Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

К субъектам  международных отношений можно отнести:

Независимое государство

Международные организации

Транснациональные корпорации ТНК

Уровни МО:

1.По вертикали  масштабные отношения:

Глобальные  МО — отношения между системами  государств, крупнейшими державами, отражающие мировой политический процесс в целом

Региональные  и субрегиональные — отношения  между государствами определенного  политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие  более конкретные проявления и многосторонний характер

Отношения конкретной международно-политической ситуации. Они всегда носят конкретно-исторический характер, включая в себя различные типы отношений и вовлекает в свою сферу несколько государств, заинтересованных в разрешении сложившейся ситуации, по мере разрешения ситуации эти отношения распадаются.

2.По горизонтали  групповые:

Коалиционные  и межкоалиционные. Они реализуются  посредством создания разного рода международных организаций и  других видов постоянных и временных  объединений государств

Двусторонние  отношения — наиболее распространенная форма отношений между государствами и организациями.

Виды МО:

Политико-правовые — предполагает регулирование взаимоотношений  участников международного сообщества, о которых эти участники договорились.

Экономические и научно-технические. В современных  условиях эти 2 вида МО неотделимы друг от друга и не существуют в отрыве от политических отношений.

Идеологические  — самостоятельная часть политических отношений

Военно-стратегические

Культурные  отношения

Международные организации МОрг относятся к  числу наиболее активных и многочисленных участников МО.

2 основных типа  МОрг:

Межгосударственные  и межправительственные организации:

1.Геополитический  критерий:

Универсальный тип, Межрегиональный, Региональный, Лацино- американский, Субрегиональный

2Направленности  действия:

Общецелевые, Экономические, Военно-политические, Финансовые, Научно-технические, Правоохранительные

Международные правительственные организации  — транснациональные корпорации ТНК

Международные отношения осуществляются и реализуются  через внешнюю политику, под которой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами.

Таким образом, система международных отношений  находится в постоянном развитии, совершенствовании, появляются их новые виды и уровни.

 

 

 

56.Внешняя  политика государств. Национальные  интересы, цели, функции и приоритеты  внешней политики Республики  Беларусь.

Начало проведения Беларусью самостоятельной внешней  политики связано с принятием  Верховным Советом 12-го созыва Декларации о государственном суверенитете БССР 27 июля 1990 г. и последующим приданием этому документу статуса конституционного закона 25 августа 1991 г.. После подписания Беловежских соглашений о денонсации договора о создании СССР от 1922 г. 8 декабря 1991 г. началось международное признание Республики Беларусь. Первыми государствами, признавшими независимость Республики Беларусь и установившими с ней дипломатические отношения, стали Украина и США.

В Конституции  Республики Беларусь закреплено: Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным.

Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены в Законе Об утверждении  основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь. К принципам внешней политики Республики Беларусь относятся:

- соблюдение  общепризнанных принципов и норм  международного права

- соразмерность  внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета

- повышение  эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации

- развитие на  основе общепризнанных принципов  и норм международного права  всестороннего сотрудничества с  иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества

- добровольность  вхождения и участия в межгосударственных  образованиях

- приверженность  политике последовательной демилитаризации  международных отношений

- отсутствие  территориальных претензий к  сопредельным государствам, непризнание  территориальных притязаний к  Республике Беларусь.

Внешняя политика — это деятельность государств по регулированию отношений с другими  странами, в целях обеспечения  национальных интересов страны на международной арене.

Национальный  интерес — это осознанные объективные  потребности, осуществление которых  обеспечивает укрепление государственности, повышения благосостояния и безопасности граждан.

Внешняя политика осуществляется в определенных формах, имеет конкретные цели и выполняет 2 основные функции:

Охранительную;

Информационно-пропагандистскую.

К основным направлениям внешней политики современной Беларуси относятся:

1 безъядерность.  Беларусь — первая в мире  страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее территории ядерного оружия

2 стремление  к нейтралитету

3 последовательное  отстаивание необходимости формирования  много- полярного мироустройства, поскольку только оно может  предоставить государствам условия  для безопасного развития и коллективного справедливого решения общих международных проблем

4 развитие Движения  неприсоединения и формирование  на еш основе центра конструктивной  силы

5 обеспечение  национальной безопасности Республики  Беларусь

6 поиск новых  подходов к развитию конструктивного диалога с Европейским сообществом

7 разностороннее  взаимодействие с государствами  Азии, Африки и Латинской Америки,  энергичное сотрудничество в  международных организациях

8 интеграция  в мировое сообщество при укреплении  СНГ и белорусско — российского сотрудничества

9 мобилизация  международной поддержки в решении  чернобольской проблемы.

