экономическим условиям), объединения по профессиональным и деловым признакам и организации по защите интересов семьи и детей. В целом женское движение России объединяет более 400 организаций. Они имеют крепкие горизонтальные связи. В 1996 году по инициативе движения женщин России 40 влиятельных женских организаций подписали Хартию женской солидарности. В ее тексте отмечается, что солидарность женщин является гарантией преодоления социально-экономического кризиса и предотвращения социальных потрясений в стране.

       Исходя  из вышеизложенного, имеются все  основания считать, что женское  движение воспряло, отличается многообразием  организационных форм, целевых ориентиров и достаточно высокой степенью независимости от властных структур и политических партий. 
 
 
 

    · OPEN WOMEN LINE: http://www.owl.ru/win/research/priemstvennost.htm 

  II.  Гендерный фактор в политике на современном этапе. 
 

    1. Различие  в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
 

       Следует рассмотреть, чем отличается женщина-политик от мужчины-политика. Как считают специалисты, женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте. Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов и т.д.. И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина -законодатель) заявляет, что в политике она - не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину. Женщина мечтает о гармонии между личной и общественной жизнью, между профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она не хочет и не должна играть по мужским правилам, а законно считает, что эти правила должны быть созданы ею самой. Правила же для совместного поля игры должны быть созданы партнерами – мужчиной и женщиной. 

· Политические исследования: http://revolution.allbest.ru/political/00001429_0.html

         Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике. 

       Мужской и женский словарь в политике, как установлено, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще всего  говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях... А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова, как забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы - «тяжелые», женские - «мягкие». А для принятия хороших решений необходим баланс.

         Мужчины в мире политики строят свои отношения в рамках: нападение - оборона. Когда в этот мир приходят женщины, отношения строятся по-другому, появляется больше шансов на диалог и сотрудничество.

       Мужчины и женщины в политике говорят  на очень разных языках. У мужчин это официальный язык, в нем  преобладает логика и аргументация, много технических и экономических  терминов, но недостает слов, выражающих чувства. Язык политики и язык бюрократии являются видами языка власти - слова проходят сквозь нас, не достигая нашего сознания.

       Женщины считают: мы не должны пользоваться типично  мужскими речевыми оборотами и традиционной политической культурой. Мы должны создавать  свой язык, отражающий нашу жизнь и  наш опыт, наши желания и цели. В политике необходимо женское мышление, женское начало. 
 

  • Политические  исследования: http://revolution.allbest.ru/political/00001429_0.html
  • Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика. Москва, 2001

       Традиционный  лидер в политике отличается авторитаризмом. Но это не модель для женщины. Ей лучше использовать свои природные  качества – коммуникативность, умение слушать и распознавать важность чувств, способность на компромисс, ориентированность на результат. Способность женщин рассматривать поступки в широком контексте, связывая один с другим, есть ни что иное, как проявление мудрости, суть которой в вычленении не только одной логической цепочки вещей и явлений, а способность увидеть взаимодействие по закону причинно-следственной связи многих логических цепочек. Именно этим и отличается женщина как особь человеческого рода. Таким талантом, конечно, обладают и некоторые мужчины. Тем не менее, как замечательно подметила Кэрол Гиллиган, профессор психологии (Гарвардский университет, США): «Женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие этические нормы и особая способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми, т.е. все качества настоящего политического деятеля». 

         В) Положение женщины в России. 

       Только  в 1996 году Правительство РФ утвердило  своим постановлением «Концепцию улучшения  положения женщин в РФ». Одной  из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях. Однако далее в тексте этого документа было заявлено следующее: равные права и равные возможности, а точнее «их реализация связывается преимущественно с мерами пропагандистско-воспитательного характера». В какой мере пропаганда и воспитание могут повлиять на положение дел? Ответ: в самой незначительной.

       Аналогичный чисто декларативный характер носит  весь текст этого законодательного акта. Но несмотря на отсутствие «энергетической ценности», некоторые пассажи несомненно заслуживают внимания. Например, пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение Совету Федерации и Правительству РФ принять «законодательные акты и целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства лиц обоего пола в органах государственной власти». Кроме того, там содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных избирательных списках представительство лиц одного пола на должно превышать 70% от общего числа кандидатов».

       Также в 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Этот документ интересен в том плане, что постановляет «рассмотреть вопрос о возможности введения минимальной квоты для замещения женщинами государственных должностей федеральной государственной службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые возможности.

       Та  же цель преследовалась изначально при  создании института квотирования на представительство, а именно - обеспечение прав малочисленных (или коренных) национальностей. Если перенести эту перспективу в плоскость обсуждаемого вопроса, то получится, что продолжительно пустующее место, закрепленное за женщиной, никогда не удастся занять мужчине, который готов приступить к работе немедленно.

       В принципе, исходную установку (мотивацию) этой идеи понять можно: в обществе, в котором не обеспечивается адекватная реализация и защита прав и свобод всех граждан без исключения, о  принципе законности и верховенства права даже не стоит заикаться. Основным препятствием к полноценному участию женщин в делах общества и государства является насилие (дискриминация).

       Цель, которую преследуют вдохновители этого  проекта, также достаточно легко определить - претворение в жизнь политики равных прав и возможностей женщин и мужчин. Никто не спорит, что к проблеме равноправия полов привлекать внимание общественности нужно постоянно. В качестве примера можно сослаться на опыт развитых стран, особенно скандинавских. Для справки: в парламенте Швеции женщины составляют 40%, в Норвегии - 9,4%, в Финляндии - 33,5%, в Дании - 33%. Но у России,  как все уже давно поняли, во всем свой путь. Феминизм у нас также носит cвой оригинальный характер, суть которого в том, что он (феминизм) как  явление неприемлем с позиций своеобразия национальной культуры. Российские женщины в деле борьбы за свои права ведут себя крайне непоследовательно, то есть, они, конечно, хотят добиться уважения и признания, но как только речь заходит о конкретных шагах, былой пыл улетучивается. Они предпочитают оставаться незаметными в общественной сфере: либо в силу загруженности, либо в силу отсутствия интереса к политике, либо из-за боязни стать публичной фигурой. Женщины-лидеры не могут убедить женщин-избирателей в правоте своих доводов. В итоге дела с женщинами-депутатами обстоят не так хорошо. Доказательством служит состав депутатов Государственной Думы третьего созыва:

Информация о работе Женщины в политике. Проблема борьбы женщин за политические права. История и современность