Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:19, курсовая работа
В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.
1. Введение____________________________________________________________ 3
Глава I. История развития гендерной проблемы. _________________________ 6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций женского движения в России (СССР) начала и конца XX века.
Глава II. Гендерный фактор в политике на современном этапе. __________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в России.
Глава III. Женщины в политике. Практический аспект. ____________________ 28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение ________________________________________________________ 37
4) Источники и литература ____________________________________________ 40
ИНФОРМАЦИОННО
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА
на
тему « Женщины в
политике. Проблема
борьбы женщин за политические
права. История и современность.»
Выполнила:
Слушательница малого факультета
международных отношений
Рыбчак Анна Николаевна
Научный руководитель:
К.и.н, доцент
Боголюбова Наталья
Михайловна
Санкт-Петербург
2010
Оглавление :
Глава I. История
развития гендерной проблемы. _________________________
6
A) Женское движение ХVIII века.
Б) Борьба женщин за политические права в XIX веке.
В) Женское движение XX века
Г) Приемственность традиций
женского движения в России (СССР) начала
и конца XX века.
Глава II. Гендерный
фактор в политике на современном этапе.
__________ 21
А) Различие в интересах женщины-политика и мужчины-политика.
Б) Различие поведения мужчин и женщин в политике.
В) Положение женщины в
России.
Глава III. Женщины
в политике. Практический аспект. ____________________
28
А) Женщины-политики современности. Мировой обзор.
Б) На примере скандинавских стран.
В) Мнение российских женщин-политиков.
3) Заключение
______________________________
4) Источники
и литература ______________________________
ВВЕДЕНИЕ.
Долгое время мы считали, что сила характера, воля, смелость в гораздо большей степени присущи мужчинам, тогда как женщинам свойственны мягкость, жалостливость, боязливость и нерешительность. Эти качества и поставили мужчину на первое место в общественной иерархии, а женщину даже не на второе – на второстепенное.
Может, когда–то где-то – в смысле присущих мужчинам качеств – так и было. Но не здесь и не сейчас. К нашему великому сожалению. Впрочем, сомнения на этот счёт высказывались и ранее. Так, в дневниках Ф.М. Достоевского есто удивительное заключение: « У славянской женщины характер более сильный, чем у славянского мужчины ».
Но тем не менее мужчины правят миром. И не просто правят, они заняли круговую оборону на властном олимпе, и близко не подпуская к высшим должностям, как в политике, так и в экономике, личностей женского пола, какими бы деловыми и интелектуальными качествами те не обладали, сколько бы очков вперёд ни давали окружающим их мужским особям.
Между тем, правят миром мужчины плохо, это становится очевидным, стоит лишь оглянуться вокруг. Насилие, терроризм, огромная социальная пропасть между богатыми и бедными, нарастающий цивилизационный конфликт между так называемыми развитыми и развивающимися странами, безудержный рост потребления, почему-то называющийся прогрессом, загрязнение природы отходами и побочными продуктами промышленного производства, ставящие всю планету на грань экологической катастрофы, - всё это плоды мужского управления миром. Не
случайно всё больше стран, пытаясь найти выход из сложившегося
положения, делают ставку на представительниц прекрасного пола.
Ведь всемирная история помнит немало мудрых женщин во власти - цариц, императриц, королев, - оставивших в ней заметный след.
Правда, все они оказывались на вершине политического олимпа, можно сказать, случайно, по причинам, от них не зависящим: иногла – по праву рождения, иногда – в результате замужества. А как иначе, если вплоть до ХХ века даже в странах с развитой по тому времени демократией представительницы прекрасного пола не только не могли быть избранными на важную государственную должность, но не имели даже права избирать. И мы к этому привыкли. Настолько, что по инерции продолжаем избирать и
теперь, несмотря на плачевные результаты мужского правления.
Выбранная
мною тема информационно-
Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как положение женщины в сфере политики – это проблема уже не одного столетия. И именно сегодня, в период, когда мир переосмысливает многие процессы и существующие реалии, когда женщина стала полноправным членом политической жизни, заявив о своих правах и получив их, нужно уделять этой проблеме особое внимание. Ведь все люди равны. И я считаю, что мир политики без представительниц женского пола – мир не вполне полноценный, можно сказать, однобокий.
В данной работе я поставила следующую цель:
Проследить становление проблемы гендерного неравенства c XVII века по наше время и выявить факторы, оказавшие наиболее существенное значение на развитие данной проблемы. Определить степень важности присутствия женщины в политике и что требуется, для того, чтобы женщины могли полноправно войти в политику.
В соответствии с заявленной темой основные задачи работы следующие:
В
работе были использованы различные
виды источников информации и литературы,
такие как документы
I. История
развития гендерной проблемы.
A) Женское движение
ХVIII века.
