Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат
Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.
1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников
5.1Виды пропорциональной системы
Существует
несколько вариантов
1.
Система с закрытым (или жестким)
списком. При таком варианте
голосования большие шансы
2.
Система открытых списков (т.н.
3.
В ряде стран используется
система полужестких списков
(Австрия, Дания, Нидерланды). При
ней первое место
4.
Имеет место также форма
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы
Преимущество пропорциональной избирательной системы перед мажоритарной заключается в следующем.
1.
Эта система наиболее
2.
Эта система способствует
3.
Она позволяет создать такие
центральные и местные органы
власти, состав которых наиболее
адекватно отражает
Пропорциональная система, наряду с достоинствами, имеет и ряд недостатков.
1.
Эта система порождает большое
количество соперничающих
2.
Зависимость депутата от
3.
Слабая связь кандидата, а
4.
Наличие многопартийности в
5.
Возрастание роли мелких
6.
Потенциальное увеличение
5.3Смешанная избирательная система
Чтобы
уравновесить крайности обоих избирательных
систем, в ряде государств мира существует
смешанная избирательная
Например,
в России половина депутатов государственной
думы (225 чел.) избирается по мажоритарной
системе относительного большинства,
а вторая половина – на основе системы
пропорционального
При
смешанной избирательной
При
подведении итогов выборов раздельно
подсчитываются и первые, и вторые
голоса избирателей. Представительство
любой партии в парламенте складывается
из суммы мажоритарных и пропорциональных
мандатов. Выборы проходят в один тур.
Такая система позволяет
Надо отметить, что изменить единожды введенную избирательную систему в стране достаточно сложно. Избирательные законы играют на руку одним политикам в ущерб других, независимо от того, движимы ли они корыстными мотивами или приверженностью закону. Партии, извлекающие выгоду из существующего способа голосования, всегда будут блокировать предложения об его изменении. Однако это надо делать. Особенно это важно для стран, где происходят серьезные общественные перемены, в результате которых меняются важнейшие государственные и общественные институты, происходят демократические реформы. В этот период необходимо изменять и тип избирательной системы, так как прежняя перестает соответствовать своим целям. В свое время такой путь проделали Германия, Франция, Италия.
6.Эффективная избирательная система
В
90-е годы для бывших социалистических
стран встал вопрос выбора эффективной
избирательной системы, которая
одновременно означала бы и представительство
власти, учет всего многообразия политических
сил, и ее стабильность – с другой
стороны. В особенности надо было
учесть то, что предыдущие режимы были
не только политически репрессивными,
не допускали плюрализма, но являлись
и крайне не эффективными. Большинство
из них избрали смешанные
В Республике Беларусь в соответствии с новой конституцией и избирательным кодексам сохранена мажоритарная избирательная система выборов (Раздел III «Избирательная система. Референдум» Конституции Республики Беларусь). По ней избираются президент, палата представителей национального собрания и депутаты местных советов. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей (не менее 100 тысяч подписей избирателей).Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам. Кандидаты в депутаты палаты представителей имеют возможность выдвигаться по любому избирательному округу, независимо от места проживания на территории РБ и работы гражданина.
Выборы президента Республики Беларусь в обоих турах считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан республики, включенных в списки избирателей, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в президенты, если за него проголосовало более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании.Выборы депутатов в палату представителей и местные советы в первом туре признаются состоявшимися, если в них участвовало более половины избирателей округа, а во втором туре – свыше 25%.
Из
всего вышесказанного следует, что
для Республики Беларусь более предпочтительной
была бы смешанная избирательная
система.