Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
К субъектам международных отношений можно отнести:
Независимое государство
Международные организации
Транснациональные корпорации ТНК
Уровни МО:
1.По вертикали масштабные отношения:
Глобальные МО — отношения между системами государств, крупнейшими державами, отражающие мировой политический процесс в целом
Региональные
и субрегиональные — отношения
между государствами
Отношения конкретной международно-политической ситуации. Они всегда носят конкретно-исторический характер, включая в себя различные типы отношений и вовлекает в свою сферу несколько государств, заинтересованных в разрешении сложившейся ситуации, по мере разрешения ситуации эти отношения распадаются.
2.По горизонтали групповые:
Коалиционные и межкоалиционные. Они реализуются посредством создания разного рода международных организаций и других видов постоянных и временных объединений государств
Двусторонние отношения — наиболее распространенная форма отношений между государствами и организациями.
Виды МО:
Политико-правовые
— предполагает регулирование взаимоотношений
участников международного сообщества,
о которых эти участники
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти 2 вида МО неотделимы друг от друга и не существуют в отрыве от политических отношений.
Идеологические
— самостоятельная часть
Военно-стратегические
Культурные отношения
Международные организации МОрг относятся к числу наиболее активных и многочисленных участников МО.
2 основных типа МОрг:
Межгосударственные и межправительственные организации:
1.Геополитический критерий:
Универсальный тип, Межрегиональный, Региональный, Лацино- американский, Субрегиональный
2Направленности действия:
Общецелевые, Экономические, Военно-политические, Финансовые, Научно-технические, Правоохранительные
Международные правительственные организации — транснациональные корпорации ТНК
Международные отношения осуществляются и реализуются через внешнюю политику, под которой понимается общий курс государства в международных делах. Она призвана регулировать отношения данного государства с другими государствами.
Таким образом,
система международных
56.Внешняя политика государств. Национальные интересы, цели, функции и приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Начало проведения
Беларусью самостоятельной
В Конституции Республики Беларусь закреплено: Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным.
Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь закреплены в Законе Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь. К принципам внешней политики Республики Беларусь относятся:
- соблюдение
общепризнанных принципов и
- соразмерность
внешнеполитических целей
- повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации
- развитие на
основе общепризнанных
- добровольность
вхождения и участия в
- приверженность
политике последовательной
- отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.
Внешняя политика
— это деятельность государств по
регулированию отношений с
Национальный интерес — это осознанные объективные потребности, осуществление которых обеспечивает укрепление государственности, повышения благосостояния и безопасности граждан.
Внешняя политика осуществляется в определенных формах, имеет конкретные цели и выполняет 2 основные функции:
Охранительную;
Информационно-
К основным направлениям внешней политики современной Беларуси относятся:
1 безъядерность. Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от размещения на ее территории ядерного оружия
2 стремление к нейтралитету
3 последовательное
отстаивание необходимости
4 развитие Движения
неприсоединения и
5 обеспечение
национальной безопасности
6 поиск новых подходов к развитию конструктивного диалога с Европейским сообществом
7 разностороннее
взаимодействие с
8 интеграция
в мировое сообщество при
9 мобилизация
международной поддержки в
57. формирование
союзного государства,
Союзное государство- политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.
В статье 17 Договора о создании Союзного государства определено, что функционирование РГВ региональной группировки войск относится к исключительному ведению Союзного государства.
Выполняя вышеуказанные документы министерствами обороны двух государств был разработан План применения РГВ в интересах обеспечения безопасности Союзного государства утвержден Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 года и создана региональная группировка войск сил, ставшая к настоящему времени катализатором развития военной составляющей системы коллективной безопасности.
В 2011 году для
демонстрации транспарентности, миролюбивой
политики Союзного государства и
в подтверждение
Это наглядно подтверждает стремление руководства Беларуси и России предпринять реальные меры по укреплению Европейской безопасности и в одностороннем порядке ограничить крупномасштабную военную деятельность на границах НАТО и Союзного государства.
В настоящее время в интересах обеспечения обороноспособности Союзного государства 180 российских оборонных предприятий сотрудничают со 120 организациями белорусского военно-промышленного комплекса.
Тенденции развития мировых процессов диктуют нам необходимость не только продолжать построение общеевропейской системы безопасности в рамках Союзного государства и ОДКБ, но и всемерно способствовать вовлечению в данные процессы других государств на основе партнерства и взаимного уважения.
58.Геополитика и политическая география. Теоретические основы геополитики Ф. Ратцель, Р. Челлен, X. Маккиндер, К. Хаусхофер и др.
Введение в научный оборот термина геополитика связано с именем шведского ученого Р. Челлена 1846-1922 гг.. Этим понятием он обозначал доктрину, согласно которой государство рассматривается как географический организм или феномен в пространстве. Более обстоятельное определение было сформулировано представителями классической и современной школы геополитики, такими как Ф. Ратцель 1844-1904 гг., X. Макиндер 1861-1947 гг., К. Хаусхофер 1869-1946 гг. и др.
Геополитика — это особый подход к объяснению политических явлений, в основе которого лежат природные и географические факторы — постоянные и переменные. К первым относятся: расположение территории, протяженность и конфигурация границ, климат, рельеф, флора и фауна, гидрография, размеры воздушного пространства, расположение государства относительно суши и моря. В этом плане все государства делятся на две большие группы: континентальные и морские островные державы.
Под переменными
факторами в геополитике
Таким образом, ключевой идеей геополитики является то, что любое государство не может быть рассмотрено только как совокупность политических институтов, других социальных и правовых образований. Государство всегда предполагает конкретное воплощение в определенном географическом пространстве, поскольку оно может иметь богатые природные ресурсы или не иметь их, обладать плодородными почвами или занимать преимущественно пустыни или саванны, располагаться на острове, иметь выход к морю или вообще не иметь его. Естественно, эти факторы не могут не оказывать влияния на интересы государства. Следовательно, геополитика — это политика государства, обусловленная той средой, в которой живут люди, а среда — это влияние земли, воздуха, климата, составляющих единый географический организм.
Целесообразно указать на следующие категории геополитики:
пространство, контролируемое государством или союзом государств, отражается в категории геополитическое поле
для характеристики пространства, которое контролируется продолжительное время, используется категория эндемическое поле
если пространство
находится под контролем
пространство, на которое претендует несколько государств, называется перекрестным полем
если пространство
осваивается несколькими
Выводы
Геополитические отношения — это относительное единство и борьба противоположностей: суши и моря, центра и периферии. Геополитика — это система знаний, учение о географической обусловленности политических явлений
Теоретические основы геополитики.
1Органическая
школа Фридриха Ратцеля.
Ф. Ратцель противопоставил континентальные и морские державы. От выхода к морю зависит экономическое и политическое благополучие страны. Это противопоставление широко использовалось в рамках геополитики, однако в настоящее время утратило свою ценность в связи с тем, что появились средства передвижения и транспортировки товаров, которые понизили ценность статуса морской державы.