2. «Телекомпьюникация»
ведет к увеличению количества профессий,
возрастанию роли сферы обслуживания.
Это трактуется как «демократизация»
общества, пополнение рядов оппозиции
правящей партии новыми социальными группами
— «группами по интересам»;
3. Кибернетика
позволяет установить «непосредственную
связь между государством и
личностью». Эта индивидуальная
связь через компьютер квалифицируется
как «прямая демократия», позволяющая
провести «мгновенный референдум»
по любому вопросу. Р.Гароди замечает:
компьютер и телевидение создадут возможность
«перманентного собрания целого народа,
где каждое индивидуальное мнение будет
регистрироваться
и подсчитываться».
Дж. Мартин надеется, что при помощи
компьютерной техники проблема «демократии
участия» будет решена как в местном
и национальном масштабе, так и в мировом:
спутники связи сделают телевидение «общемировым
экраном». В этом он усматривает единственный
путь, который приведет к «взаимопониманию
между народами» и созданию «духа коммун».
Плюралистическая
сущность теории «компьютерной демократии»
позволяет её авторам отстаивать
демократические принципы равенства
всех членов общества на том основании,
что они будут находиться в
«одинаковом отношении к машинам»
и иметь возможность «давать
советы» политическим и государственным
деятелям, которые будут их учитывать.
По сути, высшим достижением демократии
идеологи этой теории считают пропускную
способность информации в обществе.
Общество и память ЭВМ как «саморегулирующиеся
системы» являются для которые будут их
учитывать. По сути, высшим достижением
демократии идеологи этой теории считают
пропускную способность информации в
обществе. Общество и память ЭВМ как «саморегулирующиеся
системы» являются для них «информационным
пространством», способным действов аналогично
благодаря схожести принципов работы.
Кибернетический
подход отражает процесс переработк»
информации, и сводить демократию к этому
процессу, по мень-| шей мере, неправильно.
Однако современная кибернетика спо-|
собна оказывать огромное влияние на выработку
системной! методологии.
ТЕМА
8. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
8.1. Сущность
демократического политического
режима
8.2. Основные
формы демократии
8.3. Теоретические
модели демократии
ВЕРНУТЬСЯ
К ОГЛАВЛЕНИЮ
8.1. Сущность
демократического политического
режима
В переводе
с греческого "демократия" означает
"власть народа" (demos - народ, cratos -
власть). Более развернутое определение
демократии, ставшее классическим, было
дано американским президентом А. Линкольном
в его известной геттисбургской речи (1863
г.): правление народа, избранное народом
и для народа. Но, несмотря на очевидность
трактовки демократии как народовластия,
существует ряд проблем, относящихся к
содержанию и функционированию демократии.
Эти вопросы вызывают серьезные споры,
что нашло отражение в появлении разных
теорий демократии. Упор делается на ее
различные свойства: свободу (либерализм),
равенство (марксизм), участие народа в
принятии решений (партисипаторная теория,
или демократия участия), конкуренцию
за голоса избирателей между элитами (элитарные
теории).
Первое представление о демократии
как форме правления возникло
в античной Греции. Аристотель
определял демократию как "правление
всех". Но при рассмотрении
истории становления демократии
обнаруживается, что понятия "все"
и "народ" не всегда совпадали.
Из всех существующих в прошлом
примеров наиболее демократичной
была "первобытная демократия",
где решения принимали все
взрослые члены рода или племени.
В период разложения первобытного
общества возникает военная демократия,
где народ, иными словами имеющие
право участвовать в управлении
и осуществлять правосудие, ограничивался
только вооруженными мужчинами.
В древних Афинах, подаривших
миру опыт первой прямой политической
демократии, под народом понимались
только взрослые свободные мужчины.
Именно они имели право лично
участвовать в работе народного
собрания и голосовать. Женщины,
рабы, метеки (лично свободные переселенцы)
политических прав не имели.
