Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
Наиболее предпочтительным методом является достижение компромисса между конфликтующими сторонами. Компромисс может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес. Тогда открывается путь взаимных уступок ради достижения общей цели. Но при этом конфликты не обязательно исчезают и даже не всегда изменяют свою интенсивность, они лишь переводятся в институциональные рамки развития, что повышает возможность их контроля со стороны властвующей элиты. Если же отношения сторон имеют радикально-конфликтный характер, тогда требуются меры по коренному устранению причин напряжения. В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило, правящей группой ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей гармонии и единства. Однако такие цели всегда оказываются недостижимыми. Весь опыт существования тоталитарных систем показывает, что они неизбежно поражаются социальными конфликтами, причем в формах наиболее болезненных и разрушительных. Имеющиеся противоречия здесь не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, и загоняются внутрь социального организма, чтобы в конце концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах политического действия. Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт — стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.
Консенсус как средство решения конфликта
Консенсус от латинского consensus — согласие, единодушие — состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.
48.Государственная
политика и государственное
Государственная политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений. Основу государственной политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и государственного управления.
Государственное управление — это практическая деятельность государственных органов, направленная на регулирование общественных отношений и процессов и осуществляемая на профессиональной основе. Государственное управление оказывает воздействие на частную и общественную жизнь с целью её упорядочения, сохранения или преобразования. Управление связано с воздействием государства на экономическую, социально-культурную и административно-политическую сферы. В каждой сфере государством ставится различные цели, связанные с управлением и в то же время они должны быть согласованы между собой. В целом государственное управление направлено на улучшение использования природных, материальных и трудовых ресурсов на эффективное руководство отраслями народного хозяйства и социальной сферы.
Для государственного управления характерны следующие особенности:
Государственное управление распространяется на общество и даже за его пределы с учетом осуществляемой внешней политики.
Государственное управление опирается на силу государственного аппарата, а следовательно использует и средства принуждения.
Государственное управление обладает разнообразными ресурсами.
Общество, как основной объект управления, имеет возможность оказывать влияние на управленческую деятельность, определяя сложность решаемых задач и проблем.
В современном обществе возрастает роль административного аппарата в системе государственного управления. одновременно получают распространение и формы контроля над деятельностью этого аппарата.
Формы контроля: Парламентские расследования. Общественные мнения.
Специальные контролирующие органы. СМИ.
Специфическое содержание понятия эффективность государственного управления можно также определить через модель — соотношение вход-выход, характеризующую деятельность политической системы в целом и подсистемы управления как ее части. На входе системы: требования общества управляемого объекта, обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта — легитимность доверие общества и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений. На выходе: реальное изменение объекта как следствие осуществленных решений и достижения целей управляющего субъекта системы. Внутри системной модели вход-выход формируются и действуют подсистемы, дублирующие системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней — по отношению к обществу или его части. В таком контексте используются понятия: частичная эффективность и полная эффективность. Первая характеризуется показателями результативного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая — показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта. Для системы государственного управления в целом рассматриваемое понятие трактуется преимущественно как полная эффективность. Оценка как ядро понятия критерий эффективности — термин, производный от понятия ценность. Последний указывает на общественное значение тех или иных явлений социальных и природных. Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и пр. Они именуются предметными ценностями. Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу субъективных ценностей. Их следует отличать от предметных ценностей объектов оценивания. Каждой политической системе присуща своя система и иерархия ценностей, объективно обусловленные основами бытия государства и интересами общества. Система ценностей есть плод коллективного исторического творчества данного сообщества людей, отражающая результат взаимодействия политического сообщества со средой, а также социальных взаимоотношений между его членами. Система ценностей конкретного политического союза государства не охватывает все их многообразие, существующее в социальном мире например, моральных, эстетических, научных, да и политических. Она слагается из тех, наиболее значащих для существования и функционирования политического союза ценностей, которые зафиксированы в конституционных основах государственного строя, в идеологии, политических принципах и целях государства, воплощаются в политической стратегии, а также в принципах, концепциях и целях деятельности управляющего субъекта. Базовые ценности современного Белорусского государства — это политическая демократия народовластие, суверенитет государства, его целостность и безопасность, правовой закон, политические и социальные права и свободы человека, свободный труд, основанный на многообразии собственности на средства производства, плюрализм многопартийность и др. Известно, что миллионами белорусов признаются многие другие, традиционные ценности. К примеру, социальная справедливость, соборность коллективизм, православные ценности.
49.Понятие и функции социальной политики Республики Беларусь. Социальное государство.
Социальная
политика — это деятельность государства,
общественных организаций и
Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан Р.Б. на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами.
Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демографическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения.
Функции социальной политики
Можно назвать множество функций, но в качестве основополагающих следует выделить такие:
формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества
стимулирование
мотивационных принципов
обеспечение социальной защищенности всех членов общества
согласование личных, коллективных и общественных интересов
учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ
развитие социальной инфраструктуры общества
Социальное
государство — это государство,
стремящееся к обеспечению
Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.
Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.
Внутренние функции социального гос-ва:
1. Хозяйственно-организаторская
функция организация
2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет
3. Управление образованием, наукой, культурой
4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения социальная функция
5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан
6. Охрана правопорядка,
наказание преступников и иных
лиц, совершивших
Внешние функции соц гос-ва:
1. Защита государственных
границ, организация таможни, решение
иных вопросов национальной
2. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций
3. Культурный, научный
и информационный обмен с
4. Борьба за
мир, разоружение,
5. Участие в
международном контроле за
6. Участие в
реализации межгосударственных
экологических, культурных и
50. Социальная
политика в условиях
Социальная политика — это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу.
Социальная политика должна охватывать все аспекты жизни людей: улучшение условий труда и быта, осуществление принципа социальной справедливости, социальная защита и гарантии населения, проблемы занятости, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, совершенствование национальных отношений и пр. Главная цель социальной политики — это повышение уровня и качества жизни граждан Р.Б. на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи. При этом государство полностью сохраняет свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными гражданами. Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демографическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Среди приоритетов социальной политики особое место занимает забота об охране и восстановлении окружающей среды. Жизнеспособность и качество жизни людей находится в непосредственной зависимости от состояния окружающей среды и сложившейся экологической ситуации. Ведь сколько загублено человеком морей, озер, рек, лесов и земли. Следует заметить, что экология и жизнь связаны между собой: человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь становится хуже, опасней и более короткой. В настоящее время происходит демографический кризис: у нас в стране умирает уже больше, чем рождается. Смертность более чем в два раза превышает рождаемость.
Становление и развитие Республики Беларусь как суверенного государства, масштабные задачи социально-экономических преобразований потребовали создания и совершенствования национальной системы образования, призванной обеспечить дальнейшее повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, интеграцию в мировое образовательное пространство. Правительством страны в 1996 году была одобрена Концепция реформы общеобразовательной школы, Министерством образования принята Программа ее реализации на период до 2010 года.
Реформа общеобразовательной школы призвана обеспечить повышение качества общего среднего образования, удовлетворение образовательных запросов учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, создание оптимальных условий для становления высокообразованной и нравственной личности гражданина — носителя ценностей национальной и общечеловеческой культуры, способной к активной адаптации в социуме, самоопределению, самореализации, началу трудовой деятельности и продолжению образования.