Современная демократия и полиархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Изучение мирового опыта демократизации и познание основ теории современной демократии и полиархии принципиально важно для модернизации российской политической культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа политология пи 00.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

2. «Телекомпьюникация» ведет к увеличению количества профессий, возрастанию роли сферы обслуживания. Это трактуется как «демократизация» общества, пополнение рядов оппозиции правящей партии новыми социальными группами — «группами по интересам»; 

3. Кибернетика  позволяет установить «непосредственную  связь между государством и  личностью». Эта индивидуальная  связь через компьютер квалифицируется  как «прямая демократия», позволяющая  провести «мгновенный референдум»  по любому вопросу. Р.Гароди замечает: компьютер и телевидение создадут возможность «перманентного собрания целого народа, где каждое индивидуальное мнение будет регистрироваться  

и подсчитываться». Дж. Мартин надеется, что при помощи компьютерной техники проблема «демократии  участия» будет решена как в местном  и национальном масштабе, так и в мировом: спутники связи сделают телевидение «общемировым экраном». В этом он усматривает единственный путь, который приведет к «взаимопониманию между народами» и созданию «духа коммун».

Плюралистическая  сущность теории «компьютерной демократии»  позволяет её авторам отстаивать демократические принципы равенства  всех членов общества на том основании, что они будут находиться в  «одинаковом отношении к машинам» и иметь возможность «давать  советы» политическим и государственным  деятелям, которые будут их учитывать. По сути, высшим достижением демократии идеологи этой теории считают пропускную способность информации в обществе. Общество и память ЭВМ как «саморегулирующиеся системы» являются для которые будут их учитывать. По сути, высшим достижением демократии идеологи этой теории считают пропускную способность информации в обществе. Общество и память ЭВМ как «саморегулирующиеся системы» являются для них «информационным пространством», способным действов аналогично благодаря схожести принципов работы.

Кибернетический подход отражает процесс переработк» информации, и сводить демократию к этому процессу, по мень-| шей мере, неправильно. Однако современная кибернетика спо-| собна оказывать огромное влияние на выработку системной! методологии.

ТЕМА 8. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

8.1. Сущность  демократического политического  режима 

8.2. Основные  формы демократии 

8.3. Теоретические  модели демократии 
 

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

8.1. Сущность  демократического политического  режима

В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

     Первое представление о демократии  как форме правления возникло  в античной Греции. Аристотель  определял демократию как "правление  всех". Но при рассмотрении  истории становления демократии  обнаруживается, что понятия "все"  и "народ" не всегда совпадали.  Из всех существующих в прошлом  примеров наиболее демократичной  была "первобытная демократия", где решения принимали все  взрослые члены рода или племени.

     В период разложения первобытного  общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие  право участвовать в управлении  и осуществлять правосудие, ограничивался  только вооруженными мужчинами.  В древних Афинах, подаривших  миру опыт первой прямой политической  демократии, под народом понимались  только взрослые свободные мужчины.  Именно они имели право лично  участвовать в работе народного  собрания и голосовать. Женщины,  рабы, метеки (лично свободные переселенцы)  политических прав не имели.  Таким образом, в Афинах демократия  распространялась только на несколько  тысяч человек. Эта власть была  далека от совершенства еще  и потому, что подавляла инакомыслие,  принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорила  к смерти Сократа, а также  могла предать любого непопулярного  гражданина остракизму (изгнанию  из города сроком на 10 лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец  и политик Фемистокл со словами: "Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших". Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Наконец, отметим, что демократия древности существовала за счет института рабовладения. Столь же суженной была категория граждан-народа в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.

     Крупнейшими событиями, заложившими  основы демократической тенденции,  явились Английская революция  (1688 г.), Война за независимость  Северной Америки (1775-1783 гг.) и  Французская революция (1789 г.). В  принятых в этот период документах: Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

     Но более зрелых форм демократия  достигла в середине ХХ в., когда  стали реальностью равные для  всех слоев общества гражданские  и политические права. Отметим,  что современная демократия отличается  от предшествующих исторических  моделей и другими существенными  признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех,  кто в данный момент остался  в меньшинстве) отстаивать свое  мнение и критиковать правительство.

     Современные политики подчас  злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению"1. Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

     Что представляет собой современная  политическая демократия? В самом  общем плане ее можно определить  как режим, в котором народ  имеет возможность реализовать  свою волю непосредственно либо  через своих представителей, а  власть несет ответственность  перед гражданами за свои действия.