Как утверждают специалисты, требования равноправия были впервые выдвинуты женщинами в период становления буржуазного строя. Уже во время Войны за независимость в Северной Америке 1775-83 было выдвинуто требование (его поддерживали общественные деятельницы Мерси Уоррен, Абигайль Адамс и др.) о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Начало организованного Женское движение относится ко времени Великой французской революции. В годы революции женщины из народа принимали активное участие во всех крупных народных выступлениях. В те годы во Франции стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли первые женские организации - женские революционные клубы, деятельно участвовавшие в партийно-политической борьбе. Декларация прав женщины и гражданки, представленная в 1791 Национальному собранию (подготовлена Олимпией де Гуж (1748-93) по образцу Декларации прав человека и гражданина), была направлена против «господства мужчин над женщинами» и требовала от мужчин признания полного социального и политического равноправия женщины во имя осуществления «всеобщих человеческих прав». В своей декларации де Гуж объявляла, что женщина ничуть не менее мужчины способна выступать в качестве полноправного субъекта основных гражданских прав — на свободу, владение собственностью, сопротивление деспотизму. Единственной преградой в этой сфере является "тирания сильного пола". Законы природы и разума призваны оградить женщину от нее и установить равноправие обоих полов перед законом.
Декларация вызвала в обществе бурю негодования. Особенно не понравилась фраза, которая впоследствии станет крылатой: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну». Фраза оказалась еще и пророческой. В ноябре 1793 г. де Гуж по ложному доносу отправили на гильотину.
Главной идеей была установка на свободную женскую личность, ее самореализацию. Эту же идею выразил Ш. Фурье на основе впечатлений от Великой Французской, революции — "расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса".
Главный документ этой революции "Декларация прав человека и гражданина" торжественно провозгласил: «Все люди рождаются свободными и равными в правах...». Его обращение "Les hommes"—"Люди", а во французском '"homme" означает одновременно "мужчина" и "человек", но никак не "женщина", имело оттенок двусмысленности. Было очевидно, что в общепризнанную категорию "свободных" и "равных" попадают мужчины, но оставалось непонятным, попадают ли в нее женщины. Революционные же власти придерживались позиции умолчания на протяжении всего периода революции. Они не могли ни принять политических требований женщин, ни открыто отклонить их. С одной стороны, на них давили женские толпы, женские массы, организованные в смешанные и женские клубы, собрания, женские бунты, женские походы, в том числе поход на Версаль (5-6 октября 1789 года), резко ускоривший ход революционных событий, т. е. бесспорные факты женской, вполне зрелой, гражданской активности, которую нельзя было вдруг перечеркнуть законодательным актом, исключающим женщин из общественно-политической жизни. А с другой, груз неизжитых патриархальных традиций, преобладание крестьянского населения, влияние католической церкви — все то, что вскоре даст о себе знать в Вандее и будет противостоять революционному Парижу. Тут было над чем призадуматься.
Революционные законодатели так и не признают за женщинами права быть включенными в категорию "свободных" и "равных". И этот отказ, сначала в виде умолчания, а затем явный, приведет к возникновению феминизма — движения в защиту политических и гражданских прав женщины. К числу его родоначальниц можно в равной мере отнести француженку О. де Гуж, англичанку М. Уолстон Крафт, американку М. Адаммс.
Первые
поборницы равноправия
В годы французской революции женщины принимали участие во всех крупных народных выступлениях. Однако вожди революции отвергли идею женского равноправия и возникшие первые женские организации — революционные клубы, деятельно участвовавшие в политической борьбе, постепенно были закрыты.
В Англии требование гражданского равноправия женщин было выдвинуто Мэри Уолстон Крафт (1759—1797) в книге "В защиту прав женщины" (1792 г.)
Однако большинство вождей французской революции отвергло идею женского равноправия, и в конце 1793 все женские клубы были закрыты.
В
Англии требование гражданского равноправия
женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт
(1759-97) в книге «Защита прав женщины»
(1792), в которой уже были намечены
основные линии будущего феминистского
движения (см. Феминизм). С утверждением
буржуазии у власти всё более отчётливо
выявлялась ограниченность господствовавшего
в ту пору буржуазного Женское движение,
ставившего своей целью лишь равноправие
женщин с мужчинами своего класса в рамках
буржуазного общества. В 1-й половины 19
в. участницы буржуазного Женское движение
сужают понимание женского вопроса и требуют
по-преимуществу открытия женщинам равного
доступа к образованию; к середине 19 в.
это требование всё чаще дополняется требованием
«права на труд» для женщин имущих классов.
В 30-40-х гг. во Франции развивается литература,
восстающая против семейного рабства
женщины и требующая её эмансипации (например,
романы Ж. Санд). В США и Великобритании
зарождается движение за избирательные
права для женщин. Женщины начинают принимать
всё более деятельное участие в общественной
жизни: например в США - в борьбе за освобождение
негров (в 30-х гг. здесь действовало около
100 женских обществ борьбы с рабством),
в Великобритании - в чартистском движении
и в борьбе за отмену хлебных законов.
Б) Борьба женщин
за политические права в XIX веке.
Практически
общепринятым является мнение, что XIX в.
Был столетием мужчин. Действительно,
женщины, казалось бы, в это время
полностью оттеснены от политической,
общественной и - в значительной степени
- интеллектуальной и культурной жизни.
В середине XIX в. привычная гендерная схема
политической жизни начинает меняться
под воздействием нового участника политики
— женского движения. Но даже так называемое
«всеобщее» избирательное право, введенное
в наиболее развитых европейских странах
к концу столетия, не включало женщин в
число избирателей.
Количество женщин в XIX в., открыто выступавших на