Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать государственную национальную политику Российской Федерации.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предмет национальной политики, исследовать основные проблемы, проанализировать правовое обеспечение национальной политики в России, узнать о национальной политики в регионах страны.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная национальная политика России.
Введение 3
Современная национальная политика в РФ
Национальная политика: ее предмет, осуществление, перспективы 5
Основные проблемы национальной политики России 8
Правовое обеспечение реализации государственной национальной политики, как основное направление решения национальных
проблем на современном этапе 20
2. Национальная политика в регионах России 24
Заключение 34
Литература
Этот уникальный потенциал всегда учитывается при принятии основных законодательных актов. Только за последние годы был принят ряд республиканских законов и нормативных правовых актов, регулирующих межнациональные отношения и создающих механизмы реализации конституционных прав граждан на свободное развитие своих языков и культуры. В их числе – законы о государственных языках республики, об образовании, национально-культурных объединениях, музеях, творческих союзах, библиотечном деле и другие. Закон «О государственных языках Республики Башкортостан» русский язык наряду с башкирским языком объявляет государственным, но этот же закон гарантирует государственную поддержку языков всех народов, проживающих на территории республики.
Особенно крупные шаги, имеющие общероссийское значение, достигнуты в развитии народного образования. В школах республики организовано изучение 15 родных языков с охватом до двух третьей учащихся. Из 12 украинских школ, открытых в России, 9 школ действуют на территории Башкортостана. Высшие и средние профессиональные учебные заведения готовят учителей родных языков для наиболее многочисленных этносов. Действует 11 башкирских, русских и татарских государственных театров, 30 филармонических коллективов, работающих на башкирском, русском, татарском, чувашском и марийском языках, свыше 100 народных хоров, вокальных и фольклорных ансамблей, представляющих культуру десятков народов республики.
На восьми языках издаются газеты и журнал, на семи – ведутся постоянные передачи телевидения и радио.
Таким
образом, эффективное правовое регулирование
имеет крайне важное значение в формировании
стабильной государственной национальной
политики.
2. Национальная политика в регионах России
Возможны два альтернативных подхода к национальной политике. Согласно первому, «антидискриминационному», представителям этнических меньшинств должны быть обеспечены все права и свободы человека и гражданина наравне с представителями большинства; отсутствие дискриминации меньшинств – необходимое и достаточное условие обеспечения их равенства. Согласно второму подходу, «преференциальному», меньшинства нуждаются в специальной защите прав в различных сферах в связи с тем, что они а) имеют специфические потребности; б) не имеют возможности реализовать свои потребности без поддержки большинства.
Можно, обсуждать, какой подход более продуктивен в специфических российских условиях, однако вне сомнений в федеральном законодательстве зафиксирован второй подход: Российская Федерация присоединилась к ряду международных документов, декларирующим права национальных или этнических, религиозных и языковых меньшинств. На местах, однако, реализуются оба подхода.
Существует несколько фактов подталкивающих регионы к активизации национальной политики.
Первый. Самоустранение федерального центра, вопросы национальной политики фактически отданы на откуп регионам. Национальная политика децентрализуется, ее основными авторами становятся органы государственной власти регионов, в меньшей мере – органы местного самоуправления, организации «третьего сектора».
Второй. Повсеместный рост этнофобий и ксенофобий. Ксенофобские настроения сегодня разделяет большинство населения России.
Третий. Трансформация миграционной политики России. До последнего времени регионы решали проблемы напряженности между местным населением и мигрантами, посредством региональных миграционных программ. Сейчас они лишены этого инструмента, т. к. финансирование данных программ из федерального бюджета прекращено. Централизация миграционной политики побуждает региональные власти переориентироваться на инструменты косвенного регулирования миграции, в том числе и в рамках программ национальной политики.
Однако важнейшим мотивом обращения региональных властей к вопросам национальной политики является их ответственность за положение на местах, так как основной их задачей является сохранение социально – политической стабильности.
Но пути к этой стабильности чрезвычайно различаются. В результате сформировались четыре модели политики к меньшинствам.
Первая. Политика отчужденность. Власти таких регионов полагают, что сама постановка вопроса о проблемах национальных, этнических меньшинств, провоцирует межэтническую напряженность (Воронежская, тульская области, другие регионы центральной России, Амурская, Иркутская, Нижегородская, Пензенская области),
Вторая. Политика конфронтации с отдельными меньшинствами. Этот путь избрал ряд регионов юга России, где сильны позиции казачества, антимигрантские и антикавказские настроения (например, Краснодарский край).
Третья. Политика балансирования, компромисса между общественным мнением, настроенным против меньшинств, и защитой их прав.
