Современная национальная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать государственную национальную политику Российской Федерации.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предмет национальной политики, исследовать основные проблемы, проанализировать правовое обеспечение национальной политики в России, узнать о национальной политики в регионах страны.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная национальная политика России.

Содержание

Введение 3
Современная национальная политика в РФ
Национальная политика: ее предмет, осуществление, перспективы 5
Основные проблемы национальной политики России 8
Правовое обеспечение реализации государственной национальной политики, как основное направление решения национальных

проблем на современном этапе 20

2. Национальная политика в регионах России 24

Заключение 34

Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Политизация этничности не обязательно вырождается  в политический экстремизм. Более  того, начиная с 1994 года становится все заметнее тенденция ослабления влияния этнического экстремизма. За пределами Чеченской республики почти повсеместно утратил свое влияние этнический сепаратизм. На прошедших с тех пор многочисленных выборах федерального, регионального и местного значения радикальные националистические партии титульных национальностей потерпели поражение в большинстве республик России. Не получили массовой поддержки ни в одном из субъектов Федерации и русские националистические организации шовинистического, фашистского толка. Утратила былую агрессивность и тогда некогда влиятельная и оппозиционная федеральной власти организация, как Конфедерация народов Кавказа.

    Основные  этнополитические противоречия порождаются  из-за несоответствия генеральным целям  развития российского общества.

    Во-первых, это противоречия между растущей этнической регионализацией и объективной  потребностью политической интеграции российск5ого общества; во-вторых, противоречие между равноправием, гарантированным Конституцией России, и фактическим неравенством региональных возможностей граждан разных национальностей в реализации своих потребностей, а так же неравенством возможностей этнического развития, вплоть до отсутствия гарантий самосохранения некоторых малочисленных этнических групп.

    Сгустками этих противоречий являются следующие  проблемы.

    Проблема 1. Этнический сепаратизм. Несмотря на то, что вооруженные сепаратистские движения сегодня ограничены только территорией чеченской республики, они, тем не менее, представляют наибольшую опасность в ряду этнополитических проблем, приковывая к себе наибольшее внимание государства.

    Проблема 2. Межэтническая напряженность в  республиках Северного Кавказа и в ряде других регионов, перерастающая порой в межреспубликанские противоречия. В сложившейся практике управления эта проблема – вторая по приоритетности, по степени внимания, которое уделяют ей федеральные власти.

    Проблема 3. Русская проблема. Имеет несколько основных противоречий. Во-первых, это продолжающийся отток русского населения из большинства республик Российской Федерации, нарушающий сложившийся баланс этнополитических сил и интересов. Во-вторых, недостаточное участие русских в политической жизни ряда регионов, включая и те, где они являются численно наибольшей этнической общностью, как по причине существующих в некоторых республиках политико-правовых ограничений, так и в силу их собственной слабости политической активности и самоорганизации. В-третьих, эта проблема адаптации вынужденных переселенцев и государств СНГ и Балтии к новым условиям проживания в регионах России. В-четвертых, ухудшение общего психологического самочувствия русских, проявляющееся в ослаблении их традиционной межэтнической толерантности и усилении ксенофобии, а также в опасности использования подобных настроений экстремистскими националистическими организациями.

    «Русской  проблеме», в отличие от первых друг, почти не уделялось внимания в  практике управления. В государственной концепции она упоминается только в связи с задачей «использования русского языка как общегосударственного». «Русская проблема» до сих пор вызывает у управленцев неоправданную стыдливость и опасения, что любые проявления интереса к ней могут стать поводом для обвинения в шовинизме. Между тем от разрешения этой проблемы во многом зависит возможность предотвращения и периферийного этнического сепаратизма, и межнациональных конфликтов.

    Проблема 4. Проблема коренных малочисленных  народов – отсутствие гарантий этнического самосохранения. Все более заметной становится неэффективность автономных округов как формы социального патронажа над коренными малочисленными народами. Автономный статус округов зачастую используется пришлым этническим большинством для того, чтобы бесконтрольно, не оглядываясь на федеральный центр, эксплуатировать природные ресурсы данных территорий в ущерб интересам развития коренных малочисленных народов.

