Современная национальная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать государственную национальную политику Российской Федерации.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть предмет национальной политики, исследовать основные проблемы, проанализировать правовое обеспечение национальной политики в России, узнать о национальной политики в регионах страны.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственная национальная политика России.

Содержание

Введение 3
Современная национальная политика в РФ
Национальная политика: ее предмет, осуществление, перспективы 5
Основные проблемы национальной политики России 8
Правовое обеспечение реализации государственной национальной политики, как основное направление решения национальных

проблем на современном этапе 20

2. Национальная политика в регионах России 24

Заключение 34

Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    Принцип самоопределения народов один из самых спорных в политике на протяжении последнего столетия. Что понимать под самоопределением? Не вдаваясь в подробности, отметим, что в последние годы все больше сторонников приобретает конструктивная позиция: мир не может постоянно жить под угрозой сепаратизма. Самоопределение через государственность не единственный, а, главное, далеко не всегда эффективный вариант. Одним наиболее из предпочтительных вариантов сохранения культуры дисперсно проживающих народов, субэтнических групп, диаспор, этнических меньшинств, как убеждает мировой опыт, выступает национально-культурная автономия. Этот вариант можно определить как наиболее предпочтительный и для «родительского» государства. В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» неоднократно подчеркиваются тенденции и к самоопределению, и к интеграции, характеризующие современное состояние российских этносов. Авторы концепции полагают, что одним из институтов самоопределения должна стать национально-культурная автономия (НКА). На нее возлагаются надежды по сохранению самобытности, традиций, языка, культуры Народов России. 

    В национальной политике отчетливо прослеживаются два аспекта: политический и культурный.

    Политический  представлен через деятельность государственных, в том числе  и местных органов власти: выделение  соответствующих статей в бюджетах, законодательные акты, постановления  по конкретным проблемам.

    Культурный  аспект – это непосредственная деятельность национально-культурных центров, ассоциаций, национальных школ, прессы и т. п. Анализ Закона о Национально-культурной автономии  убеждает, что эта форма этнической жизни может рассматриваться как элемент гражданского общества. НКА не наделяются какими-либо властными полномочиями. Их деятельность основывается на инициативе граждан, в том числе и финансовой. Государственные структуры могут оказывать финансовую поддержку.

    Оценивая  концепцию национальной политики, можно назвать ее более демократичной, нежели та, что осуществлялась даже в предшествующие десятилетия. Рассмотрим некоторые идеологемы, выражающие суть национальной политики и национальных отношений. Например, в прежних Конституциях СССР и РСФСР декларировалось равенство всех наций и народностей. В новых документах речь идет о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка и т. д. Акцент, как видно, смещается в политическую плоскость.

    В отечественной традиции нация – это высший тип развития этноса, т. е.  не политическая, а социально-культурная общность. В последние годы среди российских исследователей активно утверждается понимание нации как политической общности. Эту позицию разделяют и некоторые политики, главным образом либерально-западнических взглядов. Для нормального развития общества необходимо не только обеспечить гарантии развития национальных меньшинств, но и предоставление определенные гарантии этническому большинству, особенно в условиях, когда русские не являются титульной национальностью в республиках Российской Федерации.

    Говоря  о государственной политике в  области межнациональных отношений, следует отметить, что в основу формирования Российской Федерации  положен национально-территориальный принцип. Существующее федеративное устройство основано на принципе равноправия и самоопределения всех народов, проживающих на территории России, независимо от их численности, уровня экономического и культурного развития.

    Национальный  вопрос – это не только один из самых важных, но и один из самых сложных вопросов, которые приходится решать многим государствам, в том числе и России. Во все времена передовые общественные силы вставали на борьбу с национализмом, противопоставляя ему идею равенства, взаимного уважения, терпимости друг к другу людей разных национальностей. И сегодня один из безошибочных тестов на зрелость тех или иных общественных сил в России является их позиция по вопросу о межнациональных отношениях в стране. К сожалению, отсутствие целостной и перспективной государственной политики приводит к неудовлетворительному финансированию этого важного направления.

    Проблемы  национальной политики России очень  актуальны в настоящее время  и во все времена. Они каждый раз  оговариваются, но не решаются в должной степени.

    Поляризация этнодемографической структуры: крупнейшие этнические общности становятся все  большими, а малочисленные все  меньшими. Эта тенденция проявляется  в росте численности и удельного  веса русских в России и большинства так называемых «титульных национальностей» в республиках при повсеместном уменьшении численности национальных ме6ньшинств и коренных малочисленных народов.

    В угрожающих масштабах  (от 10 % до 50 %) продолжается сокращение численности  большей части коренных малочисленных народов Севера. Этот процесс развивался на территории большинства округов даже ин6тенсивнее, чем за их пределами, что можно поставить в качестве одного из самых серьезных упреков национальной политике России предшествующего десятилетия.

    Сложнейший  клубок существующих в нашей стране межнациональных отношений, масштабность этих вопросов создает у российского  общества иллюзию, что национальный вопрос – сугубо внутреннее дело. С  национальным вопросом самым тесным образом связан ряд критически важных для России внешнеполитических проблем4.

    Поддержка русскоязычного населения в бывших советских республиках (народности, которые для России являются коренными). Необходимость оказания такой помощи обусловлена в первую очередь  чисто моральным аспектом.

    Однако  данная проблема имеет и другую сторону. Русскоязычные диаспоры составляют в целом ряде государств ближнего зарубежья значительную часть населения. Например, на момент обретения независимости  русскоязычное население Эстонии  составило 30% всего населения республики, а в Латвии – 34%.

