Представительство и выборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.

Содержание

1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Представительство и выборы реферат Нелли.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

      Итак избирательное право, на основе которого проводятся политические выборы, включает в себя ряд важнейших принципов:

     1. Принцип всеобщего избирательного  права. Он означает право всех  взрослых граждан, независимо  от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования и профессии,  политических и религиозных убеждений,  участвовать в избрании выборных  государственных органов (активное  избирательное право), а также  быть избранным в представительные  структуры власти (пассивное избирательное  право). 

    Всеобщее  право, как правило, ограничено рядом  избирательных цензов, закрепленных в конституциях и соответствующем  законодательстве государства. Наиболее распространенными являются следующие  ограничения:

    а) возрастной ценз означает, что социально - политическая дееспособность гражданина наступает по достижении определенного  возраста. В большинстве государств мира, в том числе и в Республике Беларусь, право избирать сейчас наступает  с 18 лет. Хотя ещё до 60–70х годов  ХХ века в США и ряде стран Европы (Великобритания, Германия, Греция, Италия) оно составляло 20–21 год.

    Возрастной  ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, везде выше 20 лет. Так, в РБ право быть избранным  в палату представителей наступает  с 21 года, в Совет республики –  с 30 лет, на пост президента – с 35 лет.

    Возрастной  ценз для кандидата в президенты в России составляет также 35 лет, в  Германии – 40, в Италии – 50. Для кандидатов в парламент устанавливается  более низкий возрастной ценз: в  Государственную думу России – не моложе 21 года, в Совет Федерации  – 30 лет, в Палату представителей США 25, в сенат – 30, в Национальное собрание Франции – 23 года, в сенат  – 35 лет;

    б) ценз гражданства означает предоставление избирательного права лицам, которые  в течение определенного срока  являются гражданами данной страны. В  большинстве государства мира иностранные  граждане не имеют права участвовать  в выборах, кроме Австралии и  Канады, да и то с оговорками;

    в) ценз оседлости означает требование для избирателей или кандидатов в выборные органы власти соблюдения установленного законом срока проживания на данной территории (стране). Так, для  парламентских выборов в Германии и Японии ценз оседлости составляет 3 месяца, во Франции – 6 месяцев, в  Канаде – 1 год, в Норвегии – 10 лет, В  США он регулируется законодательством  отдельных Штатов и составляет от 3 месяцев до одного года. А на общенациональных президентских выборах установлен единый ценз оседлости для избирателей  всей страны – один месяц. Кандидатом в президенты США может стать  человек, проживший в стране не менее 14 лет, являясь при этом гражданином  государства по рождению (это дополнительный ценз происхождения). В РБ ценз оседлости  заменяется институтом прописки. В  Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна;

      г) ценз пола, ограничивающий участие  женщин в выборах. До конца  ХІХ века существовал во всех  странах мира. Впервые всеобщее  избирательное право получили  женщины Новой Зеландии только  в 1893 году, в Австралии – в  1902, в Финляндии – 1906, в России  – в 1917 году. Во Франции женщины  были лишены избирательных прав  до 1946 года, в Швейцарии – до 1917, а в Лихтенштейне – до 1986 года.

    До  недавнего времени существовал  имущественный ценз, означающий обладание  фиксированной величиной дохода или имуществом. В современном  мире для права избирать он практически  не применяется. Что касается права  быть избранным, то в ряде стран кандидат обязан внести имущественный залог, чтобы быть зарегистрированным. Такой  порядок существует в Великобритании, Франции и др. Существует т.н. моральный  ценз, который устанавливает определённые нравственные требования, предъявляемые  к избирателям. Например, запрет на участие в выборах граждан, лишенных родительских прав (Нидерланды), а также  отбывающие наказание по приговору  суда.

    В Республике Беларусь не могут реализовать  свое избирательное право лица, осужденные к лишению свободы по приговору  суда, граждане, в отношении которых  в порядке, установленном уголовно–процессуальным  законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. В нашей  республике, также, как и в большинстве  стран мира, ограничены в правах граждане, признанные недееспособными  по медицинскому и юридическому критериям. В Мексике лишены избирательных  прав наркоманы. В ряде государств введены  дополнительные ограничительные цензы  для военнослужащих (Мексика, Турция), священников, судей. Так, в Великобритании служители церкви не могут быть избранными в палату общин, а представители  палаты лордов вообще лишены права  участвовать в выборах.

