Противодействие экстремизму

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.

Содержание

Введение

1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе

2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов

2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений

2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана

2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане

3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов

3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма

3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности

3.3 Информационно-просветительская работа среди населения

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

 

Для противодействия различным  проявлениям терроризма и религиозного экстремизма нами принимается комплекс разносторонних мер.

 

Создана соответствующая правовая база: Закон "О борьбе с терроризмом" и утверждена специальная Государственная Программа, ужесточена уголовная ответственность за терроризм, пропаганда терроризма или публичные призывы к нему являются уголовно-наказуемыми деяниями.

 

Казахстанский Закон о борьбе с  терроризмом допускает преследование  на территории Казахстана лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от места совершения ими террористических акций.

 

Такое преследование может осуществляться по просьбе компетентных органов  других государств, при условии предоставления необходимой доказательной базы.

 

В декабре 2003 года распоряжением Президента Республики Казахстан создан Антитеррористический центр. В его состав введен сотрудник  МВД, основной задачей которого является организация взаимодействия органов  внутренних дел с Комитетом национальной безопасности по вопросам борьбы с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. [15]

 

Верховным судом Казахстана в октябре 2004 года организации "Аль-Каида", "Исламская партия Восточного Туркестана", "Курдский народный конгресс", "Исламское движение Узбекистана" признаны у нас террористическими и их деятельность на территории Казахстана запрещена.

 

18 февраля 2005 года Главой государства  подписан закон "О противодействии  экстремизму", в котором определены  правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения национальной безопасности, суверенитета республики Казахстан, целостности, неприкосновенности, и неотчуждаемости её территории.

 

Во исполнение данного закона, в настоящее время прорабатывается вопрос о признании организаций "Асбат аль-Ансар", "Братья мусульмане", "Та-либан", "Боз гурд", "Жамаат моджахедов Центральной Азии", "Лашкар-и-Тайба" и "Общество социальных реформ" экстремистскими и о запрещении их деятельности на территории Казахстана. [15]

 

В настоящее время "Хизб-ут-Тахрир" признана вне закона во всех арабских государствах, Германии, Турции, России, Таджикистане и Кыргызстане. В этой связи нами внесено предложение  в Генеральную прокуратуру об инициирования вопроса о запрете деятельности религиозно-экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир" на территории нашей республики. [15]

 

Согласно Закона Республики Казахстан "О противодействии экстремизму" основными задачами противодействия  экстремизму являются [22]:

 

-      недопустимость  осуществления экстремизма в  Республике Казахстан независимо  от форм его выражения;

 

-      предотвращение  создания условий и возможностей  для осуществления экстремизма;

 

-      формирование политической  и правовой культуры граждан;

 

-      обеспечение национальной  безопасности Республики Казахстан.

 

Противодействие экстремизму основывается на принципах (ст.4) [22]:

 

-      верховенства закона;

 

-      равенства прав  и свобод человека и гражданина  независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группа;

 

-      общественного, в  том числе межнационального и  межконфессионального согласия;

 

-      взаимодействия  государства и общественных институтов;

 

-      гласности.

 

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям (ст.5) [22]:

 

-      принятие профилактических  мер, направленных на предупреждение  экстремизма, в том числе на  выявление и последующее устранение  причин и условий, способствующих его осуществлению;

 

-      выявление и пресечение  экстремизма;

 

-      международное сотрудничество  в области противодействия экстремизму.

 

Государственные органы в пределах своей компетенции реализуют  следующие профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма:

 

1) государственный орган по связям  с религиозными объединениями  проводит изучение и анализ  деятельности созданных на территории  Республики Казахстан религиозных  объединений и иностранцев, занимающихся  проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения, осуществляет информационно-пропагандистские мероприятия по вопросам, относящимся к его компетенции, рассматривает вопросы, касающиеся нарушений законодательства Республики Казахстан о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, вносит предложения о запрещении деятельности религиозных объединений, нарушающих законодательство Республики Казахстан о противодействии экстремизму;

 

2) уполномоченный орган по делам  средств массовой информации  проводит мониторинг продукции средств массовой информации на предмет недопущения в них пропаганды и оправдания экстремизма, соблюдения ими законодательства Республики Казахстан, обеспечивает освещение вопросов укрепления межнационального и межконфессионального согласия в средствах массовой информации, выполняющих государственный заказ;

 

3) центральный исполнительный орган  в области образования обеспечивает  утверждение и реализацию в  организациях образования воспитательных  программ, направленных на формирование  у обучающихся невосприятия идей экстремизма, уважения общепризнанных принципов международного права и гуманизма, осуществляет контроль за соблюдением международных договоров по вопросам обмена студентами учебных заведений;

 

4) органы национальной безопасности  Республики Казахстан проводят оперативно-розыскные мероприятия и в соответствии с законодательством Республики Казахстан по мотивированным заключениям государственных органов осуществляют меры по недопущению въезда в Республику Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

 

5) органы внутренних дел Республики  Казахстан осуществляют оперативно-розыскную  деятельность, исполнительные и  распорядительные функции по  охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан осуществляют выдворение из Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;

 

6) местные исполнительные органы  областей (городов республиканского  значения, столицы), районов (городов  областного значения) осуществляют  взаимодействие с общественными  объединениями, изучение деятельности  созданных на соответствующих территориях религиозных объединений и иностранцев, занимающихся проповедованием и (или) распространением какого-либо вероучения, создают банк данных о них, осуществляют информационно-пропагандистские мероприятия на региональном уровне по вопросам, относящимся к их компетенции, проводят изучение и анализ религиозной обстановки в регионе (ст.6.) [22].