57. формирование  союзного государства, содействие  укреплению региональной и глобальной  политики.

Союзное государство- политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

В статье 17 Договора о создании Союзного государства  определено, что функционирование РГВ региональной группировки войск относится к исключительному ведению Союзного государства.

Выполняя вышеуказанные  документы министерствами обороны  двух государств был разработан План применения РГВ в интересах обеспечения  безопасности Союзного государства утвержден Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 года и создана региональная группировка войск сил, ставшая к настоящему времени катализатором развития военной составляющей системы коллективной безопасности.

В 2011 году для  демонстрации транспарентности, миролюбивой  политики Союзного государства и  в подтверждение оборонительного  характера РГВ, очередной этап ее подготовки — СОУ Щит Союза-2011, будет проведено на территории Российской Федерации.

Это наглядно подтверждает стремление руководства Беларуси и  России предпринять реальные меры по укреплению Европейской безопасности и в одностороннем порядке  ограничить крупномасштабную военную  деятельность на границах НАТО и Союзного государства.

В настоящее время в интересах обеспечения обороноспособности Союзного государства 180 российских оборонных предприятий сотрудничают со 120 организациями белорусского военно-промышленного комплекса.

Тенденции развития мировых процессов диктуют нам  необходимость не только продолжать построение общеевропейской системы безопасности в рамках Союзного государства и ОДКБ, но и всемерно способствовать вовлечению в данные процессы других государств на основе партнерства и взаимного уважения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.Геополитика и политическая география. Теоретические основы геополитики Ф. Ратцель, Р. Челлен, X. Маккиндер, К. Хаусхофер и др.

Введение в  научный оборот термина геополитика  связано с именем шведского ученого  Р. Челлена 1846-1922 гг.. Этим понятием он обозначал  доктрину, согласно которой государство рассматривается как географический организм или феномен в пространстве. Более обстоятельное определение было сформулировано представителями классической и современной школы геополитики, такими как Ф. Ратцель 1844-1904 гг., X. Макиндер 1861-1947 гг., К. Хаусхофер 1869-1946 гг. и др.

Геополитика —  это особый подход к объяснению политических явлений, в основе которого лежат  природные и географические факторы  — постоянные и переменные. К  первым относятся: расположение территории, протяженность и конфигурация границ, климат, рельеф, флора и фауна, гидрография, размеры воздушного пространства, расположение государства относительно суши и моря. В этом плане все государства делятся на две большие группы: континентальные и морские островные державы.

Под переменными  факторами в геополитике понимаются следующие: население, ресурсы, политическая культура, социальная структура и  т. д.

Таким образом, ключевой идеей геополитики является то, что любое государство не может  быть рассмотрено только как совокупность политических институтов, других социальных и правовых образований. Государство всегда предполагает конкретное воплощение в определенном географическом пространстве, поскольку оно может иметь богатые природные ресурсы или не иметь их, обладать плодородными почвами или занимать преимущественно пустыни или саванны, располагаться на острове, иметь выход к морю или вообще не иметь его. Естественно, эти факторы не могут не оказывать влияния на интересы государства. Следовательно, геополитика — это политика государства, обусловленная той средой, в которой живут люди, а среда — это влияние земли, воздуха, климата, составляющих единый географический организм.

Целесообразно указать на следующие категории  геополитики:

пространство, контролируемое государством или союзом государств, отражается в категории геополитическое поле

для характеристики пространства, которое контролируется продолжительное время, используется категория эндемическое поле

если пространство находится под контролем государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоено, то такое состояние отражается в категории пограничное поле. Сопредельные государства ставят под сомнение принадлежность этих территорий тому или иному государству

пространство, на которое претендует несколько государств, называется перекрестным полем

если пространство осваивается несколькими странами, государствами, то в геополитике  оно называется метополе.

Выводы

Геополитические отношения — это относительное  единство и борьба противоположностей: суши и моря, центра и периферии. Геополитика — это система знаний, учение о географической обусловленности политических явлений

Теоретические основы геополитики.

1Органическая  школа Фридриха Ратцеля. Государство  представляет собой организм, который развивается, стареет и умирает. Законы этого развития в значительной степени зависят от географических факторов, т. е. от того, на какой территории располагается государство, имеет ли оно выход к морю, обладает ли природными ресурсами.

Ф. Ратцель противопоставил континентальные и морские державы. От выхода к морю зависит экономическое и политическое благополучие страны. Это противопоставление широко использовалось в рамках геополитики, однако в настоящее время утратило свою ценность в связи с тем, что появились средства передвижения и транспортировки товаров, которые понизили ценность статуса морской державы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"