    Проблема 5. Нерегулируемые этнические миграции. Как продолжающийся отток ряда этнических групп за пределы России, так и нелегальный приток мигрантов из-за рубежа, пока не стали предметом внимания национальной политики. Между тем, оба проявления этой проблемы осложняют межнациональные отношения в Федерации и могут еще больше их обострить, особенно, если оправдаются прогнозы притока в Россию нескольких миллионов иностранных мигрантов, например китайских.

    Основные  достижения российской национальной политики 90-х годов состоят, прежде всего, в том, что федеральной власти удалось не только предотвратить разрастание этнического сепаратизма, локализовать его и создать условия для спада этнического экстремизма. Утверждение «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» указом президента (19 июня 1996 г., № 909) подняло этнополитическую проблематику по значимости идо уровня оборонной и внешней политики. Вместе с тем Концепция не стала по ряду причин действенным ориентиром для органов государственной власти в решении этнополитических проблем. 

    В целом национальная политика России в 90-х годах присущи следующие основные недостатки: во-первых, она носила реактивный характер, отзываясь, иногда с опозданием, на уже проявившиеся проблемы и разрастающиеся конфликты; во-вторых, была фрагментарной, направленной на решение лишь отдельных задач, вырванных из общеполитического контекста.

    Политика  первого десятилетия, нового тысячелетия  должна быть превентивной, нацеленной на предотвращение наиболее опасных  этнополитических проблем, и целостной, предусматривающей решение основной совокупности этнополитических проблем в рамках единой поэтапной программы.

    Все существующие в мировой практике модели устранения противоречий между  целями этнонационального и общегражданского развития в рамках федеративных государств можно свести к двум основным подходам: «унификационному» и «адаптационному».

    Унификация  может проявляться либо в строительстве  Федерации на основе исключительно  этнического федерализма и формирования так называемой «русской республики», либо на прямо противоположной основе – полном изгнании этничности из федеративных отношений – «губернизации» Федерации.

    Первый  сценарий представляет опасность тем, что может усилить вытеснение русских и национальных меньшинств из «чужих» республик и даже породить этнические чистки.

    Второй сценарий, бе5ссловно, будет воспринят в штыки этническими элитами, у которых сохраняется возможность мобилизации населения республик на открытую борьбу с федеральным центром.

    Поэтому в современных условиях нужно  не ломать сложившиеся формы федеративных отношений, а полнее адаптировать их к обслуживанию как национальных, так и общегражданских задач развития российского общества. Подобный подход может быть реализован в сценарии «этнополитическая интеграция», предусматривающем сохранение этнической специфики регионов, и «достраивание каркаса» единых связей и отношений в рамках Федерации. Третий сценарий может считаться оптимальным для современного этапа развития России.

    Расширение  выбора возможностей, увеличение жизненных  шансов граждан в сфере социального  и национального развития за счет более полного использования потенциала, как отдельных регионов, так и всей Федерации.

    Обеспечение безопасности и свободы развития граждан и этнических общностей.

    Повышение гарантий равноправия граждан всех национальностей.

    Утверждение в обществе климата межнационального согласия, упрочение общероссийской гражданской общности.

    Это цели национальной политики демократического государства, направленные на сохранение его целостности, на поддержание  единства гражданского общества и развитие многообразия его этнокультурных составляющих.

    В основу такой политики могут быть положены следующие принципы:

    Принцип национального приоритета и межнационального партнерства – состоит в признании всех народов России государствообразующими на территории Российской Федерации и в утверждении того, что ни одна этническая группа не может обладать преимущественным правом на контроль над территорией, институтами власти и природными ресурсами. Равенство прав обусловливает необходимость принятия согласованных решений, учитывающих интересы различных национальных групп.

