Современная демократия и полиархия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Изучение мирового опыта демократизации и познание основ теории современной демократии и полиархии принципиально важно для модернизации российской политической культуры.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа политология пи 00.docx

— 60.88 Кб (Скачать)

Контрольная работа  политология пи 00

8) Проблема лоббирования в политике и ее современное понимание

Понятие, цели и виды лоббизма

 

Вместе  с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их составной частью, атрибутом, признаком. Среди таких  явлений можно выделить и лоббизм.

Так термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов  за деньги. Однако в Англии такая  политика долгое время считалась  предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Теперь вот приживается и в России.

Лоббистская деятельность отличается следующими чертами.  

Во-первых, лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую  закономерность: лоббизма больше, как  правило, там, где сконцентрирована реальная власть. То есть лоббизм —  своего рода признак власти, ее специфическая  отметина. И наоборот, он не будет  проявляться там, где власть отсутствует  или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают  объектами воздействия лоббистов.

 

Во-вторых, лоббистская деятельность всегда ведется  в чьих-либо интересах (классов, слоев, регионов, партий, общественных организаций, наций, конфессий и т.п.).

 

В-третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями, политическими  партиями, общественными объединениями (блоками), гражданами и государственными структурами (законодательными и исполнительными  органами власти).

 

В-четвертых, лоббизм допускает возможность  отстаивания интересов не только организаций и объединений, но и  отдельных лиц. Ведь у определенных граждан и их коллективов могут  быть как общие, так и сугубо индивидуальные интересы. И те, и другие важно  научиться законно отстаивать.

 

В-пятых, лоббизм представляет отдельным  гражданам и группам граждан  возможность косвенно участвовать  в создании и подготовке правовых и политических решений, и это  весьма важно, поскольку большинство  этих групп может не иметь представителей в парламенте, заинтересованных в  отстаивании их интересов, аналогично и в органах исполнительной власти. Таким образом, через лоббистскую  деятельность возможно реализовать различные интересы, которые в ином случае могли бы остаться невостребованными. 

Лоббизм — одна из актуальнейших политико-правовых проблем современности, неотъемлемая составная часть политической и  правовой жизни России.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два  необходимых условия:  

1) большое  многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной  дифференциации, расслоения, «специализации»;  

2) расширяется  доступ к власти на основе  политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

 

С двумя  вышеназванными условиями лоббизма не повезло российскому обществу во времена господства административно-командной  системы управления. С одной стороны, официально признавалось существование  лишь двух классов (рабочих и крестьян) плюс прослойки (интеллигенции). То есть ориентация была не на социальную дифференциацию, а на социальную унификацию, что, в  частности, выражалось в формировании единой новой общности «советский народ», в провозглашении идеи бесклассового  общества. Кроме того, неоднократно заявлялось, что только одна партия — КПСС — сможет выразить общенародные интересы, защитить в наиболее полном объеме разнообразные стремления и чаяния людей.

 

С другой стороны, при слабых демократических  традициях и нормах этот важный социальный институт был деформирован, проявлялся в формах, присущих для авторитарного  общества. Жесткость и однолинейность командно-административных структур, практически безграничное всевластие партийно-государственного аппарата и его чиновников подменили лоббизм ведомственностью, коррупцией, «телефонным правом». Следовательно, уравнительно-номенклатурные идеи (но далеко не социалистические, как это пытаются представить некоторые политологи) и их реализация на практике препятствовали расширению цивилизованного лоббизма, не позволяли ему «развернуться».

 

И сегодня  в России многое в этой области  по-прежнему вызывает недоуменные вопросы. Так, только за первые восемь месяцев 1992 г. центральные органы власти России приняли более 60 постановлений и  распоряжений, предусматривающих разного  рода привилегии и исключения для  некоторых предприятий или регионов. В результате российская казна недополучила несколько сотен миллиардов рублей. Какими принципами при этом руководствовались власти? Насколько их указания на сей счет были согласованы друг с другом, а главное — с возможностями государственного бюджета России? Наконец, насколько они целесообразны, кому выгодны и что получил взамен налогоплательщик (бюджет-то формируется в основном за его счет)? На все поставленные вопросы не так-то легко ответить.

 

В целях  обсуждения отечественного и зарубежного  опыта в сфере лоббирования в  середине мая 1993 г. в Москве состоялась международная конференция «Лоббизм и его место в общественно-политической жизни». Среди участников конференции  был проведен опрос. Большинство  из них (62 процента) считают, что на сегодняшний  день в России уже сложились условия  для развития лоббизма. Для того чтобы данный процесс «пошел»  еще активнее, необходимо знать и  умело применять наиболее употребляемые  в мировой практике средства и  методы, с помощью которых достигаются  цели лоббизма.

