Современная национальная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать государственную национальную политику Российской Федерации.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предмет национальной политики, исследовать основные проблемы, проанализировать правовое обеспечение национальной политики в России, узнать о национальной политики в регионах страны.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная национальная политика России.

Содержание

Введение 3
Современная национальная политика в РФ
Национальная политика: ее предмет, осуществление, перспективы 5
Основные проблемы национальной политики России 8
Правовое обеспечение реализации государственной национальной политики, как основное направление решения национальных

проблем на современном этапе 20

2. Национальная политика в регионах России 24

Заключение 34

Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Комплексные целевые региональные программы  национальной политики, охватывающие все сферы национальной политики, являются наиболее эффективным инструментом реализации этнорегиональной политики. Они позволяют сконцентрировать финансовые средства из различных источников, облегчают координацию усилий различных ведомств исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов государственной власти, местного самоуправления и неправительственных организаций. В рамках названных программ легче наладить контроль и транспарентность расходования средств, оперативно вносить коррективы.

    Важнейшие проблемы институционального оформления национальной политики в регионах –  ее сопровождение, обеспечение разграничения  функций органов исполнительной власти, их межведомственного взаимодействия, а так же координации органов государственной власти, местного самоуправления и неправительственных организаций.

    Организационной основой политики в отношении  меньшинств в регионах стало создание соответствующих структур исполнительной власти, межведомственных координационных  органов исполнительной власти и координационных советов с участием представителей органов государственной власти, местного самоуправления и национально-культурных организаций.

    В большинстве регионов имеются структуры  исполнительной власти, в ведении  которых находятся вопросы национальной политики. Однако статус их может существенно различаться. 

    При всем многообразии форм структур, ведающих вопросами национальной политики, их можно свести к трем: ведомства  на правах министерства, департамента (управления) областной/краевой администрации (министерство национальностей, департамент национальной политики администрации); аналогичное ведомство, функции которого не сводятся исключительно к национальной политике (министерство культуры и по делам национальностей, департамент общественных связей, региональной и национальной политики); несамостоятельное подразделение (департамент/отдел министерства, отдел департамента/управле6ния администрации).

    Отсутствие  полномочных структур в региональных органах исполнительной власти, в функции которых входит разработка и реализация национальной политики, способствует нескоординированности действий структур исполнительной власти, затрудняет эффективное взаимодействие с другими ветвями власти, органами местного самоуправления и «третьим сектором», снижает эффективность расходования и контроля над финансовыми ресурсами, направляемыми на цели национальной политики, серьезно осложняет имплементацию политики на местах.

    Проблема  взаимодействия различных органов  исполнительной власти – одна из самых болезненных. В ряде объектов Федерации ее пытаются разрешить путем создания межведомственных комиссий, занятий исключительно вопросами национальной политики (Краснодарский край, Волгоградская область, Москва), либо узкоспециализированных комиссий (по проблемам русскоязычного населения – Республика Дагестан, реализации федеральной программы российских немцев – Республика Коми), либо наоборот – с расширенными полномочиями (консультативные советы Пермской, Саратовской областей).

    Большое значение имеет готовность властей проводить национальную политику, четко отслеживая ситуацию и пересекая грядущие вызовы, корректируя политику в соответствии с меняющейся обстановкой. Во многих регионах осознали необходимость постоянного мониторинга межнациональных отношений – в настоящее время такой мониторинг ведется в Удмуртской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Самарской, Саратовской и Томской областях.

    На  местах все более осознается, что «четвертая власть» не только отражает общественное мнение, но и формирует его. Освещению вопросов межнациональных отношений и национальной политики в СМИ исполнительная власть придает все общее значение: как путем прямого «продавливания» своего видения проблем, так и мониторинга СМИ. Практически во всех программах национальной политики, принятых в последнее время, уделяется повышенное внимание мониторинговым исследованиям и взаимодействию со СМИ.

          Позитивный опыт проведения национальной политики в  регионах впечатляет: имеются прекрасные наработки нормативной базы политики, ее инструментального, институционального и финансового обеспечения, накоплен опыт взаимодействия структур исполнительной власти, ее конструктивного сотрудничества с организациями «третьего сектора».

    Слабыми звеньями национальной политики по-прежнему остаются: декларативность принимаемых  законов, иных нормативных правовых актов; недостаточное взаимодействие органов исполнительной и законодательной  властей, слабая координация действий всех ветвей власти регионов с органами местного самоуправления и организациями национальных меньшинств. Повсеместно ощущается недостаточность финансирования, его нестабильность и нетранспарентность.

