Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

Поведенческий — отражает конкретные образцы и  модели поведения, которые передаются и закрепляются в политических традициях политическая активность, пассивность и т.д..

Политическая  культура выполняет определенные функции:

Интеграционная  позволяет сплотить общество на основе характерных для государства  ценностей.

Коммуникативная функция политической культуры выражается в том, что посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений раскрывает потребность человека в групповой принадлежности

Регулятивная  функция политической культуры состоит  в том, что благодаря устойчивым формам политического мышления и  общепринятым нормам политического  поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов

Функция адаптации ,выражающая потребность человека в  приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его  прав и властных полномочий.

Широкую известность  получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую гражданскую политические культуры.

Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам.

Подданническая  политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. К власти носители такой культуры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

42. Принципы  и цели культурной политики  в Республике Беларусь. Особенности политической культуры в Республике Беларусь.

Политическая  культура каждого политического  сообщества имеет свои особенности, обусловленные ментальными характеристиками народа, исторической судьбой, спецификой этногенеза, политическим опытом, религиозным, геополитическим и другими факторами.

Исследователи политической культуры отмечают, что  в переходном обществе политический выбор граждан носит преимущественно  психологический, а не идеологический характер. Поэтому анализ свойств  менталитета социума целесообразно использовать для понимания содержания и типа отечественнойполитической культуры.

Менталитет  представляет собой психологическое  оснащение представителей определенной культуры, позволяющий хаотичный  поток различных представлений  интегрировать сознанием в определенное мировоззрение, образ мышления и поведения.

Так, Беларуси свойственна  интровертная черта политической культуры. Это проявляется в консерватизме  как в быту, так и в политике абы не горш, абы не было вайны; низком уровне социальности: люди больше тяготеют к малым группам семья, друзья, родственники, земляки, нежели к большим партии,общественные организации национального уровня; ксенофобичных предрассудках значительная часть белорусов с недоверием относится к транснациональным корпорациям и международным организациям. Поэтому белорусский социум не готов к быстрым и радикальным переменам. Это служит одной из причин более медленного реформирования политики и экономики в Беларуси.

Современные процессы глобализации, влияние информационной революции, сам факт существования суверенитета вызывают интерес к исследованию политической культуры молодого поколения, которое проходит социализацию в переходный период. По мнению белорусских социологов Е. М. Бабосов, Ю. М. Бубнов, основная траектория изменения ценностных ориентаций молодежи располагается вдоль стратегических векторов развития трансформирующегося общества. Молодежь рассматривается в качестве ведущей социальной силы преобразований. Современная молодежь отдает предпочтение таким ценностям, как жизнь, здоровье, индивидуальность, личная свобода. Она более прагматична, готова к конкуренции, понимает свои интересы, более критична по отношению к власти. Однако не следует идеализировать молодежь, и её субкультуру еще нельзя считать демократической и правовой. Среди молодежи нередки проявления аморальности любыми средствами достичь цели, низкого уровня социальности. Имеют место аполитичность, анархизм и правовой нигилизм, космополитизм проще поменять Родину, чем пытаться изменить жизнь дома. Как видим, общая либеральная направленность молодежи должна быть дополнена окультуриванием — усвоением общественно значимых норм и правил поведения.

Таким образом, можно говорить об отсутствии в Беларуси единой политической культуры и наличии  характерной для переходного общества фрагментарности. Преобладает патриархально-подданническая субкультура, носителями которой являются отдельные социальные слои и люди, работающие на государство и зависимые от него. Важнейшей чертой этой культуры является политическая бессубъектность.

Вторая субкультура  формируется вокруг ценностей, отражающих потребности развития общества. Ее носители — молодежь, предприниматели, интеллигенция. Можно отметить социальные группы, где доминируют ценности этих убкультур. Старшее поколение выступает за порядок; молодежь — за свободу ииндивидуальные права; социально слабые слои — за государственное регулирование цен; наиболее адаптированные предприниматели, средние слои — за рыночную модель; лица низкого социального статуса и образования — за объединение в единое государство; лица с высоким социальным статусом и образованностью — за суверенитет . Основная линия размежевания политико-культурного поля Беларуси — этатистско-патерналистская направленность или инициативная, предпринимательская позиция личности.

