Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат
Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.
1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников
Итак избирательное право, на основе которого проводятся политические выборы, включает в себя ряд важнейших принципов:
1. Принцип всеобщего
Всеобщее право, как правило, ограничено рядом избирательных цензов, закрепленных в конституциях и соответствующем законодательстве государства. Наиболее распространенными являются следующие ограничения:
а) возрастной ценз означает, что социально - политическая дееспособность гражданина наступает по достижении определенного возраста. В большинстве государств мира, в том числе и в Республике Беларусь, право избирать сейчас наступает с 18 лет. Хотя ещё до 60–70х годов ХХ века в США и ряде стран Европы (Великобритания, Германия, Греция, Италия) оно составляло 20–21 год.
Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, везде выше 20 лет. Так, в РБ право быть избранным в палату представителей наступает с 21 года, в Совет республики – с 30 лет, на пост президента – с 35 лет.
Возрастной ценз для кандидата в президенты в России составляет также 35 лет, в Германии – 40, в Италии – 50. Для кандидатов в парламент устанавливается более низкий возрастной ценз: в Государственную думу России – не моложе 21 года, в Совет Федерации – 30 лет, в Палату представителей США 25, в сенат – 30, в Национальное собрание Франции – 23 года, в сенат – 35 лет;
б) ценз гражданства означает предоставление избирательного права лицам, которые в течение определенного срока являются гражданами данной страны. В большинстве государства мира иностранные граждане не имеют права участвовать в выборах, кроме Австралии и Канады, да и то с оговорками;
в)
ценз оседлости означает требование
для избирателей или кандидатов
в выборные органы власти соблюдения
установленного законом срока проживания
на данной территории (стране). Так, для
парламентских выборов в
г) ценз пола, ограничивающий участие
женщин в выборах. До конца
ХІХ века существовал во всех
странах мира. Впервые всеобщее
избирательное право получили
женщины Новой Зеландии только
в 1893 году, в Австралии – в
1902, в Финляндии – 1906, в России
– в 1917 году. Во Франции женщины
были лишены избирательных
До
недавнего времени существовал
имущественный ценз, означающий обладание
фиксированной величиной дохода
или имуществом. В современном
мире для права избирать он практически
не применяется. Что касается права
быть избранным, то в ряде стран кандидат
обязан внести имущественный залог,
чтобы быть зарегистрированным. Такой
порядок существует в Великобритании,
Франции и др. Существует т.н. моральный
ценз, который устанавливает
В
Республике Беларусь не могут реализовать
свое избирательное право лица, осужденные
к лишению свободы по приговору
суда, граждане, в отношении которых
в порядке, установленном уголовно–
2.
Принцип равного
Предельно
допустимая норма отклонения от общепринятой
в стране численности избирательных
округов составляет в США всего
2%, в России – 10%, труднодоступных
местностях – 15%, а в районах проживания
малочисленных народов крайнего
Севера –30%. Подобная практика ведет
к манипуляции с определением
географических границ избирательных
округов, позволяет каким–либо политическим
силам с помощью подконтрольных
избирательных комиссий собирать голоса
их противников в одних округах
и обеспечивать преимущество «своим»
кандидатам в других. В США такая
избирательная геометрия
3.
Принцип прямого
Косвенное,
непрямое избирательное право
Президентская кампания США достаточно сложна как по выдвижению кандидатов, так и по подсчету голосов. Граждане сначала избирают промежуточный орган – коллегию выборщиков. Последние, в свою очередь, выбирают того кандидата, за которого им поручили голосовать граждане. Таким образам, избиратель, голосуя за кандидата одной из двух политических партий на пост президента и вице-президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает все голоса выборщиков данного штата – по принципу «победитель получает всё». Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) подсчета голосов во Флориде в ноябре 2000 года, на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в свою пользу. Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша. Перевес в пользу выборщиков- республиканцев составлял всего 0,5 %, что по законодательству требовало пересчета голосов. Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов выборщиков (не менее 270 из 538).
4.
Принцип свободного
Одной
из серьезных проблем
Кроме того, при низкой явке избирателей выборы могут не состояться вообще. В этом случае назначаются повторные выборы, что значительно увеличивает расходы на их организацию. Поэтому многие государства вынуждены снижать обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 25 %, в Индии – до 10 %.
Ряд
стран по-разному пытается преодолевать
абсентеизм, предусматривая в законодательстве
различные санкции за неявку на выборы.
Так, в Австралии, Бельгии, Греции, Нидерландах,
Италии введен институт обязательного
участия в выборах, а за его
игнорирование введены
5.
Принцип тайного голосования
предполагает исключение
Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение составляет Индия), одинаковостью всех бюллетеней и заполнением их в изолированных кабинках. Гарантия тайны голосования обеспечивается участковой избирательной комиссией.
Выборы должны быть прозрачными, носить открытый характер, вызывать доверие к ним со стороны граждан. Прозрачность выборов реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей, включая международных, и средства массовой информации. Граждане также вправе знать, кем финансируется партия или отдельный кандидат, какая сумма денежных средств расходуется на избирательную кампанию.
Необходимо отметить, что выборы являются достаточно сложной политической процедурой, растянутой во времени на ряд стадий единого процесса
2.2 Активное избирательное
право
Принято
различать активное и пассивное
избирательное право. Активное избирательное
право – это право гражданина
избирать, лично участвовать в
выборах представительных учреждений
и должностных лиц. В наше время
отменены всевозможные сословные, имущественные,
образовательные, расово-национальные
и другие ограничения – цензы,
и круг лиц, пользующихся избирательными
правами, весьма широк. Однако некоторые
цензы сохраняются до сих пор.
Так, в некоторых мусульманских
странах права голоса все еще
лишены женщины, а в ряде стран
женщины получили избирательные
права не так давно. Например, в
Италии и Японии это случилось
в 1945 году, в Греции – в 1956, в Швейцарии
– в 1971 году. Территориальный ценз
ограничивает участие в выборах
жителей определенных территорий. Ценз
оседлости ограничивает электоральную
активность мигрантов. Так, чтобы принять
участие в выборах в США, человек должен
прожить в данной местности 30 дней, в Канаде
или Финляндии – один год, в Норвегии –
5 лет. В некоторых странах (Аргентина,
Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие,
что объясняется необходимостью поставить
армию вне политики. В СССР до 1936 года избирательного
права были лишены "представители эксплуататорских
классов". Осуществление активного
избирательного права может быть прямым
и косвенным. Прямые выборы означают, что
депутаты избираются гражданами непосредственно.
При косвенных выборах граждане избирают
выборщиков, которые затем решают, кого
избирать на ту или иную должность. Путем
двухступенчатых выборов избираются,
например, президенты США, Бразилии, Финляндии,
верхние палаты парламентов Индии, Малайзии
и других государств. Во Франции часть
сената формируется путем трехступенчатых
выборов.
Пассивное избирательное право
– это право быть избранным,
это установленное законом