Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка
Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.
1. Политология, как наука, ее предмет и место в современном обществознании.
Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.
Политология как наука делится:
1. Теоретическая изучает сущность политики, её природу, её роль для человека и общества, политические взаимоотношения между личностью обществом и государством. Политика влияет и исследует закономерности развития общества, политические процессы происходящие в обществе и политические явления.
2. Прикладная исследует
частные политические проблемы,
формирует знания направленные
на решение конкретных задач
общества избирательные
Предметом изучения политологии являются закономерности развития и тенденции развития политики. Как научная дисциплина политология охватывает существующий в государстве политический порядок, политический процесс, и такие проблемы как: политическое господство, политическое управление, политическое неравенство и другие проблемы.
Предметом политологии
являются закономерности
Объектом является — гос-во, власть и властные отношения. Объектом является политика, политическая сфера жизни общества.
Современное обществознание
рассматривает политологию,
Политическая социология.
Политическая философия
Теория государства и права
Политическая география
Часто в политологии
используются знания таких
2. Политика: многообразие
трактовок, структура и
Современное понимание
политики многозначно.
Политика — особый
вид межгрупповых отношений,
Политика — предложения
людей, разработка
Политика — это
особый вид деятельности, связанный
с участие людей во власти,
с руководством другими людьми,
с распределением материальных
ресурсов и урегулированием
Политика — особая
сфера деятельности людей,
Структура политики:
1политическая власть как возможность и способность навязывать свою волю другому
2политическая организация
совокупность государственных
3политические отношения
или формы взаимосвязи
4политическая культура тип отношения к полит. явлениям, обнаруживающийся в поведении
5политическое сознание
политическая психология и
6субъекты политики
индивиды, социальные группы, слои,
массы, организации,
Функции политики:
1-функция обеспечения
целостности и стабильности
2-функция мобилизации
и обеспечения эффективности
общей деятельности помимо
3-управленческая и регулятивная функция политики политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие , оказывает на них влияние путем принятия политических решений.
4-функция рационализма
представляя групповые и
5-функция полит.социализации
открывая широкие возможности
реализации групповых и
6-гуманитарная функция
эта функция выражается в
3. Субъекты и объекты политики.
Субъекты политики
— это социальные и
С определенной
долей условности политических
субъектов можно
Объекты политики
— это те социальные общности,
группы, нации и народности, граждане
и их объединения, на которые
политика воздействует в
4. Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный.
Метод политологии
— совокупность приемов и
Современная наука
рассматривает политологию как
интегративную дисциплину, включающую
знание таких дисциплин как
политическая социология, политическая
философия, теория государства
и права, политическую
Исторический: Основан
на политических явлениях и
процессах во времени и
Нормативный: Политические влияния рассматриваются с тз соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Недостаток — оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.
Институционный: Основан на функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д. Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений.
Сравнительный: Сопоставление однотипных политических явлений в различных странах.
Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у разных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности.
Социологический:
Основан на зависимости
Бихевиористский: Основан на личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации. Выявление мотива полит поведения, вне моральной оценки+внедрение точных наук.
5. Политические учения античности. Платон и Аристотель: модели государственного устройства и управления.
Платон большую
часть своей жизни
1 Политик посвящён истории общества. Бог непосредственно управлял людьми. Не было ни государства, ни собственности, ни необходимости трудиться, поскольку люди могли питаться плодами земли.
2 Государство. 3 хороших
формы правления — это
В гос-ве должно быть 3 класса:
1. Правители осущ. контроль эконом. жизни
2. Воины, стражи защищают
страну от внешних и
3. Ремесленники, земледельцы производят материалы для общества, поддерживают идеал справедливости и добра.
Основной принцип
— принцип справедливости. Каждый
занимается своим делом! 2 первых
класса не должны иметь
Платон, несомненно, брал за идеал государственное устройство Спарты.
3 в Законах Платон
предлагает идеальное
Аристотель Политика
в государстве видит множество
классов и групп: земледельцев,
ремесленников, торговцев,
Выделил 6 форм политического устройства: К правильным относятся: Монархия, Аристократия идеальная форма правления = несправедливость принадлежания власти 1 лицу,и глупость многим-деление и ссоры, Полития — строй, где власть держат все сословия все классы. К неправильным относятся: Терания — борцы с королевской властью диктатор, Демократия, Олигархия.
В идеальном государстве
Аристотеля сохраняются
В принципе, и Платон, и Аристотель преследуют одну и ту же цель, они боятся, что частная собственность породит вражду между людьми, и стремятся либо отменить, либо как-то ограничить её.
6. Политические
учения в эпоху Средневековья
и Возрождения.(Блаженный
Европейская политическая мысль эпохи средневековья. Церковь в эпоху средневековья (с VI в. по XV в.), играет ту же роль, которую в античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви. Поэтому центральной проблемой для средневековой политической теории выступает вопрос: какая власть (организация) должна иметь приоритет – духовная или светская, соответственно церковь или государство; как и насколько должны быть разделены их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители получили «через посредство церкви», авторитет которой происходит «непосредственно от Бога».