Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, реферат
Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Введение
1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе
2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов
2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений
2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана
2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане
3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов
3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма
3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности
3.3 Информационно-просветительская работа среди населения
Заключение
Список использованной литературы
Казахстан присоединился к 11 международным Конвенциям по борьбе с терроризмом, 7 из которых приняты в рамках Организации Объединенных Наций.
Наряду с этим, Казахстан является участником Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), членами которой 15 июня 2001 года подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. С января 2004 года функционируют постоянно действующие органы ШОС - Секретариат в Пекине, Исполнительный Комитет и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте.
Кроме этого, Казахстан активно
действует в рамках Организации
Центрально-Азиатское
Решением Глав государств СНГ 1 декабря 2000 года создан Антитеррористический Центр, основными задачами которого являются выработка предложений Совету глав государств стран СНГ о направлениях сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Первым заместителем руководителя АТЦ СНГ является представитель Казахстана генерал Сарсеков Б.С., который отвечает за координацию действий органов внутренних дел со спецслужбами СНГ.
С 1992 года действует Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ, в рамках которого 8 сентября 2000 года подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Рабочим органом Совета министров внутренних дел является Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Заместителем директора БКБОП назначен полномочный представитель Казахстана генерал Галимжанов Н.М., который обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел нашей республики с правоохранительными органами стран СНГ, по вопросам борьбы организованной преступностью, раскрытия особо опасных преступлений и розыска уголовных преступников. [31]
В положительном ключе мы рассматриваем антитеррористические инициативы Международной организации уголовной полиции - Интерпол.
Деятельность Интерпола в
Для активизации этой работы в состав Генерального секретариата введен Полномочный представитель Казахстана, во всех ГУВД-УВД областей введены "офицеры-связи", которые будут заниматься организацией взаимодействия по линии Интерпола.
На сегодняшний день террористы имеют свои учебные центры, проходят серьезную подготовку. Они руководствуются Инструкцией по применению "Джихада", где расписываются действия моджахедов, даже при их задержании и допросе.
Международные террористы активно используются для пропаганды собственной идеологии, ведения информационных войн, решения финансовых вопросов, обеспечения связи, планирования терактов, а также для осуществления контроля за их проведением - глобальные информационные технологии. Ярким примером использования Интернета является передача сообщений Усамой Бен-Ладеном при организации террористических актов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года. Американские разведывательные службы тогда обнаружили в Сети десятки веб-сайтов исламистского содержания, которые "Аль-Каеда" использовала для передачи информации и руководства своими агентами.
В Казахстане профессионалов в этой сфере явно недостаточно. Поэтому специалистов надо готовить. Мы должны иметь общие подходы в вопросах теории и практики проведения оперативно-розыскных и специальных мероприятий, в отношении лиц, причастных к террористическим организациям, а также в методике расследования уголовных дел. Необходимо разработать алгоритм действий всех государственных органов в случаях проявлений терроризма и единых стандартов в отношении террористических организаций.
Для решения этих вопросов, с учетом
настоящих и будущих
Укреплена материально-техническая база подразделений специального назначения ("Сункар", "Арлан", СОБР, "Беркут"). Личный состав обеспечен жильем, современным вооружением, средствами связи и техникой. Подразделения имеет хорошую учебно-спортивную базу.
Министерством внутренних дел совместно с Генеральной прокуратурой разработаны методические рекомендации по противодействию терроризму и религиозному экстремизму.
В настоящее время благодаря поддержке Совета по правовой политике, Правительством рассматривается наше предложение о создании в структуре Канцелярии Премьер-Министра специального отдела по работе с религиозными конфессиями и объединениями.
Министерством внутренних дел для
усиления борьбы с терроризмом и
религиозным экстремизмом, инициированы
предложения в ряд
Проводятся проверки соблюдения религиозными объединениями норм Конституции и законодательства Республики Казахстан, с целью исключения возможности проявлений терроризма, разжигания вражды, основанной на национальной, языковой, религиозной принадлежности.
В настоящее время Центром
В рамках активизации сотрудничества по пресечению проявлений терроризма и религиозного экстремизма в ноябре 2004 г. в Оренбурге совместно с МВД России проведено очередное совещание, которое придало новый импульс сотрудничеству. После него уже состоялись встречи на уровне начальников горрайорганов целого ряда приграничных регионов Казахстана и России. На основании совместного протокола данная работа находится на постоянном контроле.
В конце января т.г. в Алматы состоялось
выездное заседание
Его участники одобрили совместное заявление, в котором подтвердили намерение решительно бороться со всеми формами терроризма и подчеркнули центральную роль КТК в этих усилиях.
В 2005 году приоритетными задачами органов внутренних дел по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом, были определены: выявление источников финансирования террористических и экстремистских организациий, установление их лидеров и активных членов действующих в регионах и каналов проникновения запрещенной религиозно-экстремистской литературы. [15]
Проблема нелегальной миграции в Казахстане, очевидно, как и в других странах Содружества, обостряется буквально с каждым годом. Поток иностранцев в страну растет. Только по официальной статистике в прошлом году их число превысило один миллион человек. Нелегалы пользуются прозрачностью границ и отсутствием жесткого контроля со стороны правоохранительных и других органов.
