Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:19, курсовая работа
В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.
1. Введение____________________________________________________________ 3
Глава I. История развития гендерной проблемы. _________________________ 6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций женского движения в России (СССР) начала и конца XX века.
Глава II. Гендерный фактор в политике на современном этапе. __________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в России.
Глава III. Женщины в политике. Практический аспект. ____________________ 28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение ________________________________________________________ 37
4) Источники и литература ____________________________________________ 40
политической сцене, ничтожно мало; даже XVIII в. с такими яркими его
представительницами, как Мария Терезия (1717–1780) и Екатерина II (1729-1796), кажется в этом отношении намного богаче. Единственным достойным упоминания исключением является британская королева Виктория. Однако вопрос о ее реальных властных полномочиях является дискуссионным; совершенно очевидно, что проводить самостоятельную политику она не могла.
Вплоть до XX в. женщины как социальная группа были
практически исключены из сферы «большой политики», т.е. государственных дел, а политическая деятельность являлась занятием мужчин. Это нашло свое выражение и в политической философии (еще древнегреческий философ Аристотель, характеризуя человека как «политическое животное», подразумевал под людьми только активных граждан полиса, из числа которых исключались женщины и рабы), и в политической практике. Таким образом, все традиционные представления о политике, государстве и власти являются, по сути дела, описанием способов участия в политике исключительно мужчин.
Между тем, в политической истории человечества было немало выдающихся женщин, которые волей обстоятельств или вследствие родственных связей и знатного происхождения оказали огромное влияние на ход политических событий в своих странах.
Женщины могли участвовать в политике, лишь имея статус жены или близкого человека, с которым мужчина советуется. Например, в разгар предвыборной кампании в рейхстаг в 1873 г., проходившей под знаком борьбы с политическим католицизмом, либеральная пресса обвиняла немецких женщин в том, что они, находясь под влиянием клира, заставляли своих мужей голосовать за партию Центра; это называли «непрямым избирательным правом».
Что же касается массового женского движения, то оно, получило широкое распространение в XIX веке, а вскоре и мощного союзника в лице социал-демократов.
В начале XIX в. участницы женского движения акцентируют свои требования на вопросах открытия равного доступа к образованию. Потом эти требования дополняются требованием права на труд. Во Франции зреют идеи борьбы против семейного рабства женщины, в США и Великобритании - за равные с мужчинами избирательные права.
Буржуазные революции в странах Европы в середине XIX в. дали новый импульс развитию женского движения за политическое и гражданское равноправие. Возникли женские клубы, множество женских союзов. В США в 1848 г. состоялся первый в истории съезд в защиту прав женщин.В конце XIX — начале XX в. женские организации имелись во многих странах Европы, Азии, Америки. В 1888 г. по инициативе американских женщин возникла первая международная женская организация - Международный совет женщин.
Возникнув в 40-е гг. XIX столетия, феминизм постепенно становится самостоятельной социально-политической теорией. И если на первом этапе он выступал как социальный протест, борясь за этические и гуманистические принципы жизни граждан цивилизованного общества, то в дальнейшем происходит развитие идеологии на основе приобретенного опыта действий, выступлений женщин в разных странах. Постепенно начинается активная борьба за права, против дискриминации в общественной и личной жизни. Происходит переход в новое качество, а именно - развитие самостоятельных теоретических моделей - классического и постклассического феминизма, который переходит от первоначальных требований равных прав с мужчинами к созданию концепции, к поискам основ социального угнетения и путей еголиквидации.
Классический феминизм, его становление как самостоятельного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран начинается именно в середине XIX в. Прежде всего, для него характерны практические действия, характеризующиеся социальным протестом в рамках организованного движения. На первый план выступает критика патриархата, который, по мнению Э. Мольтман-Вендель, представляет институционализированную систему иерархии полов, связанную с маскулинизированным (мужским) типом экономического господства, менявшего свое обличье от феодализма до капитализма и социализма, но сохранявшего в главном доминирование мужского права. Патриархат породил не только сексизм, но и классовое господство, расизм, милитаризм и пр.
Классический феминизм характеризуется не столько научной разработкой философской доктрины, что характерно для его более позднего этапа, сколько приобретением опыта активных действий и выступлений за гражданские и политические права. При этом использовались теоретические положения, заимствованные из существующих общесоциальных концепций и теорий. Вместе с тем феминизм перестал быть движением, не имеющим собственной теоретической базы, собственного социального мировоззрения.
Модель
классического феминизма
Первой (и единственной в XIX в.) страной, предоставившей
женщинам гражданское право голоса была Новая Зеландия (1893 г.). Правда, в Скандинавских странах некоторые юридические препятствия для участия женщин в общественной жизни начали устраняться еще в середине века.
Таким
образом, проблемы борьбы женщин за социальное
и политическое равенство в период
Нового времени нашли свое теоретическое
осмысление и получили практические
результаты, которые нашли свое подтверждение
в целом ряде законодательных актов и
официальных прав. Деятельность женщин
за гендерное равенство в XIX веке имела
свое продолжение в ХХ веке, ставшем переломных
в решении женского вопроса как в политике,
социальной сфере, так и в международных
отношениях.