Таким образом, в Афинах демократия
распространялась только на несколько
тысяч человек. Эта власть была
далека от совершенства еще
и потому, что подавляла инакомыслие,
принимая форму тирании "большинства".
Так, афинская демократия приговорила
к смерти Сократа, а также
могла предать любого непопулярного
гражданина остракизму (изгнанию
из города сроком на 10 лет). Известно,
что из Афин был изгнан полководец
и политик Фемистокл со словами:
"Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших".
Этой участи едва избежал и известный
сторонник афинской демократии Перикл.
Наконец, отметим, что демократия древности
существовала за счет института рабовладения.
Столь же суженной была категория граждан-народа
в средневековых муниципальных демократиях
- в феодальных городах-республиках.
Крупнейшими событиями, заложившими
основы демократической тенденции,
явились Английская революция
(1688 г.), Война за независимость
Северной Америки (1775-1783 гг.) и
Французская революция (1789 г.). В
принятых в этот период документах:
Билле о правах (Англия), Декларации независимости
и Билле о правах (США), Декларации прав
человека и гражданина (Франция, 1791) - были
выдвинуты демократические ценности и
принципы, которые просматриваются и в
современной практике функционирования
системы представительства, взаимоотношения
ветвей власти и законодательства в области
прав человека.
Но более зрелых форм демократия
достигла в середине ХХ в., когда
стали реальностью равные для
всех слоев общества гражданские
и политические права. Отметим,
что современная демократия отличается
от предшествующих исторических
моделей и другими существенными
признаками: защитой прав человека,
признанием права оппозиции (тех,
кто в данный момент остался
в меньшинстве) отстаивать свое
мнение и критиковать правительство.
Современные политики подчас
злоупотребляют словом демократия. Большинство
современных партий содержат в своем названии
термин "демократическая". Практически
все современные политические режимы,
даже авторитарные, претендуют на демократичность.
Подобная произвольность в употреблении
понятия "демократия" и само разнообразие
трактовок ее сущности побуждает отдельных
авторитетных ученых сделать вывод, что
демократия - это "понятие, решительно
не поддающееся определению"1. Тем не
менее политологи, различные международные
организации используют это понятие, согласившись
относительно критериев, позволяющих
отнести тот или иной режим к демократическому.
Что представляет собой современная
политическая демократия? В самом
общем плане ее можно определить
как режим, в котором народ
имеет возможность реализовать
свою волю непосредственно либо
через своих представителей, а
власть несет ответственность
перед гражданами за свои действия.
Сущность демократии конкретизируется
в определенной совокупности
ценностей, институтов и процедур.
Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание
этого принципа означает, что
народ является источником власти,
именно он выбирает своих представителей
власти и периодически их сменяет.
Признание этого принципа означает, что
конституция, форма правления могут быть
изменены при всеобщем согласии народа
и по установленным, закрепленным в законе
процедурам.
2. Периодическая выборность основных
органов власти позволяет обеспечить
четкий легитимный механизм преемственности
власти. Государственная власть
рождается из честных выборов,
а не посредством военных переворотов
и заговоров. Власть выбирается
на определенный и ограниченный
срок.
3. Всеобщее, равное избирательное
право и тайное голосование.
Демократические выборы предполагают
реальную соревновательность различных
кандидатов, альтернативность выбора.
Реализация принципа "один гражданин
- один голос" раскрывает смысл политического
равенства.
4. Гарантия основных прав человека.
Права человека характеризуют
принципы отношений между государством
и гражданами и определяются
как свободы. Свобода - это защищенность
личности от произвола других
людей и власти, защита от нищеты
и голода. В преамбуле Всеобщей
Декларации прав человека, принятой
Генеральной ассамблеей ООН в
1948 г., описаны четыре свободы:
свобода слова, свобода убеждений,
свобода от страха и свобода
от нужды. Эти, а также другие
свободы ассоциируются с несколькими
категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами
люди пользуются как частные
лица, и они защищают граждан
от произвола власти. К ним
можно отнести равенство всех
граждан перед законом, право
на частную жизнь, право не
подвергаться пыткам, наказанию
без суда, свободу вероисповедания
и др.
