Представительство и выборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.

Содержание

1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Представительство и выборы реферат Нелли.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

                     5.1Виды пропорциональной системы

    Существует  несколько вариантов пропорциональной системы голосования в зависимости  от распределения мандатов внутри списка партии или блока.

    1. Система с закрытым (или жестким)  списком. При таком варианте  голосования большие шансы стать  депутатами имеют кандидаты, расположенные  в начале партийного списка. Так,  если в списке имеется 15 человек,  а партия получила 5 избирательных  квот, то депутатами, соответственно, станут 5 первых кандидатов. Этот  вариант усиливает власть партийной  верхушки, ибо она определяет, кто  займет первые места в списке. Такая система существует в  Греции, Израиле, Испании, Коста–Рике, Португалии, России.

    2. Система открытых списков (т.н.  преференцированное голосование  от лат. praeferre – предпочитать, давать  преимущество). Она означает, что  избиратель также голосует за  партийный список, но имеет право  сам отдавать предпочтение отдельному  кандидату (кандидатам), изменять  их очередность внутри списка. Делается это различными способами:  избиратель ставит крестик напротив  фамилий кандидатов, которых он  хотел бы видеть в парламенте (Бельгия), вписывает их фамилии  в бюллетень (Италия), ранжирует  их по степени предпочтения (Швейцария,  Люксембург) и др. При таком варианте  избранными оказываются не всегда  те, кто возглавляет список, а  набравшие наибольшее число преференций.

    3. В ряде стран используется  система полужестких списков  (Австрия, Дания, Нидерланды). При  ней первое место предназначено  кандидату под номером один, а  остальные мандаты распределяются  между кандидатами в соответствии  с полученными ими преференциями.

    4. Имеет место также форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система позволяет избирателю  голосовать за нескольких кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам, то есть отдавать предпочтение представителям различных политических партий. В результате этого создается возможность для образования предвыборных партийных блоков. Такой вариант существует в Люксембурге и Швейцарии.

                5.2Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

    Преимущество  пропорциональной избирательной системы  перед мажоритарной заключается  в следующем.

    1. Эта система наиболее демократична. Она позволяет учитывать практически  все политические пристрастия  граждан страны.

    2. Эта система способствует утверждению  многопартийности, создает благоприятные  условия для политического плюрализма, деятельности небольших политических  партий.

    3. Она позволяет создать такие  центральные и местные органы  власти, состав которых наиболее  адекватно отражает соотношение  политических сил в стране. Она  сокращает количество «неучтенных»  голосов избирателей. В десяти  странах европейского сообщества  используется данная система  (кроме Великобритании и Франции).

    Пропорциональная  система, наряду с достоинствами, имеет  и ряд недостатков.

    1. Эта система порождает большое  количество соперничающих фракций  в парламенте, что отрицательно  влияет на стабильность его  работы. Для борьбы с этим, как  правило, принимаются определенные  поправки, процентные оговорки –  т.н. избирательный порог. Он  означает, что партии, не собравшие  по стране установленного законом  минимума голосов, не допускаются  к участию в распределении  мест в выборном органе. Обычно  этот минимум составляет от  двух до пяти процентов: в  Дании – 2, Болгарии, Венгрии, Швеции  – 4, Германии, Чехии, Словакии, России  – 5, в Турции – 10 %.

    2. Зависимость депутата от партийной  фракции в парламенте.

    3. Слабая связь кандидата, а затем  и избранного депутата с избирателями. Невозможность последними оценить  личные качества своих избранников,  поскольку избирается не отдельный  человек, а партия.

    4. Наличие многопартийности в парламенте (до десяти и больше политических партий) способствует формированию коалиционного правительства (при парламентской и смешанной формах правления). Оно всегда менее эффективно и стабильно, чем однопартийное, так как не опирается на парламентское большинство.

    5. Возрастание роли мелких партий, которые за поддержку более  крупных партий требуют высоких  постов в правительстве, что  не соответствует их месту  в политической системе.

    6. Потенциальное увеличение влияния  партийной элиты при формировании  избирательных списков, особенно  при системе с закрытым списком.  Это создает условия для коррупции,  продажи состоятельным людям  первых мест в партийных списках  и т.д.

                     5.3Смешанная избирательная система

    Чтобы уравновесить крайности обоих избирательных  систем, в ряде государств мира существует смешанная избирательная система. Она соединяет в себе достоинства  и недостатки мажоритарной и пропорциональной. Такая система существует в Германии, России, в большинстве стран Восточной  и Центральной Европы.

    Например, в России половина депутатов государственной  думы (225 чел.) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина – на основе системы  пропорционального представительства  политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого избирательного списка.

    При смешанной избирательной системе  каждый избиратель обладает – двумя  голосами: один – подает за конкретного  кандидата по мажоритарному округу, второй – за партийный список по пропорциональному представительству.

    При подведении итогов выборов раздельно  подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство  любой партии в парламенте складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Такая система позволяет формировать  достаточно стабильное правительство.

    Надо  отметить, что изменить единожды введенную  избирательную систему в стране достаточно сложно. Избирательные законы играют на руку одним политикам в  ущерб других, независимо от того, движимы  ли они корыстными мотивами или приверженностью закону. Партии, извлекающие выгоду из существующего способа голосования, всегда будут блокировать предложения об его изменении. Однако это надо делать. Особенно это важно для стран, где происходят серьезные общественные перемены, в результате которых меняются важнейшие государственные и общественные институты, происходят демократические реформы. В этот период необходимо изменять и тип избирательной системы, так как прежняя перестает соответствовать своим целям. В свое время такой путь проделали Германия, Франция, Италия.

                        6.Эффективная избирательная система

    В 90-е годы для бывших социалистических стран встал вопрос выбора эффективной  избирательной системы, которая  одновременно означала бы и представительство  власти, учет всего многообразия политических сил, и ее стабильность – с другой стороны. В особенности надо было учесть то, что предыдущие режимы были не только политически репрессивными, не допускали плюрализма, но являлись и крайне не эффективными. Большинство  из них избрали смешанные избирательные  системы. Проведены подобные реформы  в России, Украине и др.

    В Республике Беларусь в соответствии с новой конституцией и избирательным  кодексам сохранена мажоритарная избирательная  система выборов (Раздел III «Избирательная система. Референдум» Конституции  Республики Беларусь). По ней избираются президент, палата представителей национального  собрания и депутаты местных советов. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам  путем сбора подписей (не менее 100 тысяч подписей избирателей).Выборы депутатов проводятся по одномандатным  избирательным округам. Кандидаты  в депутаты палаты представителей имеют  возможность выдвигаться по любому избирательному округу, независимо от места проживания на территории РБ и работы гражданина.

    Выборы  президента Республики Беларусь в обоих  турах считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие  более половины граждан республики, включенных в списки избирателей, имеющих  право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в  президенты, если за него проголосовало более половины граждан РБ, принявших участие в голосовании.Выборы депутатов в палату представителей и местные советы в первом туре признаются состоявшимися, если в них участвовало более половины избирателей округа, а во втором туре – свыше 25%.

    Из  всего вышесказанного следует, что  для Республики Беларусь более предпочтительной была бы смешанная избирательная  система. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              

Информация о работе Представительство и выборы