Противодействие экстремизму

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.

Содержание

Введение

1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе

2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов

2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений

2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана

2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане

3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов

3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма

3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности

3.3 Информационно-просветительская работа среди населения

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

 

Таким образом, в заключение данной главы можно сделать следующие выводы.

 

1. Обеспечение гарантий национальной  безопасности государства возможно  лишь учитывая внешние и внутренние  неблагоприятные социальные факторы.  В то же время внешняя угроза  не может быть нейтрализована  до тех пор, пока в внутри  страны продолжается действие деструктивных криминалиских тенденций. Поэтому политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.

 

2. В настоящее время во внутриполитической  сфере Казахстана национальные  интересы состоят в обеспечении  гражданского мира, национального  согласия, территориальной целостности,  единства правового пространства, стабильности государственного власти и её институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, национального сепаратизма.

 

3. В настоящее время в Казахстане  проводится политика, направленная  на расширение и совершенствование  правовой базы обеспечения национальной  безопасности и противодействия  терроризму и экстремизму. В  частности, на текущий момент  времени наиболее важными принятыми правовыми законодательными актами являются закон "О противодействии экстремизму", определяющий правовые и организационные основы противодействия экстремизму, и закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму".

 

Эффективность борьбы против религиозно-политического  экстремизма в нашей стране во многом зависит от того, насколько  последовательно и строго выполняются  требования законов обеспечивающих национальную безопасность Республики Казахстан [27]:

 

- запрещающего пропаганду и  агитацию, возбуждающие национальную  и религиозную ненависть и  вражду;

 

- запрещающего создание и деятельность  общественных объединений, цели  и действия которых направлены  на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

 

- запрещающего создание и деятельность  общественных объединений, цели  и деятельность которых направлены  на насильственное изменение  основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской  Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований;

 

- считающего недопустимым установление  какой-либо религии в качестве  государственной;

 

- устанавливающего равенство религиозных  объединений перед законом.

 

3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов 3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма

 

Терроризм и экстремизм относится  к числу самых опасных и  труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

 

В настоящее время перед странами Центральной Азии стоит злободневная проблема - угрозы терроризма и религиозного экстремизма, которые нарастают не только на нашем пространстве, но и во всем мире. На это было акцентировано особое внимание в послании Президента к народу Казахстана, от 18 февраля 2005: "Я специально хотел бы обратить ваше внимание на объективно существующие угрозы XXI века, которые могут стать серьезными препятствиями на пути дальнейшей экономической, социальной и политической модернизации". [28]

 

В послании Президента Республики Казахстан  Н.Назарбаева народу Казахстана в маре 2006 года было уделено особое внимание политике, направленной на противодействие религиозному экстремизму и борьбу с международным терроризмом и наркоторговлей: "Укрепление и расширение международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконным распространением оружия, наркоторговлей и другими подобными угрозами предполагает активное участие Казахстана в разработке и практической реализации соответствующих международных договоров и соглашений. Мы должны укреплять сотрудничество государств центрально-азиатского региона для противостояния этим вызовам современности, в том числе, участвуя в проведении совместных учений в рамках ОДКБ и ШОС, а также совместных с НАТО антитеррористических инициатив и операций". [29]

 

Безусловно, в каждой из стран террористическая угроза оценивается по-разному. В нашем государстве проблема терроризма остро не стоит. Так, после обретения независимости и суверенитета Казахстан выбрал путь демократии, прогресса и свободной экономики. Благодаря мудрой и миролюбивой политике Президента Казахстана Н.А. Назарбаева и грамотно проводимых экономических и политических реформ, достигнут экономический подъем и рост благосостояния народа, общественно-политическая стабильность, обеспечен гражданский мир и согласие в обществе. [30,c.89]

 

Тем не менее, в Казахстане, граничащем со странами, уже вплотную столкнувшимся  с терроризмом, задача его предупреждения является приоритетной для правоохранительных органов.

 

Президент страны Нурсултан Назарбаев  неоднократно выражал свое негативное отношение вообще к явлению сепаратизма. Согласно одному из его заявлений: "Сепаратизм и религиозный экстремизм несут угрозу всему мировому сообществу". По его словам, Правительство Казахстана "сталкивается сейчас с проблемой агрессивного сепаратизма, который отчасти действует рука об руку с религиозным экстремизмом". Казахстан "считает сепаратистские тенденции особенно опасными".[29, 92]

 

Рассмотрим меры, предпринимаемые  государственными органами для предотвращения возможной угрозы религиозного сепаратизма.

 

Еще в 1993 году в соответствие с указаниями Назарбаева в Конституцию было внесено  положение о запрете на деятельность религиозных и общественных объединений, "провозглашающих или на практике реализующих... религиозную нетерпимость" (ст.55). Это положение позднее было воспроизведено и в Конституции 1995 года (ст.5.3), правда в новом варианте "религиозная нетерпимость" была заменена более "широкой" формулировкой о "разжигании религиозной розни". Кроме того, в 1995 г. в Конституции появилась статья 20.3, запрещающая "пропаганду или агитацию... религиозного... превосходства".[27]

 

Фактически ужесточение государственной  политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма началось с 1994 года, когда в новый Гражданский  кодекс Республики Казахстан были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами, и об обязательной аккредитации миссионеров, не являющихся гражданами Казахстана, и "духовных учебных религиозных объединений и заведений" в местных органах власти (ст.109). Позднее положение о согласовании с государственными органами вопросов деятельности иностранных религиозных объединений и назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений было закреплено в Конституции Казахстана 1995 г. (ст.5.5).

