Женщины в политике. Проблема борьбы женщин за политические права. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.

Содержание

1. Введение____________________________________________________________ 3


Глава I. История развития гендерной проблемы. _________________________ 6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций женского движения в России (СССР) начала и конца XX века.
Глава II. Гендерный фактор в политике на современном этапе. __________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в России.
Глава III. Женщины в политике. Практический аспект. ____________________ 28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение ________________________________________________________ 37
4) Источники и литература ____________________________________________ 40

Работа содержит 1 файл

Женщины в политике.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

политической  сцене, ничтожно мало; даже XVIII в. с такими яркими его 

представительницами, как Мария Терезия (1717–1780) и Екатерина II (1729-1796), кажется в этом отношении намного богаче. Единственным достойным упоминания исключением является британская королева Виктория. Однако вопрос о ее реальных властных полномочиях является дискуссионным; совершенно очевидно, что проводить самостоятельную политику она не могла.

     Вплоть  до XX в. женщины как социальная группа были

практически исключены из сферы «большой политики», т.е. государственных дел, а политическая деятельность являлась занятием мужчин. Это нашло свое выражение и  в политической философии (еще древнегреческий философ Аристотель, характеризуя человека как «политическое животное», подразумевал под людьми только активных граждан полиса, из числа которых исключались женщины и рабы), и в политической практике. Таким образом, все традиционные представления о политике, государстве и власти являются, по сути дела, описанием способов участия в политике исключительно мужчин.

     Между тем, в политической истории человечества было немало выдающихся женщин, которые  волей обстоятельств или вследствие родственных связей и знатного происхождения оказали огромное влияние на ход политических событий в своих странах.

     Женщины могли участвовать в политике, лишь имея статус жены или близкого человека, с которым мужчина советуется. Например, в разгар предвыборной кампании в рейхстаг в 1873 г., проходившей под знаком борьбы с политическим католицизмом, либеральная пресса обвиняла немецких женщин в том, что они, находясь под влиянием клира, заставляли своих мужей голосовать за партию Центра; это называли «непрямым избирательным правом».

     Что же касается массового женского движения, то оно, получило широкое распространение  в XIX веке, а вскоре и мощного союзника в лице социал-демократов.

     В начале XIX в. участницы женского движения акцентируют свои требования на вопросах открытия равного доступа к образованию. Потом эти требования дополняются требованием права на труд. Во Франции зреют идеи борьбы против семейного рабства женщины, в США и Великобритании - за равные с мужчинами избирательные права.

     Буржуазные революции в странах Европы в середине XIX в. дали новый импульс развитию женского движения за политическое и гражданское равноправие. Возникли женские клубы, множество женских союзов. В США в 1848 г. состоялся первый в истории съезд в защиту прав женщин.В конце XIX — начале XX в. женские организации имелись во многих странах Европы, Азии, Америки. В 1888 г. по инициативе американских женщин возникла первая международная женская организация - Международный совет женщин.

     Возникнув в 40-е гг. XIX столетия, феминизм постепенно становится самостоятельной социально-политической теорией. И если на первом этапе он выступал как социальный протест, борясь за этические и гуманистические принципы жизни граждан цивилизованного общества, то в дальнейшем происходит развитие идеологии на основе приобретенного опыта действий, выступлений женщин в разных странах. Постепенно начинается активная борьба за права, против дискриминации в общественной и личной жизни. Происходит переход в новое качество, а именно - развитие самостоятельных теоретических моделей - классического и постклассического феминизма, который переходит от первоначальных требований равных прав с мужчинами к созданию концепции, к поискам основ социального угнетения и путей еголиквидации.

       Классический феминизм, его становление как самостоятельного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран начинается именно в середине XIX в. Прежде всего, для него характерны практические действия, характеризующиеся социальным протестом в рамках организованного движения. На первый план выступает критика патриархата, который, по мнению Э. Мольтман-Вендель, представляет институционализированную систему иерархии полов, связанную с маскулинизированным (мужским) типом экономического господства, менявшего свое обличье от феодализма до капитализма и социализма, но сохранявшего в главном доминирование мужского права. Патриархат породил не только сексизм, но и классовое господство, расизм, милитаризм и пр.

