Современная национальная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать государственную национальную политику Российской Федерации.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предмет национальной политики, исследовать основные проблемы, проанализировать правовое обеспечение национальной политики в России, узнать о национальной политики в регионах страны.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная национальная политика России.

Содержание

Введение 3
Современная национальная политика в РФ
Национальная политика: ее предмет, осуществление, перспективы 5
Основные проблемы национальной политики России 8
Правовое обеспечение реализации государственной национальной политики, как основное направление решения национальных

проблем на современном этапе 20

2. Национальная политика в регионах России 24

Заключение 34

Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

    _______________________________________

    КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Наименование  учебной дисциплины: Национальная политика 

Тема: Современная национальная политика РФ

Специальность: Государственное и муниципальное управление

 

Автор работы: Пономарева Галина Михайловна     Группа: 5-ГМУ 

Работа защищена «      »                                Оценка:_________ 

Руководитель  работы: Матецкий В. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2009

    Содержание

    Введение                                                                                                                 3

  1. Современная национальная политика в РФ                                                  
  2. Национальная  политика: ее предмет, осуществление, перспективы    5
  3. Основные  проблемы национальной политики России                           8
  4. Правовое  обеспечение реализации государственной  национальной политики, как основное направление решения национальных

      проблем на современном этапе                                                                20

    2. Национальная политика в регионах  России                                                   24

    Заключение                                   34 

    Литература                                                                                                             35 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Российская  Федерация – уникальное по этническому составу государство. Здесь проживает более ста народностей, каждая из которых обладает особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов на протяжении веков сложились как этнические общности именно на территории России.

    Говоря  о государственной политике в  области межнациональных отношений, следует отметить, что в основу формирования Российской Федерации  положен национально-территориальный принцип. Существующее федеративное устройство основано на принципе равноправия и самоопределения всех народов, проживающих на территории России, независимо от их численности, уровня экономического и культурного развития.

    От  того, как национальный вопрос решался в те или иные периоды нашей истории, во многом зависела стабильность в стране, ее устойчивое развитие. За многие века Россия накопила бесценный исторический опыт и традиции совместного проживания десятков наций и народностей. Несомненно, дальнейшее демократическое развитие нашей страны невозможно без учета этого опыта, без разумного и вдумчивого использования духовных ценностей и социальных механизмов, выработанными народами. Учитывая, что в России все еще продолжается процесс становления гражданского общества и формирования стабильной политической системы, сегодня невозможно обойтись без регулирующей функции государства в национальной политике.

    Национальная  проблема всегда носила определяющий характер развития российской государственности. И именно учитывая национальную специфику, обеспечив всем этносам разные права на развитие, возможно построение оптимальной модели межэтнических отношений, направленных на обеспечение гражданского мира и согласия.

    Этнонациональная  политика должна быть направлена на раскрытие и использование всего созидательного потенциала самобытного развития и всестороннего сотрудничества народов страны.

    Среди наших проблем, которые стоят  сегодня перед российскими лидерами, есть одна, которую как оказалось, они не в состоянии разрешить: разработка национальной политики, способствующей сохранению территориальной целостности государства и в тоже время гарантирующей как индивидуальные свободы, так и права групп.

    Проблемы  национальной политики России очень  актуальны в настоящее время и во все времена. Они каждый раз оговариваются, но не решаются в должной степени.

    Актуальность  выбранной мной курсовой работы заключается  в том, что проблемы национальной политики сегодня является одними из самых актуальных в стране, и несвоевременное их разрешение подобно не обезвреженной мине замедленного действия.

    Цель  курсовой работы – исследовать государственную национальную политику Российской Федерации.

    В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предмет национальной политики, исследовать основные проблемы, проанализировать правовое обеспечение национальной политики в России, узнать о национальной политики в регионах страны.

    Объектом  исследования данной курсовой работы является государственная национальная политика России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современная национальная политика в РФ
    1. Национальная политика: ее предмет, перспективы и осуществление

    Сложность современного процесса развития межнациональных  отношений подчеркивает актуальность постановки вопроса о предмете национальной политики. Он заключается, прежде всего, в изучении состояния наций и межнациональных отношений, развития конкретных этносов и их взаимоотношений. Процесс этот происходит в нынешних условиях в большей степени стихийно. Государство еще не получило должного подкрепления своей политики в реализации управленческих механизмов регулирования не столько даже наций и национальных отношений, сколько вопросов их экономики, культуры, образования, просвещения. Ситуация такова, что до сих пор государство, чиновники, как правило, видят в существовании наций лишь причину возможных конфликтов. А нации не обрели уверенности в своих этнонациональных перспективах. Это создает общий неблагоприятный социально-политический климат в состоянии и развитии этнонациональных процессов. Поэтому, когда специалисты говорят о технологиях управления этнонациональными процессами, они преувеличивают опять-таки значение этнического фактора. Надо говорить о более широких этносоциально-политических технологиях, ибо в основе противоречивого развития наций и национальных отношений лежат социально-экономические, социально-политические и социально-культурные факторы, которые в своем комплексе оказывают свое влияние на этнонациональные процессы. Это одна сторона. Есть и другая сторона, которая заключается во влиянии этнонационального фактора на состояние экономики. Именно эти обе стороны в своем единстве и взаимодействии могут составлять предмет национальной политики.

