Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, реферат
Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Введение
1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе
2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов
2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений
2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана
2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане
3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов
3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма
3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности
3.3 Информационно-просветительская работа среди населения
Заключение
Список использованной литературы
В этих условиях большинство возникающих в Казахстане новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира. В них можно найти обещание не только приобщить население Казахстана к истиной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадирционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемая в ряде неорелигий гуманное отношение друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно–государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.
В последние время особую опасность представляет активизирующаяся на территории Казахстана деятельность движения "ваххабизм", использующий экстремизм и террор в своей деятельности. Так на наш взгляд некоторые авторы явно недооценивают угрозы безопасности исламского фундаментализма в центрально - азиатском регионе. Так, например Абенов Е. М. и Арынов Е. М. пишут: "Активность фундаменталистски настроенных мусульман и их руководителей в Центральной Азии не представляет серьёзной угрозы для существующих светских государств. Даже если допустить возможность достижения исламским фактором значительного политического влияния, то нет никаких оснований считать, что это может привести к возникновению на теократического правления, ибо в Центральной Азии, и особенно в Казахстане, исторически широко распространено лишь одно из течений традиционного ислама – суфизм, который не имеет ничего общего с исламским фундаментализмом, более того, осуждающий всякий религиозный экстремизм. Ислам в Центральной Азии в целом, в Казахстане, в частности, синтезированая форма ислама и местных религиозных субстанций".
И всё–таки приходится констатировать некоторые успехи нетрадиционных конфессий в Казахстане. Во взрывооапасной атмосфере растущих этнополитических конфликтов он часто преобретает характер религиозного экстремизма, грозящего целостности и единству многоконфессионального и многонационального региона. Осмысление вопросов нетрадиционных конфессий черезвычайно важно для определения дальнейшей политики властных органов Республики Казахстан с целью избежания повторения допущенных ошибок, учёта этнических и социокультурных характеристик народов и использования в интересах укрепления казахстанского государства. Надо активно работать над тем, чтобы оградить страну от натиска фундаменталистских, экстремистских, сектантских, сатанистских и прочих тенденций, которые разрушают наши национальные ценности, посягают на наши религии.
Для этого необходимо не допустить, чтоб определённые державы использовали религию в политических и экономических целях. А это требует не только принятия мер военного характера, но и развития самой политики борьбы с нетрадиционными религиозными течениями, а именно:
- Государственная политика Казахстана в отношении религии должна быть построена на известном каноне: не игнорирование и не поощрение религии, а жёсткое отношение к ней в рамках закона и Конституции.
- В нынешних условиях
отношениях к религии
- Необходимо раскрывать
и публично разоблачать в СМИ
деятельность определённых
2.3 Правовое обеспечение
В последнее время в Казахстане наблюдается активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму. В частности, на текущий момент времени государством осуществлены следующие действия в этом направлении [25]:
18 февраля 2005 г.– вступление
в силу закона "О противодействии
экстремизму". Данный закон определяет
правовые и организационные
23 февраля 2005 г. – вступление в силу закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму". В соответствии с этим законом были внесены поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", "Об общественных объединениях", "О политических партиях".
12 мая 2005 г. – одобрение Мажилисом Парламента проекта закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности". Данный законопроект, внесенный в Парламент правительством 24 февраля этого года, предусматривает внесение поправок в 11 законодательных актов страны, включая Уголовный кодекс, законы "О средствах массовой информации", "О некоммерческих организациях", "Об оперативно-розыскной деятельности" и т.д.;
24 мая 2005 г – начало рассмотрения
рабочей группой Мажилиса
8 июля 2005 г. – Президентом Республики
Казахстан подписан Закон о
внесении изменений и
Очевидно, что за последний год наблюдается заметный рост уровня проявлений данных угроз безопасности, причем не только для Казахстана, но и всей Центральной Азии.