 

Органы национальной безопасности и органы внутренних дел Республики Казахстан выявляют, пресекают, раскрывают и расследуют преступления, отнесенные законодательством Республики Казахстан к ведению этих органов, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан.

 

Прокуроры при обнаружении фактов нарушений законодательства Республики Казахстан в области противодействия экстремизму физическими и юридическими лицами, их структурными подразделениями (филиалами и представительствами) или при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях, а также в случае распространения через средства массовой информации экстремистских материалов, которые могут причинить вред правам и свободам человека и гражданина, a также интересам юридических лиц, общества и государства, вносят акты прокурорского надзора об устранении любых проявлений экстремизма, причин и условий, способствовавших его осуществлению, о восстановлении нарушенных прав, подают заявление в суд о приостановлении и запрещении деятельности организаций в случае осуществления ими экстремизма, а также осуществляют уголовное преследование в порядке и в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

 

Иные государственные органы участвуют  в выявлении и пресечении экстремизма  в пределах их компетенции, установленной  законами Республики Kaзaxcтан (ст.7) [22].

 

В целях профилактики, выявления  и пресечения экстремизма государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики специальных учетов, на основании решений судов ведет учет экстремистских организаций и лиц, привлеченных к ответственности за совершение экстремизма.

 

При признании судом организации  экстремистской либо приостановлении  и запрещении деятельности посредством  ликвидации организации при осуществлении  ею экстремизма и привлечении  лиц к ответственности за совершение экстремизма суд обязан незамедлительно направить в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, информационные учетные документы (ст.9.) [22].

 

Государственные органы Республики Казахстан в целях профилактики, выявления и пресечения экстремизма сотрудничают с иностранными государствами и международными организациями.

 

Государственные органы Республики Казахстан, осуществляющие противодействие экстремизму, сотрудничают с компетентными органами иностранных государств, международными правоохранительными организациями, проводят оперативно-розыскные мероприятия на территории Республики Казахстан или других государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) международными договорами.

 

Государственные органы, указанные  в пунктах 1 и 2 статьи 7 настоящего Закона, преследуют на территории Республики Казахстан по обращению компетентных органов других государств, международных  правоохранительных организаций лиц, причастных к экстремизму, независимо от места совершения ими экстремизма (ст.10) [22].

 

Координацию деятельности государственных  органов по противодействию экстремизму  в Республике Казахстан осуществляет государственный орган, определяемый Президентом Республики Казахстан.

 

На территории Республики Казахстан  запрещаются использование сетей  и средств связи для осуществления  экстремизма, а также издание  и распространение экстремистских материалов.

 

В случае использования сетей или  средств связи для осуществления  экстремизма уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан вправе приостанавливать деятельность любых сетей и средств связи.

 

Запрещение деятельности сетей  и средств связи осуществляется судом в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

 

Установление в информационных материалах наличия экстремистских целей осуществляется судом по местонахождению  организации, осуществившей издание  таких материалов, на основании заявления прокурора.

 

Для установления судом наличия  в информационных материалах признаков  религиозного экстремизма обязательно  заключение судебной экспертизы.

 

При проведении мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций не допускается осуществление экстремизма. Об ответственности организаторы мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций до их проведения предупреждаются в письменной форме местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы и района (города областного значения).

 

При проведении мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций не допускаются привлечение для  участия в них экстремистских организаций, использование их символики, а также распространение экстремистских материалов.

 

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, организаторы мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций или иные лица, ответственные за их проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций и ответственность их организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законами Республики Казахстан.

 

На территории Республики Казахстан запрещается деятельность физических и (или) юридических лиц, объединений физических и (или) юридических лиц, включая иностранных или международных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Казахстан, направленная на финансирование экстремизма.

 

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, физические и (или) юридические лица, объединения физических и (или) юридических  лиц, включая иностранные и международные  организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Казахстан, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (ст.14) [22].

 

В настоящее время необходимо принимать  меры по предотвращению религиозного экстремизма не только в рамках своих  государств, но и выработать эффективные меры противодействия на межгосударственном уровне.

 

Имеется солидная международная правовая база сотрудничества в борьбе с терроризмом. МВД Республики Казахстан является участником международных отношений, вытекающих из более 50 действующих международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью. Из заключенных международных актов следует отметить Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года. [31]

Информация о работе Противодействие экстремизму