6. Политические права дают гражданину
возможность участвовать в процессе
управления и влиять на принятие
решений законодательными и исполнительными
органами: право избирать и быть
избранным, свобода выражения
политических суждений, свобода
голосования, право на демонстрации,
право на создание политических
и общественных организаций, право
подавать петиции властям.
7. Социальные и экономические
права. Реализация этих прав -
необходимое условие обеспечения
политического равенства. Связано
это с тем, что провозглашение
политического равенства не устраняет
сложившейся практики, когда отдельные
граждане в силу своего общественного
статуса и благосостояния располагают
большими возможностями влиять
на власть, используя для этого
СМИ, непосредственные контакты
с правительственными чиновниками,
дружеские связи. Реализация социально-экономических
прав призвана сгладить имеющееся
социальное неравенство и повысить
тем самым активность рядовых
граждан в политической жизни.
Наконец, эти права закрепляют
условия жизни, которые выступают
своеобразным иммунитетом против
страха нужды, например страха
перед безработицей, нищетой. Они
включают в себя право на
достойный жизненный уровень,
гарантии социальной защиты, право
на образование и участие в
культурной жизни, доступ к
здравоохранению. Содержание экономических
прав зафиксировано в Международном
пакте об экономических, социальных
и культурных правах (1966 г.). Они
включают в себя право каждого
человека зарабатывать себе на
жизнь трудом, который он свободно
выбирает, и право на справедливые
и благоприятные условия жизни.
Реализация этих прав требует
подкрепления гарантиями против
дискриминации в приеме на
работу, в оплате труда по признакам
пола, религии, расы или языка.
Обеспечение социальных и экономических
прав предполагает активность
государства в разработке и
осуществлении социальных программ.
Рассматривая перспективы развития
демократии, ряд авторов указывает
на актуализацию в будущем
требований гарантий равенства
в сфере экологии2.
Отметим, что свобода слова,
свобода печати, доступ к средствам
информации рассматриваются демократической
общественностью как необходимые
условия реализации других прав.
Эти свободы позволяют гражданам
критиковать правительство, выражать
протест против нарушения каких-либо
индивидуальных и коллективных
прав, участвовать в дебатах по
важнейшим общественным проблемам.
Демократическая практика последних
десятилетий характеризуется признанием
необходимости гарантировать коллективные
права религиозных, этнических
и языковых меньшинств. Они включают
в себя гарантии против проявления
дискриминации в какой-либо форме,
а также право на сохранение
самобытности. Декларация Генеральной
ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит
следующие: развивать свою культуру, исповедовать
свою религию и обряды, использовать для
общения свой язык, принимать участие
в процессе принятия решений, касающихся
этого меньшинства и др.
Конституция - документ, закрепляющий
права и свободы граждан, обязательства
государства по защите этих
прав и предусматривающий механизм
разрешения споров между личностью
и государством.
Принцип разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную
в построении государственного аппарата
позволяет избежать возможности злоупотреблений
со стороны любой из ветвей власти.
Наличие развитой системы представительства
(парламентаризма).
Политический плюрализм (рис.). Дает
возможность легально действовать
не только политическим и общественным
движениям, поддерживающим политику
правительства, но и оппозиционным
партиям и организациям.
Демократическая процедура принятия
решений: выборы, референдумы, парламентское
голосование и др.
Принцип большинства предполагает
принятие решений большинством
голосов при одновременном признании
права меньшинства проявлять
несогласие. Меньшинство (оппозиция)
имеет право выступать с критикой
в адрес правящей власти и
выдвигать альтернативные программы,
создавать свои объединения.