В частности, беспрецедентным для Казахстана событием стала ликвидация в ноябре 2004 года органами национальной безопасности группы, входящей в состав международных террористических организаций "Аль-Каида" и "Жамаат моджахедов Центральной Азии". В ходе операции, проведенной в разных регионов страны, было арестовано 13 человек, являющихся гражданами Казахстана и Узбекистана. У них были изъяты литература, видео- и аудиокассеты, содержащие призывы к террору, фальшивые паспорта, компоненты взрывных устройств и боеприпасы. Следствием было выявлено, что эта группа действует на территории Казахстана с 2002 года и ее отдельные члены участвовали в осуществлении терактов в марте-апреле и июле 2004 года в Узбекистане.[25]
Анализ информационных сообщений
и материалов КНБ позволяет сделать
представление о том, в каком
качестве Казахстан представляет интерес
для потенциальных
1. "Тыловой плацдарм". В данном случае Казахстан рассматривается экстремистами не как объект для совершения возможных терактов, а как своего рода база для осуществления конспиративной работы по подготовке подрывных действий в отношении соседних с республикой государств.
2. "Убежище". Казахстан также
представляет собой
3. "Транзитная зона". Относительная открытость государственной границы Казахстана и мягкость визового режима позволяет гражданам тех или иных государств часто беспрепятственно въезжать, в том числе нелегально, на территорию Казахстана с целью дальнейшего следования в различные "горячие точки" других государств для принятия участия в боевых действиях на стороне экстремистских группировок.
4. "Источник
ресурсов для экстремистской
деятельности". В данном случае
имеется в виду то, что потенциальные
экстремисты используют
5. "Полигон для распространения
проэкстремистских идей". В этом
плане территорию Казахстана
используют в своих целях
Все эти факты говорят о том, что основной упор в противодействии возможным проявлениям терроризма и экстремизма нужно делать в сфере миграционной политики государства. Судя по всему, основными факторами, благоприятствующими этим явлениям, являются недостаточный уровень охраны государственной границы республики и паспортно-визового контроля, а также высокий уровень коррупции среди сотрудников соответствующих государственных органов, в том числе миграционной полиции, которые нередко, как это было не раз установлено другими правоохранительными органами, незаконно за деньги выдают документы обращающимся к ним лицам без должной проверки их личностей. Следовательно, в первую очередь необходимо усиливать правовые механизмы, направленные на устранение этих отрицательных моментов.[24]
21 февраля 2006 г. Глава государства подписал Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремистской деятельности. Данные поправки направлены на обеспечение действия норм закона о противодействии экстремистской деятельности и вносят изменения в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы об общественных объединениях, политических партиях, свободе вероисповедания и религиозных объединениях, государственной правовой статистике и специальных учетах.
По мнению многих юристов, с принятием данного закона, в стране практически сложился выверенный блок законодательных актов, направленных не предупреждение терроризма и экстремизма, сохранение общественного согласия в нашем государстве. [26]
Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремистской деятельности направлен на укрепление национальной безопасности, защиту общества от угрозы терроризма и экстремизма, а также на исполнение международных обязательств РК, принятых в связи с ратификацией Республикой Казахстан ряда международно-правовых актов по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Нужно отметить, что проблема проявления религиозного экстремизма имеет более масштабные причинно-следственные факторы, которые невозможно преодолеть принятием нескольких законов. Очевидно, что благодатной почвой для распространения в стране религиозных воззрений радикального характера являются снижение жизненного уровня населения, рост бедности, безработица, низкий уровень образования и культуры, социальная неустроенность и апатия, потеря жизненных и духовных ориентиров и т.п. Особенно это сегодня присуще подросткам и молодежи.
Что касается сферы вероисповедания и религиозных объединений, то здесь необходимо законодательно расширить основы для развития конструктивного взаимодействия между государством и различными религиозными объединениями.[27]
В процессе совершенствования
Таким образом, государственная политика безопасности Казахстана предполагает решение следующих задач: подъём экономики страны, проведение независимого и социально-ориентированного экономического курса; совершенствование законодательства Республики Казахстан, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, государственности и местного самоуправления; осуществление политики межнационального согласия и проведение сбалансированной национальной политики; проведение политики равноправного партнерства с ведущими государствами мира; укрепление оборонной мощи страны и воспитание казахстанцев в духе патриотизма; продолжать политику демократизации общественной жизни и экологического оздоровления условий жизни населения; обеспечить политику единства, взаимосвязи и сбалансированности всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации.