Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:04, реферат
Актуальность темы исследования обусловлено возрастанием роли религии в современном мире и влиянием многочисленных религиозных объединений (мусульманских и христианских) на национальную безопасность и религиозную ситуацию в Республике Казахстан.
Введение
1. Религиозная ситуация в Казахстане на современном этапе
2. Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов
2.1 Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений
2.2 Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана
2.3 Правовое обеспечение противодействия терроризму и экстремизму в Казахстане
3. Пути решения национальной безопасности в РК с учётом религиозных факторов
3.1 Роль государственных органов в пресечении проявлений терроризма и религиозного экстремизма
3.2 Укрепление межконфессиональной и межнациональной толерантности
3.3 Информационно-просветительская работа среди населения
Заключение
Список использованной литературы
В четвёртых – кризисная – это кризис отдельных уровней и звеньев управления. Напряжённость проявляется не только в общественных настроениях, но и в массовых действиях: в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания "с запасом", вынужденной и добровольной миграцией больших масс в другие регионы, активизацией деятельности общественно- политических движений различных направлений, стихийных и организованных демонстрациях, митингах, забастовках и иных формах гражданского неповиновения.
Пятый – критическая – это кризис социально–политической системы как целого. Неудовлетворённость материальным положением и экономической ситуацией переносится на отношение к существующим структурам власти, оценку действий руководящихся политических органов. Проявления и последствия режимного кризиса, его развитие совершенно непредсказуемым.
Шестой – катастрофическая –
это полное разрушение всех властных
структур, свержение силовым путём
существующего политического
Как видно, каждый из этих уровней принципиально отличны друг от друга и обладают своими характерными признаками. Очевидно, что чем более напряжена обстановка, тем больший дискомфорт ощущает основная масса населения, тем больше у неё проявляется чувство растерянности и подавленности.
В наше время несовершенства законов механизмов их реализации, неверие весьма значительной части народа в возможность перемен, низкой защищённости и бытовой неустойчивости большинства людей, атогрупповая враждебность (агрессия, конфликт, дискриминация и т. п.) просто неизбежно, независимо от того, какие психологические и социальные факторы влияют на этот феномен – внутренние, мотивационные или личностные характеристики индивидов, социальное окружение человека или объективный конфликт интересов, существующей между социальными группами и т. д.
Политика социальной безопасности общества и государства должна быть направлена на создание эффективной системы противодействия для обеспечения надёжной защиты интересов личности, общества и государства.
В процессе исторического развития Казахстан обрёл облик культурно – этнического образования, в котором синтезированы славянские и тюркские, православные и мусульманские начала.
Политика безопасности в контексте определённой мощи государства со временем меняется. При оценке международного могущества факторы технологии, образования, экономического роста становятся более важными, в то время как географическое положение и наличие сырья теряют своё значение. Как отмечает в своей работе Н. А. Назарбаев в своей работе "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства " на планете ещё "…сохраняются серьёзные противоречия экономического, территориального, религиозного, этнического и другого характера которые могут привести к вооружённым конфликтам затрагивающие интересы Казахстана".
Как справедливо утверждает Н. Ж. Байтенова
"… сегодня угроза больше исходит
изнутри в связи с социально
– экономическими кризисами, политической
и межэтнической
В республике для стабильности межэтнических отношений проводится политика точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами при помощи Ассамблеи народов Казахстана и национально культурных центров. Вся эта работа проводится для достижения многих целей: развития языков всех народов Казахстана, совершенствования системы национального образования, улучшение деятельности национальных средств массовой информации, укрепления правовых механизмов защиты национальной культуры.
Не смотря на то, что делается в республике Казахстан для национальной безопасности и межэтнического согласия есть факты распространения идей радикального ислама, а также активизация деятельности нетрадиционных христианских конфессий. В подтверждение этого можно привести факты из справочника "Религия в Казахстане" под редакцией Трофимова Я. Ф. и Иванова В. А. "О наличие исламского экстремизма в Казахстане свидетельствует, в частности, задержание в октябре 2000 г. в Южном Казахстанской области четырёх членов подпольной религиозно – политической организации Хизб ут Тахрир, распространявших листовки с призывом к созданию Исламского халифата" [20]. Также выявлен ряд фактов "… обучения граждан Казахстана в зарубежных клерикальных центрах, проповедующих исламский радикализм. По возращению в республику ими предпринимались попытки обработки и вовлечения молодых людей в деятельность различных зарубежных политических партий и движений экстремистской направленности " [21]. Отсюда и напрашивается осуществление политики с учётом данных обстоятельств, связанных с распространением идей радикального исламского фундаментализма и различных клерикальных структур экстремистского толка
В отношении политики к религии за последние годы появился большой разброс мнений и взглядов, среди которых не все можно считать прогрессивными. Например, видный учённый Казахстана А. Машанов ратовал за религиозное воспитание подрастающего поколения, утверждая, что "в нашем Коране содержится и наука и философия. Необходимо изменить все учебники на основе Корана… Если бы директор школы был бы имамом и держал в руках Коран – было бы ещё лучше"[22]. Однако в политике необходимо учитывать далеко идущие последствия таких крайностей. В связи с этим С. Мырзали пишет о том, что "время требует модернизации. В условиях, когда миллионы людей обратили свои взоры к религии в поисках духовно – нравственных основ своего существованиях, задачей политики является признание этого факта и осуществления в стране принципа свободы совести, в тоже время не забывать о том, что как в Исламе, так и в христианстве наряду с положительными духовно – нравственными интенциями есть и принципы "джихада" и слова Христа о том, что "не мир принёс, но меч"" [23]. В этом утверждении автор по нашему мнению прав.