    2. Принцип равного избирательного  права означает, что каждый избиратель  имеет одинаковую возможность  влиять на результаты выборов.  Обладает равным количеством  голосов (в зависимости от типа  избирательной системы – одним,  двумя или тремя, как в немецкой  Баварии на выборах органов  местного самоуправления). Все голоса  избирателей должны иметь равный «вес», т.е. норма представительства в округах должна быть примерно одинаковой. Неравномерные по численности избирательные округа ведут к нарушению принципа равенства выборщиков.

    Предельно допустимая норма отклонения от общепринятой в стране численности избирательных  округов составляет в США всего 2%, в России – 10%, труднодоступных  местностях – 15%, а в районах проживания малочисленных народов крайнего Севера –30%. Подобная практика ведет  к манипуляции с определением географических границ избирательных  округов, позволяет каким–либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах  и обеспечивать преимущество «своим»  кандидатам в других. В США такая  избирательная геометрия получила название «джерримандеринг» в честь  губернатора Э. Джерри, который в 1812 г. создал избирательный округ, по форме напоминающий саламандру.  В некоторых государствах сознательно  допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью  гарантировать представительство  определенных групп общества, которые  иначе вообще не смогли бы получить места в представительных органах: специальные избирательные курии  созданы для женщин в Бангладеш (30 мест из 330), для этнических меньшинств в Ботсване, Гамбии, Сьерра–Леоне. Особую курию в парламентах Индонезии  и Китая составляют военнослужащие.  Кроме того, все кандидаты в  представительные органы власти должны иметь равную возможность для  выдвижения, агитации, доступа к  СМИ. Этому противоречит смешанное  финансирование в большинстве государств мира, так как при нём преимущество получает тот кандидат, у кого больше денег. Поэтому законодательство многих стран предусмотрело ограничение  избирательных расходов и суммы  частных пожертвований в фонд кандидатов, а также ввело частичное  государственное финансирование избирательной  кампании зарегистрированных участников. Так, согласно закону о политических партиях, принятому в России в 2001 году, чтобы иметь право на финансирование из госбюджета, партии, участвующие  в выборах, должны получить не менее 3 % голосов избирателей на парламентских  или президентских выборах. Эта  практика используется также с целью  ограничения лоббизма в отношении  победивших политических сил или  отдельных личностей со стороны субсидирующих групп. Принцип равенства нарушается также теми, кто избирается с государственной должности, а значит, имеет больше организационных возможностей воздействовать на избирательную кампанию (президентские выборы в России в 1996, 2000 гг.).

    3. Принцип прямого избирательного  права означает право избирателя  голосовать непосредственно за  кандидата. Этот принцип используется  на президентских выборах в  Беларуси, России, Австрии, Франции  и др., парламентских – в РБ, США, РФ, Дании, Италии и т.д. 

    Косвенное, непрямое избирательное право многоступенчато: вышестоящие выборные структуры  формируются нижестоящими органами представительной власти. Так формируются  верхние палаты парламента ряда стран (Индия, Малайзия), частично Беларуси и  России. В бытность СССР косвенным  путем избирались Советы, партийные, профсоюзные и комсомольские  чиновники всех уровней. Сейчас по схожему  принципу избираются президенты Финляндии  и США.

    Президентская кампания США достаточно сложна как  по выдвижению кандидатов, так и  по подсчету голосов. Граждане сначала  избирают промежуточный орган –  коллегию выборщиков. Последние, в свою очередь, выбирают того кандидата, за которого им поручили голосовать граждане. Таким  образам, избиратель, голосуя за кандидата  одной из двух политических партий на пост президента и вице-президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший  в этом штате больше голосов, чем  его соперник, получает все голоса выборщиков данного штата – по принципу «победитель получает всё». Поэтому принципиальное значение имеет  даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется  проблема повторного (ручного) подсчета голосов во Флориде в ноябре 2000 года, на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в свою пользу. Количества голосов  выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша. Перевес в пользу выборщиков- республиканцев составлял всего 0,5 %, что по законодательству требовало пересчета голосов. Кандидаты  в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов  выборщиков (не менее 270 из 538).

    4. Принцип свободного голосования  означает субъективное право  гражданина лично решать: принимать  ему участие в выборах или  игнорировать их, за кого голосовать.