    Экономически  стабильная база развития является основой  развития национальных и межнациональных процессов. Поэтому реформирование многонационального общества невозможно успешно осуществлять без учета, с одной стороны, этнонациональной специфики хозяйства, быта и психологии конкретных национальностей, а с другой стороны, без предвидения особенностей отражения реформ на жизнедеятельности и самочувствии народов. Межнациональные конфликты почти никогда невозможно ограничить рамками только конфликтующих национальностей. Взрывная волна межнационального конфликта распространяется в разные стороны. И попытки органов власти решить проблему, снять конфликт без соответствующей работы всех общественных движений региона, всего гражданского общества, как правило, обречены на провал.

    Национальная  политика в условиях демократии предполагает чуткое понимание политиками самобытности и самочувствия каждого народа, каждой культуры, каждого языка с их историей и традициями, бытом и психологией, ориентациями и социальным выбором. Национальная политика - это учет всех сложных переплетений самобытности в жизнедеятельности и общении народов в едином государстве, это стимулирование общегосударственных, взаимосохраняющих, взаиморазвивающих форм жизнедеятельности гражданского общества, государства.

    Главный предмет национальной политики - это  гармоничное сочетание индивидуальных и коллективных этнонациональных прав личности в обществе.

    Главное в этнонациональной политике - это  учет, согласование и реализация на практике, как потребностей, так  и возможностей не только национального, но и межнационального, интеграционного развития. Почему-то, когда говорят об этнонациональной политике, упускают эту интеграционную сторону развития наций и межнациональных отношений. Она содержит в себе огромный потенциал и играет немалую роль в развитии этносов. Этнонациональная политика может и должна способствовать реализации этого потенциала. Поэтому важно вычленить как социально-экономическую, политическую, так и этнокультурную составляющие этнонациональных процессов и политики. В каждой из этих составляющих есть конфликтонесущие и интегративно-созидательные моменты как национального, так и межнационального развития. В последнее время активизировались попытки свести содержание этнонационального фактора, более того, и всей этнонациональной политики к учету этнокультурных запросов народов и соответствующих прав отдельных людей. Желание свести влияние этнонационального фактора к культурным запросам и тем самым отмахнуться от проблем развития и интеграционного взаимодействия народов не позволяет уловить всю гамму, составляющую содержание этого фактора, и проводить соответствующую политику, которая была бы способна охватить эту сложнейшую гамму отношений. Еще менее убедительна и менее продуктивна попытка политизировать этнонациональный фактор. Отражение его истинного содержания в политике в данном случае еще меньше.

    Учитывая, что сотни миллионов людей  по всему миру наследуют несколько  национальных и религиозных традиций, необходима политика поощрения межнационального и межрелигиозного диалога, нужны  решительные меры защиты национального и религиозного достоинства и равноправия, создание всех необходимых условий для возможности каждого осваивать и развивать свои национальные и религиозные традиции, вести традиционный образ жизни своего народа.

    Этнонациональная  политика должна быть направлена на раскрытие и использование всего созидательного потенциала самобытного развития и всестороннего сотрудничества народов страны. Важно, чтобы этнонациональный фактор не использовался в политической мобилизации масс для борьбы за захват власти и собственности от имени народа отдельными группами и кланами. Но несправедливо при этом изначально приписывать национальностям и национально-государственным образованиям конфликтогенность. Даже ведущие специалисты-этнологи считают, что все проблемы в данной сфере обусловлены не объективными этнонациональными процессами, а "саморазрушительной доктриной жесткого деления граждан на "нации" по этническому признаку, что определяет отчасти государственное устройство". В этом случае будоражатся и чувства кастности у национальностей, которые уже имеют эти образования, опасность их ликвидации.

    Таким образом, национальная политика - это учет всех сложных переплетений самобытности в жизнедеятельности и общении народов в едином государстве, это стимулирование общегосударственных, взаимосохраняющих, взаиморазвивающих форм жизнедеятельности гражданского общества, государства, главный предмет национальной политики - это гармоничное сочетание индивидуальных и коллективных этнонациональных прав личности в обществе.  
 

    1. Основные проблемы национальной политики России

    Опыт  последнего десятилетия доказал  несостоятельность как советской  марксистской, так и многих западных этнополитических доктрин, постулирующих  стирание этнических различий и затухание  этнического самосознания народов под воздействием индустриализации, урбанизации, и глобализации. Напротив, этническое самосознание лишь обостряется в результате сопротивления указанным унификационным тенденциям. Вместе с тем, оно возрастает также под влиянием демократизации общества, при увеличении возможности свободного волеизъявления граждан.  Так, расширение в России возможностей свободной этнической самоидентификации обусловило появление 45 новых этнических общностей за период между последней советской переписью населения (1989 г.) и первой российской (микроперепись 1994 г.). Оказалось, что многие этнические общности, считавшиеся в советское время ассимилировавшимися с родственными народами, на самом деле сохраняют свою этническую самобытность и особое самосознание1.

    Одним из следствий роста этнического самосознания является политическая активизация этнических элит, увеличение числа общественных и политических организаций, инициативных групп, выдвигающих от имени народов политические требования и формулирующих политические лозунги или программы. Этот процесс развивается в России под воздействием, как общемировых тенденций, так и ряда специфических обстоятельств. Из последних наиболее существенным является эффект «цепной реакции», когда политизация этнических элит союзных республик быстро перекинулась на элиты бывших российских автономий, а затем распространилась в других этнических общностях. Попытка «затолкнуть» этническую активность только в сферу традиционной культуры нигде в мире не увенчались успехом, поскольку были заранее обречены на провал.

Информация о работе Современная национальная политика РФ