В) Женское
движение XX века
В
годы, предшествовавшие началу первой
мировой войны, женское движение росло
и ширилось, умножалось число суфражистских
организаций и приверженцев идеи о необходимости
наделения женщин правом голоса в национальном
масштабе, движение располагало ясной
программой действий и демонстрировало
волю к победе. Между тем суфражистское
движение не было единым. Более того, события
1912—1914 гг. показывают, что в нем намечалась
серьезная перегруппировка сил, вызванная
значительным расширением его социальной
базы. Существовавшие противоречия способствовали
эволюции политики суфражистских организаций
и свидетельствовали о наличии в женском
движении значительного потенциала для
дальнейшего развития.
В этот период зарождается международное пацифистское движение. В 1915 г. в Гааге по инициативе американской общественной активистки Джейн Аддамс был основан Международный комитет женщин "За прочный мир" (с 1919 г. — Международная лига женщин "За мир и свободу").
Усилили свою деятельность среди женщин социал-демократы, результатом чего явилось создание международного женского социалистического секретариата.
Появились специализированные женские организации - Международная федерация женщин с университетским образованием (1919г.), Международная кооперативная женская гильдия (1921г.), Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщин-работниц (1929 г.) и др.
При Коминтерне был создан Международный женский секретариат.
Опасность
фашизма привела к зарождению
демократического антифашистского
женского движения как составной
части единого народного
После
разгрома фашизма в женском движении
развиваются новые процессы. Все
большее внимание акцентируется на
вопросах защиты прав женщин, благополучия
детей и других общесоциальных, национальных
и международных проблем.
·
Ред. В.И. Успенская Женщины. История. Общество.
Тверь, 2002
Женское движение в Европе и США в данный период — это активные выступления женщин за свои права, за равенство при приеме на работу, получении профессии, образования, выдвижении на руководящие должности, участии в политической жизни страны. Существующая в то время политическая система в этих странах не обеспечивает права женщин на реализацию своего интеллектуального потенциала, а конституция США до сих пор не содержит четко сформулированного запрета дискриминации по признаку пола.
Настоящим прорывом женщин в большую политику ознаменовалась
лишь вторая половина минувшего столетия.
Некоторые из них, как и в прежние времена, оказывались на высших должностях своих государств « по семейным обстоятельствам ». Наиболее часто это случалось на Востоке. Так, Индира Ганди была членом могущественного политического клана индийских конгрессистов. Сиримаво Бандаранаике в Шри-Ланке – вдовой убитого террористами премьер-министра страны. Беназир Бхутто – дочерью казненного премьер-министра Пакистана.
В международном масштабе первым крупным политическим деятелем, которому удалось сделать карьеру исключительно за счёт собственных интеллектуальных и деловых качеств, стала премьер-министр Израиля Голда Меир. Дочь простого киевского плотника, она вначале вместе с семьёй в восьмилетнем возрасте эмигрировала в США, а затем, 23-летней девушкой, - в Палестину, где после формирования первого израильского правительства была назначена вначале послом в СССР, а потом главой кабинета министров. По свидетельству современников, да и по результатам её деятельности, Голду Меир отличали сильная воля и настоящая государственная мудрость. О ней тогда говорили : «Меир – единственный мужчина в правительстве Израиля».
Может быть, зря говорили? Может быть, Голда Меир была как раз женщиной в полном расцвете своих качеств?
В восьмидесятые годы прошлого века наиболее популярной во всем мире стала другая женщина-политик – Маргарет Тэтчер. Сейчас она баронесса, но титула Тэтчер удостоили уже после того, как она достигла всех политических высот и всемирной славы. По рождению она – дочь небогатого бакалейщика. Твёрдая убеждённость в преимуществах свободы человека, сочетающейся с единым законом для всех без исключения, неистребимая вера в преимущества свободной энергии, соединенной с национальными интересами, - были главными принципами «железной леди» английской политики. Премьер-министр дала Великобритании, которую в ту пору называли «больным человеком Европы», импульс такой силы, что страна и сегодня, спустя много лет после ухода Тэтчер из большой политики, продолжает двигаться в том же направлении. Она заслуженно стала первой, кому при жизни поставили памятник в стенах британского парламента.
Вторая
половина XX в. исследователями
В
большинстве стран мира есть национальный
механизм решения женского вопроса. Создаются
женские организации, и активизируется
деятельность уже существовавших. Так,
в Швеции действует Социал-демократический
женский союз, в Германии — более 100 женских
организаций и женских секций в партиях
и профсоюзах. Есть объединенный немецкий
женский совет. В США свыше 1000 женских
организаций, в том числе более 100 общенациональных.
Они объединяют более 1 млн. женщин разных
политических убеждений - от правого радикализма
до коммунизма. Существует Американская
ассоциация женщин с университетским
образованием — наиболее крупная национальная
организация женщин с филиалами по всей
стране. Ее программа: равные права и возможности
для всех женщин Америки, особенно в политике,
расширение законодательной базы; улучшение
медицинского обслуживании и др. Во многих
странах систематически проводят дискуссии,
в том числе и на страницах печати. Так,
английская газета "Гардиан" имеет
рубрику о месте женщин в семье и на производстве.
Проводятся общенациональные конференции
в крупных партиях. Компартия Франции
включила в программу женскую тематику.
В Великобритании во всех политических
партиях официально создано "женское
крыло", пользующееся уставными правами
внутрипартийной организации.