    Принцип национальной самоорганизации означает создание государством условий, позволяющих представителям различных национальностей самостоятельно определять и реализовывать свои национально-культурные цели, защищать свои права и свободы, представлять и отстаивать через общегосударственный механизм власти свои интересы и развитие своей культуры, создавать свои государственные институты, а также ассоциации, общества и другие институты гражданского общества в рамках действующего законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

    Важнейшим условием свободной национальной самоорганизации  народов России является расширение регионального суверенитета и местных  полномочий, что делает институты  власти более близкими и более чувствительными к запросам различных этнических групп, живущих в одном государстве. Вместе с тем должна быть повышена ответственность местных руководителей и одновременно снижена возможность переноса ими ответственности за свои ошибки на другие территориальные звенья управления. Это повышает уровень доверия во взаимоотношениях федерального центра и регионов и снижает вероятность возникновения на этой основе конфликтов, в том числе и этнополитических.

    Самоорганизация этнических общностей в форме республик, автономных округов и автономных областей должна быть дополнена самоорганизацией в форме национально-культурных автономий (НКА). Эта форма является основой для этнических диаспор народов Российской Федерации. Вершиной пирамиды НКА должна стать Ассамблея народов России как общественно государственная организация с широкими полномочиями. В концептуальной основе НКА лежит положение о том, что национальные права закрепляются не за территориями, борьба за которые является источником межнациональных распрей, не за общностями, а за индивидами, свободно вступающими в объединения с представителями своей национальности.

    Принцип национального патернализма  состоит в обязанности властей – федеральной, региональной и местных – защищать права человека в национальной сфере и оказывать поддержку наименее защищенным этническим группам, прежде всего коренным малочисленным народам. Особую опасность для них представляет агрессивность молодого российского предпринимательства. При слабом государственном контроле она зачастую ведет к переэксплуатации природных ресурсов, к разграблению культурных ценностей, к подрыву всей системы традиционного жизнеобеспечения малочисленных народов. Поэтому государство в лице властей разного уровня должно срочно взять на себя задачу контроля и сохранения уязвимых этнических культур и общин, особенно в регионах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    Первоочередная  государственная поддержка необходима также всем этническим категориям беженцев и вынужденных переселенцев из зоны межнациональных конфликтов. Особенно остры их проблемы в районах наибольшей концентрации беженцев и переселенцев, в первую очередь на Северном Кавказе.

    По  всей территории Российской Федерации  в обязанности органов государственной  власти всех уровней входит организация просвещения, образования и информации на родных языках народов России; финансирование и осуществление программ по сохранению и развитию национальных традиций и культуры.

    Государственное устройство России, естественно, оказывает  существенное влияние на национальные отношения в соответствии с положениями принятого в мае-июне 1996 г. закона «О национально-культурной автономии»2. В «Концепции государственной политики Российской Федерации»3 неоднократно рассматривается проблема федеративных отношений и подтверждается необходимость сохранения «национального и территориального начал». Национальная политика определяется как «деятельность органов государственной власти в сфере национальных отношений». С принципами традиционного отечественного подхода к понятиям «национальные отношения» и «нация», при котором отсутствует или сведен к минимуму политический аспект, акцентируются этнические и другие социальные признаки; в основу обозначенной деятельности положено принципы, определяющие национальные отношения и сферу национально-государственного устройства. Тем более что по Конституции РФ политическое устройство России базируется на двойном принципе: национально-территориальном и административно-территориальном.

    Одной из приоритетных задач национальной политики определяется сохранение единства и целостности России. Вероятно, такое государственное устройство не совсем соответствует понятиям демократии и справедливости, но оно наиболее адекватно современному состоянию российского общества.

    Мировой опыт политики государств по урегулированию проблем в области этнических и межэтнических отношений выделяет следующие два принципа: этноплюрализм и право народов на самоопределение. Оба принципа, хотя четко и не формулируется, могут быть обнаружены в анализируемых документах. Идеи культурного многообразия и равноправия представлены через стремление государственной власти сохранять, развивать традиции, языки, в целом этнокультуру, оберегать и изучать историческое прошлое всех народов России. На фоне сверх задач прошлых десятилетий этот подход к современной российской национальной политике является достаточно конструктивным.

Информация о работе Современная национальная политика РФ