     Классический  феминизм характеризуется не столько научной разработкой философской доктрины, что характерно для его более позднего этапа, сколько приобретением опыта активных действий и выступлений за гражданские и политические права. При этом использовались теоретические положения, заимствованные из существующих общесоциальных концепций и теорий. Вместе с тем феминизм перестал быть движением, не имеющим собственной теоретической базы, собственного социального мировоззрения.

     Модель  классического феминизма отражала традиционное, изначальное, классическое и наиболее распространенное его понимание в качестве движения женщин, борющихся за равные права с мужчинами. Он охватывает период от 40-х гг. XIX столетия до середины XX в. Он также имеет и другое название – суфражизм (от англ. – suffrage – избирательное право). В этот период происходит осмысление возможности практической реализации утопии всеобщего социального равенства и справедливости. На этих позициях стоял Дж. Стюарт Милль, считавший, что каждый шаг в прогрессе цивилизации отмечен приближением к достижению равенства полов.

     Первой (и единственной в XIX в.) страной, предоставившей

женщинам  гражданское право голоса была Новая  Зеландия (1893 г.). Правда, в Скандинавских  странах некоторые юридические  препятствия для участия женщин в общественной жизни начали устраняться еще в середине века.

     Таким образом, проблемы борьбы женщин за социальное и политическое равенство в период Нового времени нашли свое теоретическое  осмысление и получили практические результаты, которые нашли свое подтверждение в целом ряде законодательных актов и официальных прав. Деятельность женщин за гендерное равенство в XIX веке имела свое продолжение в ХХ веке, ставшем переломных в решении женского вопроса как в политике, социальной сфере, так и в международных отношениях. 
 
 

      В) Женское движение XX века 
       

       В годы, предшествовавшие началу первой мировой войны, женское движение росло и ширилось, умножалось число суфражистских организаций и приверженцев идеи о необходимости наделения женщин правом голоса в национальном масштабе, движение располагало ясной программой действий и демонстрировало волю к победе. Между тем суфражистское движение не было единым. Более того, события 1912—1914 гг. показывают, что в нем намечалась серьезная перегруппировка сил, вызванная значительным расширением его социальной базы. Существовавшие противоречия способствовали эволюции политики суфражистских организаций и свидетельствовали о наличии в женском движении значительного потенциала для дальнейшего развития. 

  • МГУ им. Ломоносова Введение в гендерные исследования. Москва, 2005
 

     В этот период зарождается международное  пацифистское движение. В 1915 г. в Гааге  по инициативе американской общественной активистки Джейн Аддамс был основан  Международный комитет женщин "За прочный мир" (с 1919 г. — Международная лига женщин "За мир и свободу").

     Усилили свою деятельность среди женщин социал-демократы, результатом чего явилось создание международного женского социалистического  секретариата.

     Появились специализированные женские организации - Международная федерация женщин с университетским образованием (1919г.), Международная кооперативная женская гильдия (1921г.), Интернационал открытых дверей для экономического освобождения женщин-работниц (1929 г.) и др.

     При Коминтерне был создан Международный женский секретариат.

     Опасность фашизма привела к зарождению демократического антифашистского  женского движения как составной  части единого народного фронта. В 1934 г. в Париж состоялся Всемирный  конгресс женщин против войны и фашизма, в 1938 г. — антивоенная женская Международная конференция в Марселе. В годы Второй мировой войны многие зарубежные женские организации активно участвовали во всех формах сопротивления фашизму.

     После разгрома фашизма в женском движении развиваются новые процессы. Все  большее внимание акцентируется на вопросах защиты прав женщин, благополучия детей и других общесоциальных, национальных и международных проблем. 
 

· Ред. В.И. Успенская Женщины. История. Общество. Тверь, 2002 
 

     Женское движение в Европе и США в данный период — это активные выступления женщин за свои права, за равенство при приеме на работу, получении профессии, образования, выдвижении на руководящие должности, участии в политической жизни страны. Существующая в то время политическая система в этих странах не обеспечивает права женщин на реализацию своего интеллектуального потенциала, а конституция США до сих пор не содержит четко сформулированного запрета дискриминации по признаку пола.