 

Для предотвращения проявлений экстремизма  местным органам власти предписано осуществлять постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений. [31]

 

Так, например, за несоответствие требованиям  законодательства были закрыты медресе  в Мерке Джамбульской области, не выданы лицензии медресе Чимкента и  Сары-Агаша.

 

Согласно данным Совета по связям с религиозными объединениями при  правительстве Казахстана, в республике более тысячи религиозных организаций не прошли регистрацию в органах юстиции. В Южно-Казахстанской области из каждых трех религиозных объединений не зарегистрированы два, в Жамбылской – каждое второе.[31]

 

В 2004 году, в результате совместной работы МВД и КНБ, обезврежена террористическая группировка "Жамаат моджахедов Центральной Азии". Являясь одной из звеньев "Аль-Каиды", она действовала на территории Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и России. В числе арестованных 9 граждан Казахстана и 4 Узбекистана. Руководство группировкой и ее финансирование осуществлялось из-за рубежа и частично за счет совершения корыстно-насильственных преступлений в Южно-Казахстанской области. [15]

 

5 февраля 2005 года в г. Тараз  начался суд над 16-ю участниками терро-ристической организации, причастных к фактам терроризма в Республике Узбекистан. [27]

 

К сожалению, в настоящее время  в Казахстане более реальные очертания  стал приобретать религиозный экстремизм. Наибольшую опасность представляют различного вида миссионеры, которые внедряют в сознание людей ядовитые семена религиозного экстремизма. По своей сути их деятельность является идеологической основой терроризма.

 

В последние годы в республике активизировалась противоправная деятельность сторонников религиозно-экстремистской партий "Хизб-ут-Тахрир", которые все больше вовлекают граждан нашей страны в свои ряды. Участились факты распространения литературы экстремистского содержания, направленной на возбуждение национальной и религиозной вражды и розни. [24]

 

Указанные опасные явления создают  угрозу основам Конституционного строя, ведут к нарушениям конституционных  прав и свобод граждан, подрывают  общественную безопасность и государственную  целостность Республики Казахстан.

 

Если в 2003 году было изъято около одной тысячи листовок, то в 2004 - уже 11 тысяч, за что задержано более сотни человек. В г.Шымкенте осуждены Жакипов, Ахметов и Байсалбаев за распространение листовок, в Павлодарской области Иннатулин и Камзин .

 

С начала текущего года, таких фактов зарегистрировано уже 23, изъято в два раза больше запрещенной литературы, чем за два предыдущих года вместе взятые. За распространение листовок задержано 74 человека.

 

31 января т.г. в г. Алматы  в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий была выявлена подпольная типография, где изготавливались листовки и брошюры "Хизб-ут-Тахрир". У задержанных изъяты компьютеры, ризограф высокоскоростной печати, лазерные принтеры, ламинаторы для переплета брошюр, профессиональный станок для резки бумаги, типографская краска, а также более 13-ти тысяч листовок.

 

За активное участие в пропаганде идей религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир" в основном задерживаются, как учащиеся высших и средне-специальных  учебных заведений, так и лица нигде не работающие. И это вызывает особое беспокойство. Настораживает и то, что в настоящее время более 100 граждан Казахстана обучаются в различных зарубежных религиозных центрах, и какие знания они там получают никто не может ответить. [13]

 

В западных регионах страны действует религиозное течение "Чистый ислам" (ваххабиты), отдельные приверженцы которого совершают противоправные деяния. Так, 4 февраля текущего года в г.Актау при проведении совместных оперативно-розыскных мероприятий с ДКНБ по Мангыстауской области задержан активный член указанного религиозного течения Муздыбаев, у которого обнаружены и изъяты листовки экстремистского содержания и огнестрельное оружие (обрез).

 

Также в последнее время нами зафиксированы попытки проведения "даватов" (проповедей) лидерами ваххабитских ячеек и членами религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", в среде лиц отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях КУИС Министерства юстиции, которые после выхода на "волю" должны будут пополнить ряды сторонников этих организаций. [13]

 

Однако одних силовых мер  правоохранительных органов в борьбе с религиозным экстремизмом недостаточно. Причины лежат в бедности, безработице, низком образовательном уровне, особенно в сельской местности. Поэтому государство, проводя социально-экономическую политику, ориентированную на незащищенные слои населения (развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест), преследует цель устранить питательную среду для пополнения рядов экстремистов.

 

К этой работе наряду с государственными органами привлекаются и неправительственные организации. К работе в мечети не допускаются сторонники идей экстремизма. Внедрен институт обязательной государственной регистрации религиозных объединений и лицензирование духовных учебных заведений. Организацией подготовки служителей культа будет заниматься только Духовное управление, а не эмиссары из-за рубежа.

 

Так, в феврале 2004 года решением Специализированного  межрайонного экономического суда г. Шымкента, отозвана лицензия у Южно-Казахстанской  гуманитарной Академии учредителем, которого являлось Общество социальных реформ "Истлах" (Кувейт), в связи с неисполнением лицензиатом требований содержащихся в лицензии (учебное заведение не являлось светским, а религиозным). [15]

 

Самое главное, на что должны быть направлены усилия всех государственных органов, общества, религиозных институтов и средств массовой информации - это формирование общественного мнения в духе непринятия идей терроризма и показ людям всей опасности идеологии религиозного экстремизма, а также лишить деятельность этих движений смысла.

Информация о работе Противодействие экстремизму