 

Цели  лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т.д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

 

Цели, которые  преследует лоббизм, могут достигаться  различными средствами и методами. Их выбор зависит от политико-правовой ситуации, складывающейся в данной стране, потенциальных возможностей субъекта и особенностей объекта  лоббирования. В мировой и российской практике распространены следующие  формы лоббизма:

 

1) выступление  на слушаниях в профильных  комитетах законодательного органа;

 

2) составление  законопроектов и вынесение их  на обсуждение парламента;

 

3) организация  пропагандистских кампаний в  средствах массовой информации по поводу готовящихся или принятых решений;

 

4) проведение  научно-практических конференций  с участием представителей законодательной  и исполнительной властей;

 

5) психологическое  давление на депутатов и представителей  исполнительной власти (звонки, письма, телеграммы в их адрес, личные  визиты влиятельных деятелей  и местных избирателей);

 

6) митинги,  забастовки, демонстрации, пикеты и  т.п.

 

Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в тех же США существуют развитые материальные структуры.

Общественное  сознание в России, имея глубокие корни  в общинной и социалистической психологии, с трудом пока воспринимает лоббизм, а слово «лоббист» зачастую используется как ругательное, с аморально-криминальным оттенком. То есть сейчас в основном в лоббизме видят лишь одну сторону  — негативную, вкладывают в этот термин лишь «теневой» смысл. Конечно, разные оценки лоббизма, противоречивость его восприятия исходят, в том  числе и из того, что мы еще  просто не привыкли к этому во многом новому для российского общества явлению и, соответственно, понятию, его обозначающему. Трудно сказать, насколько широко будет распространено данное явление в России, но одно можно утверждать совершенно определенно: если уж мы решили формировать гражданское  общество, то от лоббизма не уйти, ибо  он выступает своеобразным спутником  демократии. С созданием соответствующих  условий, по мере реального вплетения  норм и принципов народовластия  в социальную практику, лоббизм из «гадкого утенка» будет постепенно превращаться в необходимый социально- политический институт.

 

Список  литературы

 

Малько  А.В. Политическая и правовая жизнь  России: актуальные проблемы: Учебное  пособие. – М., 2000.

 

Перегудов С.С., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и Российское государство. М., 1999.

 

Политический  процесс: основные аспекты и способы  анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.

10) Правящий класс царской России, советская номенклатура, современная российская элита: сравнительный анализ

 Номенклатура – это способ структуризации общества, с помощью которого достигается его максимальная управляемость во имя достижения заданных стратегических целей. Специфическая функция данного способа заключается в регулировании как в масштабе страны, так и особенно в регионах вертикальных и горизонтальных связей между руководителями различного ранга, подчиненности, форм «собственности» (государственной, колхозной, кооперативной, даже личной), сфер народного хозяйства. Этим самым достигались как согласованность действий всего слоя руководителей по отношению к обществу, массам, так и стабильность, внутренняя упорядоченность господствующей социальной и политической силы. 

Номенклатура  как политический институт имеет  политическую, социальную и организационную  структуры, централизованное управление, набор правил (формальных и неформальных) политического поведения, внутренние моральные нормы, образ жизни, правила  рекрутирования, сложившуюся практику регулирования деятельности и др

Вопрос 6.

Соотношение этноса, нации и государства: проблема и ее современное пониманиеВ государственных образованиях, созданных на родоплеменой или этнокультурной основе, отношения между людьми регулируются с помощью обычаев, традиций и т.д., в национальном же государстве - государственно-правовыми нормами и законами. Государство в современном смысле слова возникло, по-видимому, только тогда, когда родоплеменной принцип, кровно- родственных отношений организации жизнеустройства, людей и их разграничения дополнились территориальным принципом. По сути дела в современном мире государство немыслимо без четкого разграничения территории, которую оно занимает, и территорий других государств. Можно привести множество примеров, когда принадлежность к нации не совпадает с этнической и антропологической принадлежностями. Таким образом, нация предполагает не только и не столько антропологическое и этническое происхождения индивида, сколько его социокультурную, историко-культурную и государственную принадлежность. Национальное государство пришло на смену сословному, партикуляристскому государству. Во многих аспектах процессы формирования гражданского общества и национального государства, во всяком случае на Западе, совпадали, взаимно стимулировали друг друга.  

Информация о работе Современная демократия и полиархия