     Сущность демократии конкретизируется  в определенной совокупности  ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

     1. Суверенитет народа. Признание  этого принципа означает, что  народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

     2. Периодическая выборность основных  органов власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных выборов,  а не посредством военных переворотов  и заговоров. Власть выбирается  на определенный и ограниченный  срок.

     3. Всеобщее, равное избирательное  право и тайное голосование.  Демократические выборы предполагают  реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает смысл политического равенства.

     4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют  принципы отношений между государством  и гражданами и определяются  как свободы. Свобода - это защищенность  личности от произвола других  людей и власти, защита от нищеты  и голода. В преамбуле Всеобщей  Декларации прав человека, принятой  Генеральной ассамблеей ООН в  1948 г., описаны четыре свободы:  свобода слова, свобода убеждений,  свобода от страха и свобода  от нужды. Эти, а также другие  свободы ассоциируются с несколькими  категориями прав. 

     5. Гражданские права. Этими правами  люди пользуются как частные  лица, и они защищают граждан  от произвола власти. К ним  можно отнести равенство всех  граждан перед законом, право  на частную жизнь, право не  подвергаться пыткам, наказанию  без суда, свободу вероисповедания  и др.

     6. Политические права дают гражданину  возможность участвовать в процессе  управления и влиять на принятие  решений законодательными и исполнительными  органами: право избирать и быть  избранным, свобода выражения  политических суждений, свобода  голосования, право на демонстрации, право на создание политических  и общественных организаций, право  подавать петиции властям.

     7. Социальные и экономические  права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения  политического равенства. Связано  это с тем, что провозглашение  политического равенства не устраняет  сложившейся практики, когда отдельные  граждане в силу своего общественного  статуса и благосостояния располагают  большими возможностями влиять  на власть, используя для этого  СМИ, непосредственные контакты  с правительственными чиновниками,  дружеские связи. Реализация социально-экономических  прав призвана сгладить имеющееся  социальное неравенство и повысить  тем самым активность рядовых  граждан в политической жизни.  Наконец, эти права закрепляют  условия жизни, которые выступают  своеобразным иммунитетом против  страха нужды, например страха  перед безработицей, нищетой. Они  включают в себя право на  достойный жизненный уровень,  гарантии социальной защиты, право  на образование и участие в  культурной жизни, доступ к  здравоохранению. Содержание экономических  прав зафиксировано в Международном  пакте об экономических, социальных  и культурных правах (1966 г.). Они  включают в себя право каждого  человека зарабатывать себе на  жизнь трудом, который он свободно  выбирает, и право на справедливые  и благоприятные условия жизни.  Реализация этих прав требует  подкрепления гарантиями против  дискриминации в приеме на  работу, в оплате труда по признакам  пола, религии, расы или языка.  Обеспечение социальных и экономических  прав предполагает активность  государства в разработке и  осуществлении социальных программ.

     Рассматривая перспективы развития  демократии, ряд авторов указывает  на актуализацию в будущем  требований гарантий равенства  в сфере экологии2.

     Отметим, что свобода слова,  свобода печати, доступ к средствам  информации рассматриваются демократической  общественностью как необходимые  условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам  критиковать правительство, выражать  протест против нарушения каких-либо  индивидуальных и коллективных  прав, участвовать в дебатах по  важнейшим общественным проблемам.

     Демократическая практика последних  десятилетий характеризуется признанием  необходимости гарантировать коллективные  права религиозных, этнических  и языковых меньшинств. Они включают  в себя гарантии против проявления  дискриминации в какой-либо форме,  а также право на сохранение  самобытности. Декларация Генеральной  ассамблеи ООН (1992 г.) к этим правам относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, принимать участие в процессе принятия решений, касающихся этого меньшинства и др.

     Конституция - документ, закрепляющий  права и свободы граждан, обязательства  государства по защите этих  прав и предусматривающий механизм  разрешения споров между личностью  и государством.

     Принцип разделения властей на  законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

     Наличие развитой системы представительства  (парламентаризма).

     Политический плюрализм (рис.). Дает  возможность легально действовать  не только политическим и общественным  движениям, поддерживающим политику  правительства, но и оппозиционным  партиям и организациям.

     Демократическая процедура принятия  решений: выборы, референдумы, парламентское  голосование и др.

     Принцип большинства предполагает  принятие решений большинством  голосов при одновременном признании  права меньшинства проявлять  несогласие. Меньшинство (оппозиция)  имеет право выступать с критикой  в адрес правящей власти и  выдвигать альтернативные программы,  создавать свои объединения.

Информация о работе Современная демократия и полиархия