Религиозные политические партии, ставящие своей целью построения исламского государства, возникли в Центральной Азии как отделения Всесоюзной Партии исламского Возрождения, в том числе, в Узбекистане, Таджикистане, в конце 90–х годов на волне всеобщей либерализации.
Нельзя сбрасывать со счетов и то, что отдельные силы в международной жизни хотели бы использовать исламский фактор как стратегию будущей экспансию на государства Центральной Азии, включая Казахстан, как они утверждают.
Религия в Казахстане отделена от
государственной власти, поэтому
государственное образование не
может ставить целью
Несмотря на то, что в Конституции провозглашён светский характер Республики Казахстан, порою в нашей печати раздаются голоса о возведении религии ислама в ранг государственного феномена, введения в школах обучения Корана. В средствах массовой информации руководителям религиозных конфессий среди общественных объединений отдаётся приоритет.
"Возрождение ислама в суверенн
Регулировать политику взаимоотношений государственной политики с различными конфессиями очень сложно. Как заметил А. Умнов, "ислам – это постоянное взаимодействие двух тенденций; народной, закрепляющей обычаи и традиции на уровне общин, родов, кланов, регионов, и богословский, цементирующий единство всего местного общества и регулирующей его взаимоотношение с государством"[25].
В настоящее время во внутриполитической
сфере Казахстана национальные интересы
состоят в обеспечении
На наш взгляд, нельзя допустить того, что определённые державы хотят использовать религию в политических и экономических целях. А это требует не только принятия мер военного характера, но и развития самой политики борьбы с религиозным экстремизмом. А именно:
1. Государственная политика в отношении религии должна строится на добрососедских началах по отношению ко всем конфессиям.
2. Пресекать пропагандистскую
3. Религиозные экстремисты и террористы борются фактически не столько за чистоту религии, сколько за "очищение" дороги, т. е. транспортировки наркотиков, захват власти в регионе, чтоб осуществить свои экономические интересы в Каспийском регионе. Необходимо раскрывать и разоблачать проделки определённых центров по использованию религии в корыстных целях.
2.2 Нетрадиционные конфессии
как угроза национальной
Своеобразный религиозный
В современном Казахстане общественно – политическая деятельность представителей традиционных религий (православие, ислам, католицизм, буддизм и др.) связано с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей населяющих республику народов, с неприятием ныне пропагандируемых идеалов общества потребления, индивидуалистических, сугубо унитарных прагматических ориентаций.
Уникальность религиозной
За последние время страну наводнили различного рода миссии, ранее никому не известные в Казахстане. Таким образом, наблюдается рост межконфессиональной напряжённости, вызванный борьбой за вовлечение в свои ряды новых приверженцев. Способствует её обострению активная деятельность в республике зарубежных проповедников, которые, располагая значительными финансами и большим опытом миссионерской работы, нередко теснят традиционные для Казахстана религии в борьбе за влияние над верующими. Хоть межконфессиональные противоречия пока, не приводят к каким – то антиобщественным действиям, проявляясь в основном в критике своих конкурентов как "лжепророков" на молитвенных собраниях, в публичных высказываниях духовенства, сама интенсивность её является достаточно тревожным симптомом.
Действующие в Казахстане нетрадиционные
религиозные объединения
Есть силы, и внутри страны, и вне её, которые очень заинтересованы в том, чтоб в Казахстане отношения между конфессиями обострились. Они мечтают о том, чтобы по всем линиям соприкосновения ислама и христианства возникали войны. Агрессивные силы в целях распространения среди населения нашей республики религиозной идеологии, фальсификации политики молодого государства формируют различные "религоведческие" центры и подрывные организации под религиозными вывесками. Немало подобных организаций и центров, тесно действующих с разведслужбами, создано в США, Великобритании, в западноевропейских и мусульманских государствах. Вполне откровенно по этому поводу высказался сотрудник американской разведки А.Дрейфус: "По средствам церкви мы можем действовать с наибольшей активностью. Церковь имеет для нас важное значение. Это наиболее лёгкий и надёжный способ проникновения в страну". Исходя из этого изречения основана причина приезда в 2001 году главы римской католической церкви папы Иоана Павла II. Таким образом, имея мирные намерения, католическая церковь стремиться расширить сферы влияния в мире, за счёт определённого вытеснения роли других религий, что вызывает озабоченность и недоверие.
Новые "нетрадиционные культы" представляют специфический тип религиозной организации. Как пишут некоторые авторы: "В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жёстким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаивающим их церковным организациям, в них сильно развито "мы - чувство". Внутренняя жизнь регламентируется уставами и правилами, предусматривающими процедуру вступления и обязательств перед общинами. В тоже время есть новые религиозные образования, в которых отсутствуют институциональные структур, а внутреннее строение характеризуется аморфностью и в основном сводится к усвоению религиознофилософских трактатов"[28] .