Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат
Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.
1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников
Мажоритарная система имеет свои разновидности, в зависимости от того, каким является это большинство: относительным, абсолютным или квалифицированным. Избирательные округа, как правило, являются одномандатными – от каждого округа избирается один депутат. Число избирательных округов в стране равно количеству депутатских мест в парламенте.
1.
При мажоритарной системе
Эта
система наиболее проста и всегда
результативна, так как обеспечивает
победу одной партии (кандидата) даже
при незначительном перевесе. Мажоритарная
система относительного большинства
позволяет определить победителя в
первом туре. В некоторых странах
устанавливается необходимый
На
выборах по мажоритарной системе
относительного большинства (плюральной
избирательной системе) кандидату
для победы достаточно набрать больше
голосов, чем кому-либо из его конкурентов,
и не обязательно больше половины.
Избирательные округа, как и при
системе абсолютного
2.
Мажоритарная система
4.2Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование
В мировой практике встречаются две разновидности такой системы:
а) система двух туров. Чтобы получить в первом туре свыше половины голосов избирателей, одному из кандидатов надо обладать очень сильным влиянием в округе. При большой конкуренции это удается редко. И тогда проводится второй тур голосования, в котором участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Для победы одного из них во втором туре используется, как правило, мажоритарная система относительного большинства. Такая практика применяется в Беларуси, России, Франции. В нашей республике избранным во втором туре считается тот, кто получил большее число голосов, но при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него.
В отличие от Беларуси, во Франции во второй тур выходят все кандидаты, набравшие в первом туре свыше 12,5 % голосов избирателей. Во втором туре победителем признается кандидат, получивший относительное большинство голосов избирателей;
б)
Рейтинговое голосование
Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов. Такая система используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии и др. Она выгодна тем, что не требуется второй тур выборов.
При мажоритарной системе абсолютного большинства обычно устанавливается «нижний порог» участия избирателей в голосовании (в Беларуси он равен 50 %, в России – 25 %).
Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов. Если в первом туре никто из кандидатов не набрал квалифицированного большинства, назначается второй тур, в который выходят два кандидата. Для победы во втором туре используется мажоритарная система относительного большинства.
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем
Главным
достоинством мажоритарного
Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных её достоинств выделяют следующие.
1.
Позволяет создать стабильное
и сильное правительство,
2.
Возможность непосредственной
3.
Установление бипартизма в
Следует иметь в виду, что идеальной избирательной системы не существует вообще. Каждая из них имеет как достоинства, так и недостатки.
Мажоритарная система не лишена существенных недостатков.
1.
Не отражает реальной
2.
Нарушается принцип всеобщего
избирательного права, так как
голоса, поданные за проигравшие
партии (а это может быть до
49 %), нигде не учитывается. А
значит избиратели, проголосовавшие
за них, лишаются возможности
быть представленными в
3.
Партия, получившая на выборах
меньше голосов избирателей,
4.
Глава государства – президент,
Таким образом, мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, получаемой какой–либо партией в стране, и числом ее представителей в выборном органе. Так, небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест в парламенте, а крупная партия, но рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного депутатского мандата, хотя в целом за неё проголосовало больше избирателей. Мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям граждан государства.
Вышеперечисленные недостатки исключает пропорциональная избирательная система.
5.Пропорциональная система
Пропорциональная система представительства – это система определения результатов голосования (выборов), по которой мандаты между политическими партиями или избирательными блоками, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются пропорционально численности полученных голосов
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Выборы, проводимые по этой системе, являются только партийными. Каждая партия или избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов. Пропорциональная система применяется только в многомандатных округах. Иногда округом является вся территория страны (когда избирается весь состав парламента). Избиратель на выборах голосует не за отдельного кандидата, как при мажоритарной системе, а за список партии или блока, который соответствует его политическим взглядам. Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия или избирательное объединение получали в парламенте свое представительство – число мандатов, пропорциональное количеству поданных за них голосов. Так, если за определенную политическую партию проголосовало 44 % избирателей по стране, то в парламенте она получит 44 % депутатских мест. Для определения результатов голосования и пропорционального распределения мандатов устанавливается избирательная квота (или избирательный метр) – это минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Как правило, законы страны не фиксируют величину квоты, а указывают способ ее вычисления. Каждая партия получает по округу столько мандатов, сколько избирательных квот содержится в сумме собранных ею по данному округу голосов. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется. Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке. В ряде стран применяется иной вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций. Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий – смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков. Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту. В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии – 4 процентам, в Турции – 10 процентам, в Дании – 2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.