Четвертая. Политика конструктивного сотрудничества с этническими меньшинствами (наиболее активна в регионах Поволжского федерального округа).
Территории, в которых реализуются первые две модели национальной политики, опираются на «антидискриминационный» подход, регионы, избравшие курс на сотрудничество с меньшинствами и защиту их прав в своей практической деятельности, - на концепцию «преференций» меньшинствам.
В субъектах федерации накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики.
Национальная политика основывается на четырех основах: законодательной базе, ее институциональном обеспечении, механизмах реализации и финансовых ресурсах. Правовые основы национальной политики – недостаточный, но крайне необходимый ее компонент.
Права
этнических меньшинств регламентируются
учредительными документами, законами
и иными нормативными и правовыми
актами субъектов Федерации. Как
правило, в учредительных документах
субъектов Федерации
Комплексные законы, регламентирующие права меньшинств, в регионах отсутствуют. С известной условностью, к таковым можно отнести закон «О национальных отношениях на территории Волгоградской области», а также «О национально-культурной автономии» (Республика Коми) и «О национально-культур6ных автономиях в Республике Татарстан».
Основной
пласт законов субъектов
Различия в подходах к правам меньшинств можно проиллюстрировать на примере законов о языке и об образовании – тех сферах, где обеспечение прав меньшинств воспринимается крайне болезненно. В ряде республиканских законов о языках допускается возможность использования в официальных сферах языка этнических меньшинств в районах их компактного проживания – Республики Башкортостан, Удмуртская.
В республиканских законах об образовании, особенно принятых в последнее время, оговаривается возможность получения образования на языках национальных меньшинств. В Законе Республики Адыгея «Об образовании» декларируется, что «для компактно проживающих национальных групп в государственных образовательных учреждениях создаются группы, классы и факультативы в целях изучения и совершенствования ими родного языка. Органы государственной власти Республики Адыгея оказывают содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках национальных групп, проживающих в республике»5. Напротив, в Ставропольском крае действует Закон «Об образовании», согласно которому обучение и воспитание в крае ведется исключительно на русском языке; иной язык обучения и воспитания определяется в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством6.
Особый интерес представляют законы субъектов Федерации, которые утверждаются региональные программы национальной политики. Законодательное утверждение этих программ резко повышает их действенность: принятие программ политики подзаконными актами не позволяет законодательной власти контролировать ход их реализации, отстраняет их от финансовых рычагов и создает проблемы с транспарентностью национальной политики – возникают серьезные сложности с финансированием ее мероприятий отдельной строкой регионального бюджета.
Практика законодательного оформления принятия региональных программ ширится: среди регионов, программы, регулирующие те или иные права меньшинств, принимаются законами Кабардино–Балкарской, коми, Удмуртской, Краснодарском крае, Амурской, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Томской и Тульской областях.
Большинство
региональных нормативных правовых
актов, которыми регламентируются права
меньшинств, - подзаконные акты. Подзаконными
актами принимаются: концепции национальной
политики, развития национальной школы,
образования, государственно–
Особый интерес представляют концепции региональной национальной политики, артикулирующие цели, задачи и приоритеты, а также инструменты реализации этнорегиональной политики.
Иногда принятие концепций – дань своеобразной политической моде. Но в ряде регионов концепции национальной политики – реально работающие документы.
Ввиду этого, наиболее значимыми являются три вида региональных нормативных правовых актов: комплексные региональные законы о национальной политики; законы об утверждении программ национальной политики; концепции региональной национальной политики.
Основным инструментом агрегации целей, задач, приоритетов и механизмов реализации этнорегиональной политики стали региональные программы национальной политики.
В регионах разрабатываются и реализуются два типа программ национальной политики: комплексные региональные программы, охватывающие все сферы национальной политики и специальные региональные программы, ориентированные на определенные сферы (образование, языки, культура, развитие политической и правовой культуры, патриотическое воспитание, связи с соотечественниками и др.).
Можно выделить три модели реализации региональной программы национальной политики: в одних регионах сделали ставку на комплексную программу, охватывающую практически все направления национальной политики, в других – на спектр специальных программ, в третьих – на сочетание комплексной и специальных программ.
Субъекты Федерации, ранее других осознавшие важность и необходимость региональной национальной политики, изначально отдали предпочтение комплексным целевым программам: такие программы реализуются в Пермской области с 1993 года, в Оренбургской и Самарской областях – с 1994 года. И по сей день, целевые комплексные программы в этих областях являются практически единственным инструментом национальной политики.
В
ряде регионов отдают предпочтение специальным
программам, что оправдано, когда
они покрывают значительный спектр
мероприятий в области
Однако
в большинстве субъектов