Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
- развитую систему
самоуправления: независимых муниципалитетов
и влиятельных общественных
- численное преобладание среднего класса, позволяющее ему быть самой влиятельной общественной и политической силой
- многопартийность и свободу участия в политике
- влиятельные
СМИ, представляющие весь
- идеологический плюрализм
- равенство
перед законом,
25. Конституция — правовая основа политической системы бел. общества. Осн. институты власти.
Конституция Республики Беларусь РБ — это основной закон государства, который закрепляет государственную власть. Конституция РБ появилась при советской власти и первая из них была обнародована в 1918г. На протяжении многих лет Конституция неоднократно менялась, что говорит о незрелости общества. В конституции решаются 2 осн. вопроса:1Система государственной власти.2Права свобод и обязанностей граждан. Государственные политические институты власти: парламент, правительство, бюрократия
Любая конституция должна выполнять не только юридические, но и политические и идеологические задачи. Политическая сторона связана с ориентирами развития государства и общества. Конституция содержит нормы и цели, которые определяют направления развития государства. Конституция является идеологическим документом ибо она является мировоззренческим документом, поскольку способствует распространению и утверждению определенных политических целей.
Согласно нашей
Конституции Республика Беларусь —
унитарное демократическое
Статус личности:Важнейшим аспектом в правильном понимании прав и свобод человека является то, что государство в лице своих органов может лишь устанавливать пределы свобод человека, предоставляя определенный комплекс прав и свобод.
26. Законодательная власть…
Законодательная власть представлена парламентом, который является высшим законодательным органом государства. Впервые был образован в XII веке в Англии.
При характеристике
парламента обычно применяют термин:
высший законодательный и
Место и роль парламента, как правило, закрепляется в конституции. Понять роль, сущность, цели и задачи парламента лучше всего через его классификацию.
Парламенты — делятся на однопалатные и двухпалатные. Однопалатные парламенты и нижняя палата 2-х палатных парламентов всегда формируются путем выборов. Верхняя палата образуется по-разному:
по принципу наследования Великобритания
по принципу назначения главой государства Канада, Иордания
- по принципу избрания США, Италия, Индия, Франция.
В Беларуси верхняя палата — Совет Республики, формирующийся по принципу территориального представительства по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает Президент.
Нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя.
Конституционный парламент по устройству высшей государственной власти:
парламенты, работающие по принципу парламентского ответственного правления. Этому парламенту предоставлено право формировать правительство и право отправлять правительство в отставку Великобритания, Италия, Германия, Венгрия и др.
парламент с президентской формой правления. Здесь существует жесткий принцип разделения властей и принцип сдержек и противовесов. Парламент не может объявить вотум недоверия правительству
парламент, где существует смешанная форма правления. Имеет место реальный институт парламентской ответственности правительства. Президент наделён правом роспуска парламента Франция
в ряде стран
парламент играет декоративную роль.
Их иногда называют консультативные
парламенты. Такие парламенты предусмотрены
конституциями некоторых
Для успешной работы парламента создаются комиссии или комитеты. Они образуются из депутатов, проводят подготовительную работу по созданию и оценке законопроектов.
Партийные объединения в парламенте называются партийными фракциями или парламентскими группами. Фракции участвуют в формировании руководящих органов палат, участвуют в направлении хода прений и дебатов, влияют на исход голосования.
Главной функцией парламента является законотворчество, обсуждение, изменение поправок, согласование интересов партийных фракций.
Представительская функция означает защиту депутатами интересов своих избирателей.
Формирование бюджета предполагает его утверждение и определение финансовой политики.
Парламент может выполнять внешнеполитические функции: утверждение военной доктрины, ратификация международных договоров, объявление войны, заключение мира и др.
Пределы деятельности законодательной власти ограничены принципами права, естественными правами человека и находятся под контролем народа и специальных конституционных институтов.
27. Исполнительная власть в политической системе бел.общества.
Конституция возлагала на впервые созданный институт президентства, который пользуется широкой популярностью во всем мире. Кстати сказать, более 130 стран мира имеют в своей политической системе институт президентской власти. Согласно ст. 95 Конституции Президент являлся не только Главой государства, но и главой исполнительной власти. В силу этого он должен был выполнять функции, обязанности двух должностей, которые имели разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.
Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей. Президент Республики Беларусь перестал быть главой исполнительной власти, что, однако не превращает его в некий государственный символ.
В результате последовательного
закрепления в Конституции
-руководит системой
подчиненных ему органов
-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации
-разрабатывает
и представляет Президенту для
внесения в Парламент проект
республиканского бюджета и
-обеспечивает
проведение единой экономическо
-принимает меры
по обеспечению прав и свобод
граждан, защите интересов госу
-выступает от
имени собственника в
-обеспечивает
исполнение Конституции,
-отменяет акты
министерств и иных
-осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента
-с обретением
Советом Министров
-Ответственность Правительства перед Парламентом, участие Палаты представителей в процессе формирования Совета Министров.
28. Понятие, происхождение и функции политических партий. Политическая партия- добровольно организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных соц слоев и стремится к реализации своей цели путем борьбы за власть и ее использование.
Социальная база партии-это те слои общества, интересы которых партия выражает. Как правило, в этих слоях партияпользуется наибольшим влиянием, и они поддерживают ее на протяжении длительного времени.
Электорат -избиратели, голосующие за партию на выборах. Члены партии — лица, формально состоящие и участвующие в деятельности партии. Если не все члены партии являются единомышленниками, это может приводить к образованию внутри партии фракций — групп, выдвигающих программы, отличные от общей программы партии. Ф-ции:
1.Борьба за завоевание
и исп-ние полит власти в
интересах поддерживающих
2.Представительская: выражает соц интересы
3.Соц интеграция заключается во включении различных соц. групп в политическую систему и примирение их конфликтных политических интересов.
4.Отбор и рекрутирование призыв политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.
5.Полит социализация граждан, формирование у них качеств и навыков участия в отношении власти
6. Идеологическая — разработка
теоретических концепций и
7.Углубление связей и
отношений между различными
Партийные системы и их типология. Партийная система — это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы ПС: Беспартийные, Однопартийные, Двухпартийные, многопартийные.Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах Катар, Кувейт. Двухпартийные системы США, Барбадос характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов.В многонартийных системах ни одна из партий, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными и тоталитарными режимами.
29. Характеристика политических партий РБ.
Процесс становления
многопартийной системы в Беларуси
практически начался в середине
80-х годов, когда стали организованно
оформляться новые общественно-
В настоящее время процесс создания и деятельности политических партий в Беларуси регулируется Конституцией ст. 4,5, законом О политических партиях 1994 г., законом Об общественных объединениях 1994 г..