    Реальная  поддержка находящихся в ближнем  зарубежье представителей всех без  исключения коренных национальностей  России будет способствовать и укреплению межнациональных связей внутри нашей страны.

    Концепция государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе является составной органичной частью внутренней и внешней политики России.

    Она представляет собой согласованную  систему взглядов на цели, принципы и первоочередные задачи кавказской политики России, учитывающую не только современные политические реальности, но и весь комплекс экономических, культурных, этнополитических, религиозных и других особенностей народов этого региона, сложившихся как в процессе их самобытного исторического развития, так и в результате их вековых взаимоотношений с русскими народами в рамках единого Российского государства.

    Идея  и содержание Концепции сформулированы на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию, решений Правительства Российской Федерации, других нормативно-правовых актов, конституций и законов субъектов Федерации Северного Кавказа.

    Таким образом, национальная проблема всегда носила определяющий характер развития российской государственности. И именно учитывая национальную специфику, обеспечив всем этносам разные права на развитие, возможно построение оптимальной модели межэтнических отношений, направленных на обеспечение гражданского мира и согласия.  
 

    1.3 Правовое обеспечение реализации государственной национальной политики как основное направление решения национальных проблем на современном этапе

    Проблемы  укрепления межнационального согласия не обходят ни одно государство. Несмотря на особую его актуальность для многонациональной России, право фактически не задействовано в регуляции названного круга социальных отношений. Устранение указанного пробела в правовом регулировании предполагает признание этносов в качестве субъектов права и наделение в этой связи их формально равным правовым статусом. В силу этого для права не имеет ценности используемое в общественных науках деление этносов на нации, национальности, народности. 

    Система этнических обычаев, традиций не всегда соответствует, а иногда противоречит нормам права, а для некоторых этносов в силу специфического склада и особых условий жизнедеятельности оказывается гораздо более мощным регулятором поведения, нежели право. Это в отдельных случаях может привести к конфликту этноса или части его государственными структурами, обеспечивающими правопорядок (Чечня), либо к межэтническим столкновениям (Северная Осетия, Ингушетия). Применение права для регуляции отношений на межэтническом уровне не возможно без принятия закона о правовом положении этноса в России. В нем должны найти отражение права, законные интересы, обязанности, механизм волеизъявления и представительство этноса.

    Думается, что задача государства состоит в том, чтобы прогнозировать и предупреждать, одним словом контролировать межэтнические проблемы, не допуская их крайних проявлений. В тоже время в регулирование национальных отношений недопустим упор только на этнический фактор. В этих вопросах основополагающим началом должен стать принцип духовно-нравственный, принцип общероссийского духовного единства. И именно в соответствии с этими принципами должна быть выстроена законодательная база межэтнических отношений.

    Основные  принципы национальной политики нашего государства заложены в Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации от 12 июня 1990 года, провозглашающей право каждого гражданина на свободное развитие и пользование родным языком, право каждого гражданина на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Позднее положения Декларации были закреплены в Конституции России 1993 года.

    Являясь основным законом, Конституция реализуется  в действиях федеральных законов, но существующая сегодня федеральная  правовая база требует существенной доработки и обновления. Речь идет о нормативных правовых актах, касающихся национальной политики. Это Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации». Наверное, пришло время изменения и Концепции национальной безопасности Российской Федерации».

    Учитывая  жизненную актуальность этих отношений, представляется недопустимым дальнейшее затягивание вопроса разработки и принятия Федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». Надо согласится с мнением о воссоздании Палаты национальностей или другого специального государственного органа, способного регулировать межнациональные проблемы и выступать с законодательными инициативами.

    Возможно, созрела необходимость создания межэтнического суда для рассмотрения и разрешения претензий о нарушениях прав и законных интересов этноса. В состав данного суда входил бы представитель каждого российского этноса независимо от численности, а в основу работы был бы положен сессионный порядок. Исполнение решений суда, полагаю, должно основываться на общественном мнении.

    Достичь действительно оптимального устройства России можно лишь в результате поступательного  движения по пути демократических реформ. А это предполагает развитие многоканальных диалоговых взаимоотношений общества и государства через средства массовой информации. Именно они способны реально обеспечить эффективность государственной информационной политики, отражающей основные принципы решения национальных вопросов. Роль СМИ очень велика, велико и их влияние на общественное мнение. Поэтому необходимо продумать механизмы государственного управления информационными потоками. Ими могут и должны стать специальные государственные программы, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность СМИ. Предполагаемые нормативные правовые акты, на мой взгляд,  должны направлять СМИ к объективному освещению основных целей и задач национальной политики в Российской Федерации.

    Создание  целостной картины национальной политики России с помощью средств массовой информации будет способствовать естественного определения перспективных направлений развития нашего многонационального федеративного государства с участием самого общества, что в свою очередь позволит избежать межнациональные конфликты.

    Для решения национальных проблем необходимо в полной мере использовать исторический опыт, накопленный национально-государственными образованиями составе России, Жизнь показывает, что именно они являются основными гарантами сохранения и развития культур и языков российских народов или в более полном смысле – проведение единой государственной национальной политики.

    Башкортостан  является единственным государственным  образованием, которое призвано сохранять  и преумножать традиции, язык, духовное богатство башкир. Но сложилось исторически так, что эта земля стала родиной не только башкир, но и русских, татар, чувашей и представителей многих народов. Сегодня в республике в мире и согласии проживают представители более ста национальностей, и по показателям полиэтничности Башкортостан не уступает Дагестану. И это всеми воспринимается ни как проблема, а как бесценное достояние и культурное многообразие. Такой подход и является основой национальной политики в республике.

Информация о работе Современная национальная политика РФ