Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:22, контрольная работа
Изучение мирового опыта демократизации и познание основ теории современной демократии и полиархии принципиально важно для модернизации российской политической культуры.
Контрольная работа политология пи 00
8) Проблема лоббирования в политике и ее современное понимание
Понятие, цели и виды лоббизма
Вместе
с реформами российского
Так термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии такая политика долгое время считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Теперь вот приживается и в России.
Лоббистская
деятельность отличается следующими чертами.
Во-первых,
лоббизм весьма жестко связан с политической
властью. Можно даже вывести такую
закономерность: лоббизма больше, как
правило, там, где сконцентрирована
реальная власть. То есть лоббизм —
своего рода признак власти, ее специфическая
отметина. И наоборот, он не будет
проявляться там, где власть отсутствует
или где она выступает лишь
в качестве номинальной силы. Органы
власти и должностные лица выступают
объектами воздействия
Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).
В-третьих,
лоббисты выполняют функцию
В-четвертых, лоббизм допускает возможность отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно научиться законно отстаивать.
В-пятых,
лоббизм представляет отдельным
гражданам и группам граждан
возможность косвенно участвовать
в создании и подготовке правовых
и политических решений, и это
весьма важно, поскольку большинство
этих групп может не иметь представителей
в парламенте, заинтересованных в
отстаивании их интересов, аналогично
и в органах исполнительной власти.
Таким образом, через лоббистскую
деятельность возможно реализовать различные
интересы, которые в ином случае могли
бы остаться невостребованными.
Лоббизм
— одна из актуальнейших политико-
Лоббизм
как полноценный институт появляется
тогда, когда уже существуют два
необходимых условия:
1) большое
многообразие интересов в
2) расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
С двумя вышеназванными условиями лоббизма не повезло российскому обществу во времена господства административно-командной системы управления. С одной стороны, официально признавалось существование лишь двух классов (рабочих и крестьян) плюс прослойки (интеллигенции). То есть ориентация была не на социальную дифференциацию, а на социальную унификацию, что, в частности, выражалось в формировании единой новой общности «советский народ», в провозглашении идеи бесклассового общества. Кроме того, неоднократно заявлялось, что только одна партия — КПСС — сможет выразить общенародные интересы, защитить в наиболее полном объеме разнообразные стремления и чаяния людей.
С другой стороны, при слабых демократических традициях и нормах этот важный социальный институт был деформирован, проявлялся в формах, присущих для авторитарного общества. Жесткость и однолинейность командно-административных структур, практически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией, «телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи (но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».
И сегодня
в России многое в этой области
по-прежнему вызывает недоуменные вопросы.
Так, только за первые восемь месяцев 1992
г. центральные органы власти России
приняли более 60 постановлений и
распоряжений, предусматривающих разного
рода привилегии и исключения для
некоторых предприятий или
В целях
обсуждения отечественного и зарубежного
опыта в сфере лоббирования в
середине мая 1993 г. в Москве состоялась
международная конференция «
Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.
Цели, которые преследует лоббизм, могут достигаться различными средствами и методами. Их выбор зависит от политико-правовой ситуации, складывающейся в данной стране, потенциальных возможностей субъекта и особенностей объекта лоббирования. В мировой и российской практике распространены следующие формы лоббизма:
1) выступление
на слушаниях в профильных
комитетах законодательного
2) составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента;
3) организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений;
4) проведение
научно-практических
5) психологическое
давление на депутатов и
6) митинги, забастовки, демонстрации, пикеты и т.п.
Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в тех же США существуют развитые материальные структуры.
Общественное сознание в России, имея глубокие корни в общинной и социалистической психологии, с трудом пока воспринимает лоббизм, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с аморально-криминальным оттенком. То есть сейчас в основном в лоббизме видят лишь одну сторону — негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой» смысл. Конечно, разные оценки лоббизма, противоречивость его восприятия исходят, в том числе и из того, что мы еще просто не привыкли к этому во многом новому для российского общества явлению и, соответственно, понятию, его обозначающему. Трудно сказать, насколько широко будет распространено данное явление в России, но одно можно утверждать совершенно определенно: если уж мы решили формировать гражданское общество, то от лоббизма не уйти, ибо он выступает своеобразным спутником демократии. С созданием соответствующих условий, по мере реального вплетения норм и принципов народовластия в социальную практику, лоббизм из «гадкого утенка» будет постепенно превращаться в необходимый социально- политический институт.
Список литературы
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.
Перегудов С.С., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.
Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
10) Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная российская элита: сравнительный анализ
Номенклатура – это
способ структуризации общества, с помощью
которого достигается его максимальная
управляемость во имя достижения заданных
стратегических целей. Специфическая
функция данного способа заключается
в регулировании как в масштабе страны,
так и особенно в регионах вертикальных
и горизонтальных связей между руководителями
различного ранга, подчиненности, форм
«собственности» (государственной, колхозной,
кооперативной, даже личной), сфер народного
хозяйства. Этим самым достигались как
согласованность действий всего слоя
руководителей по отношению к обществу,
массам, так и стабильность, внутренняя
упорядоченность господствующей социальной
и политической силы.
Номенклатура как политический институт имеет политическую, социальную и организационную структуры, централизованное управление, набор правил (формальных и неформальных) политического поведения, внутренние моральные нормы, образ жизни, правила рекрутирования, сложившуюся практику регулирования деятельности и др
Вопрос 6.
Соотношение
этноса, нации и государства: проблема
и ее современное пониманиеВ государственных образованиях,
созданных на родоплеменой или этнокультурной
основе, отношения между людьми регулируются
с помощью обычаев, традиций и т.д., в национальном
же государстве - государственно-правовыми
нормами и законами. Государство в современном
смысле слова возникло, по-видимому, только
тогда, когда родоплеменной принцип, кровно-
родственных отношений организации жизнеустройства,
людей и их разграничения дополнились
территориальным принципом. По сути дела
в современном мире государство немыслимо
без четкого разграничения территории,
которую оно занимает, и территорий других
государств. Можно привести множество
примеров, когда принадлежность к нации
не совпадает с этнической и антропологической
принадлежностями. Таким образом, нация
предполагает не только и не столько антропологическое
и этническое происхождения индивида,
сколько его социокультурную, историко-культурную
и государственную принадлежность. Национальное
государство пришло на смену сословному,
партикуляристскому государству. Во многих
аспектах процессы формирования гражданского
общества и национального государства,
во всяком случае на Западе, совпадали,
взаимно стимулировали друг друга.