Например, в Атырауской области задержаны 17 граждан Пакистана, в Жамбылской - задержано 40 граждан Бангладеш. География задержаний свидетельствует о том, что каналы нелегальной миграции налажены по всем направлениям. Эти люди нелегально проникли в Казахстан и направлялись в Россию и страны Западной Европы.
Следует признать, что пока еще не налажен эффективный контроль за миграцией, нет целенаправленной совместной работы по розыску террористов, участников бандформирований и других опасных преступников, которые свободно перемещаются по территории региона.
В этом контексте надо отметить, что казахстанскими специалистами разработана технология биометрической идентификации личности.
В Казахстане внедрено уже более 500 программных комплексов, которые позволяют выявлять лиц, представляющих оперативный интерес, при выдаче гражданам паспортов, удостоверений личности, водительских удостоверений. С ее помощью в процессе документирования граждан ежегодно проверяется более двух миллионов человек, раскрывается свыше четырёх тысяч преступлений. [15]
Система позволяет патрульно-постовым и другим нарядам полиции через графическую автоматизированную базу данных в считанные минуты проверить анкетные данные задержанного гражданина, выяснить, не находится ли он в розыске.
Технология биометрической идентификации личности используется также в Российской Федерации, где она ориентирована на поиск террористов и других особо опасных преступников. Эта система имеет большие возможности и различные сферы применения, легко интегрируется с другими информационными системами.
Для реализации аналогичных проектов в каждом из государств СНГ и объединения на этой основе совместных усилий в розыске террористов и других опасных преступников на внеочередном заседании Совета министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств, состоявшемся в г. Москве 25 декабря 2004года, главной темой которого была выработка совместных мер борьбы терроризмом, Казахстан выступил с инициативой создания в рамках Содружества принципиально новой Программы антитеррористической системы "СНГ-Визит", основанной на использовании единого банка данных о террористах, экстремистах, участниках бандформирований и разыскиваемых преступниках.
Необходимо и далее комплексно
и последовательно
Таким образом, за последние годы резко активизировались меры, предпринимаемые для предотвращения возможных вариантов развития конфликтов и кризисов на религиозной почве. Наша страна в силу тех или иных обстоятельств имеет разрушенную систему воспитания, досуга, творчества, сама культура размыта и малодоступна для молодёжи, которая не может определить, - а родители зачастую ей в этом помочь - приоритеты, смысл и цели жизни. Эта система нуждается в срочном пересмотре, восстановлении, модернизации, для чего необходимы серьёзные финансовые затраты бюджетных средств. Однако расходы на культуру сегодня означают стабильность государства и ликвидацию социальной базы терроризма и экстремизма завтра. Тем не менее, все-таки хочется отметить, что складывающая в Казахстане религиозно-конфессиональная ситуация не так опасна, как, возможно, в соседних государствах и не способствует активному развитию и распространению предпосылок для сепаратизма на религиозной почве. "Периферийность" Казахстана на карте мировых религий позволяет надеяться на предотвратимость такого варианта развития событий.
3.2 Укрепление
В феврале 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия. В ее работе приняли участие президенты Казахстана Н.А.Назарбаев, Кыргызстана А.Акаев, Таджикистана Э.Рахмонов, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник президента Афганистана Яхия Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, а также ведущие религиозные деятели Ислама, Православия и Иудаизма Казахстана и религиозные деятели Иудаизма из США, Австралии, Новой Зеландии. Во второй половине июня 2003 г. Казахстан посетили высокопоставленные представители мировой еврейской общественности. Сначала приехал Главный раввин Израиля Йона Мецгер, для которого это был первый зарубежный визит в новой должности, затем председатель правления Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) Исраэль Сингер и, наконец, еврейский предприниматель и филантроп, глава прославленного косметического концерна Estee Lauder, телевизионный магнат мирового масштаба, один из богатейших людей планеты Рональд Лаудер.
В ходе визитов гости провели
переговоры с президентом Казахстана
Нурсултаном Назарбаевым, верховным
муфтием Абсаттаром Кажи Дербисали
и лидером Евро-Азиатского еврейского
конгресса Александром Машкевич
В своей новой книге "Критическое десятилетие" Н.А.Назарбаев уделяет большое внимание проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений. В частности, он пишет: "…Казахстан как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам. Это касается как внутриполитических решений, так и законодательных инициатив, которые не могут включать в себя статьи и акты, приводящие к приоритету той или иной религии в ущерб другим конфессиональным течениям" [30]. Эта политика Президента находит полную поддержку народов Казахстана, верующих и атеистов.
Проблема укрепления межконфессиональной
и межнациональной
3.3 Информационно-