Важнейшая задача всех граждан страны на современном  этапе — это сохранение и укрепление независимости Беларуси. Динамика процесса становления государственности  и граждан нового государства  взаимосвязанный процесс:

1 от каждого  человека требуется самоопределиться и признать государство;

2 государство  должно заслужить доверие своего  народа. Устойчивость и перспектива  общества строится на логике  развития личности. Будущее —  у того государства, которое  сможет предоставить своим молодым  гражданам жизненное пространство для самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Структура,  функции, уровни политической  идеологии.

Политическая  идеология — это разновидность  корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму. Это самое общее определение идеологии, но можно дать и другое, более конкретное определение идеологии: Политическая идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Структура идеологии:

1.Политические  теории и учения. Благодаря им  идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.

2.Ценности и  нормы, позволяющие не только  описать, но и объяснить социальную  действительность, оценить ее и  выработать к ней определенное  отношение. Ценность — это  стандарт, посредством которого  субъектами отбираются цели своих действий. Норма — это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

3.Элементы утопии  — совокупность самоценных идеалов,  способных влиять на человеческую  мотивацию в социальной сфере  коммунизм в марксизме-ленинизме,  американская мечта в американском либерализме.

4.Проекты и  программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг  планов воплощения общественных  идеалов.

5.Мифологическое  начало присутствует в идеологии  за счет того, что поведением  людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.

Основными функциями  политической идеологии являются:

- овладение  общественным сознанием;

- внедрение  в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

- создание позитивного  образа в глазах общественного  мнения предлагаемых ею целей  и задач политического развития. [10, с. 269]

- при этом  политическая идеология призвана  не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

- с точки  зрения политических функций,  идеология стремится сплотить, интегрировать  общество либо на основе интересов  какой-нибудь определенной социальной национальной, религиозной и др, группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения например, идеология анархизма, фашизма. При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.

Обычно выделяют следующие уровни идеологии:

теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса нации, государства или приверженцев какой-то определенной цели политического развития

программно-политический, на котором социально-философские  принципы и идеалы переводятся в  программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление нейтрализацию оппонентов.

актуализированный, который характеризует степень  освоения гражданами целей и принципов  данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

 

 

 

44. Основные  идеологические течения современности.

Либерализм

В политической истории Запада возникновение либерализма  связано с развитием капиталистического общества. Центральное место занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее. Либеральная теория общественного договора обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы.

Основные ценности либеральной доктрины:

1.Человек —  высшая ценность и он не  должен быть средством для  достижения каких-либо целей. Первоосновой общественного устройства считается личность, а не общество.

2.Индивидуальная  свобода — наличие у каждого  человека естественных, данных ему  от природы — независимо от  его воли, воли коллектива или  общества, неотчуждаемых прав право на жизнь, свободу, собственность, безопасность и др..

3.Свобода от  произвольного вмешательства государства  в частную жизнь гражданина  — государство является результатом  общественного договора и ограничено  в своих функциях поддержанием  порядка внутри страны и безопасности во внешних отношениях ночной сторож.

4.Индивидуализм  и эгоизм — индивид использует  свою свободу и собственность  для собственного блага в рамках  закона, невмешательство государства  в экономику свобода личной  инициативы как условие процветания его и общества.

5.Независимость  от предрассудков, свобода взглядов, совести, волеизъявления, мораль  как частное дело человека.

6.Ответственность  человека перед своей свободой  и обществом гарантией этой  свободы и ответственности являются  законы, которые человек создает сам.

7.Естественное  неравенство людей как факт, обусловленный  особенностями их биологических  и социальных характеристик.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"