    Одной из серьезных проблем избирательного процесса во многих странах является безразличное отношение значительной части населения к политической жизни, практика неучастия граждан  в выборах – т.н. абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий). Причины  абсентеизма различны – это и  отсутствие доверия граждан к  выборам, как к способу что-либо изменить в своей жизни, это и  разочарование в деятельности политических партий и других общественных объединений  и т.д. Естественно, что всё это  отрицательно влияет на политическую жизнь. Явка меньшинства избирателей  на выборы не отражает реальной политической картины: может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство, а другая, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников  на избирательные участки.

    Кроме того, при низкой явке избирателей  выборы могут не состояться вообще. В этом случае назначаются повторные  выборы, что значительно увеличивает  расходы на их организацию. Поэтому  многие государства вынуждены снижать  обязательный минимум участия избирателей  в голосовании до 25 %, в Индии  – до 10 %.

    Ряд стран по-разному пытается преодолевать абсентеизм, предусматривая в законодательстве различные санкции за неявку на выборы. Так, в Австралии, Бельгии, Греции, Нидерландах, Италии введен институт обязательного  участия в выборах, а за его  игнорирование введены административные наказания в виде штрафов, лишения  на определенный срок водительских прав. В Австрии и Турции предусматривается  даже лишение свободы на срок до 30 суток.

    5. Принцип тайного голосования  предполагает исключение любого  контроля за волеизъявлением  избирателя. Нарушения этого принципа  могут быть различны: предложение  проголосовать за определенного  кандидата за материальное вознаграждение; оказание помощи плохо видящему  человеку в заполнении бюллетеня;  голосование на дому в присутствии  членов избирательной комиссии. Проставление карандашом на избирательных бюллетенях номеров, при помощи которых будет легко определить, кто из граждан избирательных списков голосовал за того или иного кандидата.

    Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования  избирателей со стороны государственных  органов и общественных объединений  по политическим мотивам. Тайна голосования  обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение составляет Индия), одинаковостью всех бюллетеней и заполнением их в  изолированных кабинках. Гарантия тайны  голосования обеспечивается участковой избирательной комиссией.

    Выборы  должны быть прозрачными, носить открытый характер, вызывать доверие к ним  со стороны граждан. Прозрачность выборов  реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным  процессом через институт наблюдателей, включая международных, и средства массовой информации. Граждане также  вправе знать, кем финансируется  партия или отдельный кандидат, какая  сумма денежных средств расходуется  на избирательную кампанию.

    Необходимо  отметить, что выборы являются достаточно сложной политической процедурой, растянутой во времени на ряд стадий единого процесса

                          2.2 Активное избирательное право  

Принято различать активное и пассивное  избирательное право. Активное избирательное  право – это право гражданина избирать, лично участвовать в  выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время  отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые  цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских  странах права голоса все еще  лишены женщины, а в ряде стран  женщины получили избирательные  права не так давно. Например, в  Италии и Японии это случилось  в 1945 году, в Греции – в 1956, в Швейцарии  – в 1971 году. Территориальный ценз ограничивает участие в выборах  жителей определенных территорий. Ценз оседлости ограничивает электоральную  активность мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии – один год, в Норвегии – 5 лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие, что объясняется необходимостью поставить армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены "представители эксплуататорских классов". Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых выборов. 

                                 2.3Пассивное избирательное право

       Пассивное избирательное право  – это право быть избранным,  это установленное законом право  гражданина быть кандидатом в  представительные органы или  на выборную должность. Существуют  ограничения и на право быть  избранным. Так, чтобы баллотироваться  на пост президента США, необходимо  достичь 35 лет и быть гражданином  США по рождению. Сенатором этой  страны может стать человек  не моложе 30 лет, являющийся гражданином  США в течение 9 лет. Президентом  Беларуси может быть избран  гражданин Республики Беларусь  не моложе 35 лет, обладающий избирательным  правом и постоянно проживающий  в стране не менее 10 лет непосредственно  перед выборами. Депутатом Палаты  представителей Национального собрания  Республики Беларусь может стать  любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики  может быть любой гражданин  Республики Беларусь, достигший  30 лет и проживший на территории  соответствующей области, города  Минска не менее 5 лет. По  законодательству некоторых стран,  отдельные должностные лица не  могут избираться в представительные  органы даже в течение определенного  времени после того, как они  покинули эти должности. Это  относится к судьям, комиссарам  полиции, префектам и др. Кроме  того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей. В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Информация о работе Представительство и выборы