    Наиболее  впечатляющие успехи достигнуты в регионах, взявших курс на конструктивное сотрудничество с национальными и этническими меньшинствами. Как правило, это экономически сильные регионы с устойчивыми либеральными традициями, развитым «третьим сектором», налаженным сотрудничеством исполнительной и законодательной властей. Наименее проработана национальная политика в регионах, избравших политику отчужденности и полагающих, что сама постановка вопроса о национальных проблемах провоцирует межэтническую напряженность.

    Эффективная региональная национальная политика предполагает координацию усилий региональных органов государственной власти и местного самоуправления, включая делегирование на низовой уровень полномочий и финансов. Особое значение играет опыт проведения и преемственность национальной политики.

    Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно попытаться наметить контуры идеальной модели этнорегиональной политики, которая должна содержать в себе все необходимые для сохранения обстановки социально-политической стабильности в каждом из регионов России. А это значит, что она должна включать следующие разделы и направления:

    - проработанную нормативно-правовую  базу региональной национальной  политики: концептуальное осмысление  целей, задач, приоритетов и  механизмов реализации национальной  политики в регионе; законодательную регламентацию программ национальной политики, процедур разработки, принятия и финансирования целевых региональных программ;

    - разработку принятие и реализацию  региональных целевых программ  национальной политики. Особое внимание  должно уделяться информационно-организационному сопровождению программ, включая их перманентную корректировку;

    - наличие соответствующих ведомств  в органах исполнительной власти  региона, исключительной функцией  которых является мониторинг  ситуации, разработка и реализация  региональной национальной политики;

    - четкую увязку решаемых задач  национальной политики с финансовыми  ресурсами и транспарентность  финансовых потоков: проработку  финансового  блока программ  национальной политики по мероприятиям, срокам, распорядителям финансов и исполнителям; разработку процедур согласования интересов на стадии проработки бюджета региона и утверждение средств, направляемых на цели национальной политики, отдельной строкой в законе о бюджете; финансовую дисциплину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Проблемы  национальной политики России очень  актуальны в настоящее время  и во все времена. Они каждый раз  оговариваются, но не решаются в должной  степени.

    Предмет национальной политики заключается  в изучении состояния наций и межнациональных отношений, развития конкретных этносов и их взаимоотношений.

    Национальная политика - это учет всех сложных переплетений самобытности в жизнедеятельности и общении народов в едином государстве, это стимулирование общегосударственных, взаимосохраняющих, взаиморазвивающих форм жизнедеятельности гражданского общества, государства, главный предмет национальной политики - это гармоничное сочетание индивидуальных и коллективных этнонациональных прав личности в обществе.

    Национальная  проблема всегда носила определяющий характер развития российской государственности. И именно учитывая национальную специфику, обеспечив всем этносам разные права на развитие, возможно построение оптимальной модели межэтнических отношений, направленных на обеспечение гражданского мира и согласия.

    Эффективное правовое регулирование имеет крайне важное значение в формировании стабильной государственной национальной политики.

    Национальная  политика в регионах тоже достаточно важный аспект в решении проблем  национальной политики государства. И поэтому, насколько верно будет решен вопрос национальной политики в регионах, настолько будет заметно состояние государственной национальной политики в целом в стране.

    Одной из приоритетных задач национальной политики определяется сохранение единства и целостности России. Вероятно, такое государственное устройство не совсем соответствует понятиям демократии и справедливости, но оно наиболее адекватно современному состоянию российского общества. 

Литература

  1. Бельков О. А. Национальная политика государства: слова и смысл //Власть. – 2006, №7. – С. 3-12.
  2. Владимиров А. И. О национальной государственной идее России. – М.: ЮКЭА. 2005. – 287с.
  3. Жарников А. С. Национальная политика в России: плюсы и минусы трех вариантов //Вестник Аналитик. – 2005, №3. – С. 99-114.
  4. Закон Республики Адыгея «Об образовании» от 6 января 2000 г. № 156, ст.6, ч. 2.
  5. Закон Ставропольского края «Об образовании» от 11 августа 1998 г. № 21 – кз. ст.3.
  6. Игошин И. Н. Геополитические задачи России: Национальный вопрос – один из главных приоритетов //Независимая газета, №4. 13 января 2001г.
  7. Илишев И. Г. Федерализм и актуальные проблемы национальной политики //Закон и право. – 2004, №7. – С. 5-10.
  8. Концепция государственной национальной политики РФ //Российская газета. 4 июня 1996.
  9. О национально-культурной автономии. Федеральный закон. //Российская газета. 25 июня 1996.
  10. Паин Э.А. Перспективы национальной политики России до 2010 года// Журнал российского права. – 2006, № 1. – С. 28-40.

Информация о работе Современная национальная политика РФ