       Настоящим прорывом женщин в большую политику ознаменовалась

лишь вторая половина минувшего столетия.

       Некоторые из них, как и в прежние времена, оказывались на высших должностях своих  государств « по семейным обстоятельствам  ». Наиболее часто это случалось  на Востоке. Так, Индира Ганди была членом могущественного политического  клана индийских конгрессистов. Сиримаво Бандаранаике в Шри-Ланке – вдовой убитого террористами премьер-министра страны. Беназир Бхутто – дочерью казненного премьер-министра Пакистана.

       В международном масштабе первым крупным  политическим деятелем, которому удалось  сделать карьеру исключительно за  счёт собственных интеллектуальных и деловых качеств, стала премьер-министр Израиля Голда Меир. Дочь простого киевского плотника, она вначале вместе с семьёй в восьмилетнем возрасте эмигрировала в США, а затем, 23-летней девушкой, - в Палестину, где после формирования первого израильского правительства была назначена вначале послом в СССР, а потом главой кабинета министров. По свидетельству современников, да и по результатам её деятельности, Голду Меир отличали сильная воля и настоящая государственная мудрость. О ней тогда говорили : «Меир – единственный мужчина в правительстве Израиля».

       Может быть, зря говорили? Может быть, Голда  Меир была как раз женщиной в полном расцвете своих качеств?

       В восьмидесятые годы прошлого века наиболее популярной во всем мире стала другая женщина-политик – Маргарет Тэтчер. Сейчас она баронесса, но титула Тэтчер удостоили уже после того, как она достигла всех политических высот и всемирной славы. По рождению она – дочь небогатого бакалейщика. Твёрдая убеждённость в преимуществах свободы человека, сочетающейся с единым законом для всех без исключения, неистребимая вера в преимущества свободной энергии, соединенной с национальными интересами, - были главными принципами «железной леди» английской политики. Премьер-министр дала Великобритании, которую в ту пору называли «больным человеком Европы», импульс такой силы, что страна и сегодня, спустя много лет после ухода Тэтчер из большой политики, продолжает двигаться в том же направлении. Она заслуженно стала первой, кому при жизни поставили памятник в стенах британского парламента.

     Вторая  половина XX в. исследователями характеризуется  как «женская революция». В Европе, СССР и США были закреплены права  женщин на труд, на оплату труда, на образование. Всё больше женщин стало участвовать в управлении. Женщины стали политической силой, с которой считаются. Постоянно растет их активность. Женщины стали больше субъектами, чем объектами в жизни обществ экономически развитых стран. Женщина в политике воспринимается мужским населением отрицательно. Однако в эпоху крупных исторических перемен, политических, экономических и социальных кризисов женщины нередко выступали и выступают в роли инициаторов общественного движения. Они не дублируют действия мужчин, но, несомненно, оказывают влияние на их поведение, взгляды, оценки, побуждая к активным действиям. Женщины выступают за эволюционность развития общества, а не за революционность, которая исторически себя показала не с лучшей стороны.

     В большинстве стран мира есть национальный механизм решения женского вопроса. Создаются женские организации, и активизируется деятельность уже существовавших. Так, в Швеции действует Социал-демократический женский союз, в Германии — более 100 женских организаций и женских секций в партиях и профсоюзах. Есть объединенный немецкий женский совет. В  США  свыше 1000 женских организаций, в том числе более 100 общенациональных. Они объединяют более 1 млн. женщин разных политических убеждений - от правого радикализма до коммунизма. Существует Американская ассоциация женщин с университетским образованием — наиболее крупная национальная организация женщин с филиалами по всей стране. Ее программа: равные права и возможности для всех женщин Америки, особенно в политике, расширение законодательной базы; улучшение медицинского обслуживании и др. Во многих странах систематически проводят дискуссии, в том числе и на страницах печати. Так, английская газета "Гардиан" имеет рубрику о месте женщин в семье и на производстве. Проводятся общенациональные конференции в крупных партиях. Компартия Франции включила в программу женскую тематику. В Великобритании во всех политических партиях официально создано "женское крыло", пользующееся уставными правами внутрипартийной организации.  
 
 
 

Информация о работе Женщины в политике. Проблема борьбы женщин за политические права. История и современность