Представительство и выборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.

Содержание

1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Представительство и выборы реферат Нелли.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

          Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандидат в парламент должен внести залог в сумме 150 фунтов стерлингов. Партия, выставившая своих кандидатов во всех округах, вносит 100 тысяч фунтов стерлингов. Залог не возвращается кандидату, набравшему менее 1/8 голосов избирателей. Во Франции выдвижение кандидата в Национальное собрание требует залога в 1000 франков, который не возвращается, если претендент набрал менее 5 процентов голосов. Избирательный залог на пост президента Франции составляет 10 тысяч франков. Законодательством Республики Беларусь избирательный залог не предусмотрен. 

                       3. Порядок выдвижения кандидатов 

    Регулируется  и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько  способов такого выдвижения.

    1. Кандидатов выдвигают партии, общественные  организации путем подачи петиций.  В ряде стран эти петиции  должны быть подписаны определенным  числом избирателей, например, в  Швейцарии 15 избирателями. В Беларуси  кандидаты выдвигаются политическими  партиями, трудовым коллективам,  а также гражданам путем сбора  подписей.   2. Сам кандидат подает  заявление, которое в ряде стран  должно быть подписано избирателями. Так, в Англии достаточно 10 подписей, В ФРГ – 200 подписей. В Беларуси гражданин сам себя выдвинуть не может.

    3. Выдвижение кандидатов осуществляется  в том же порядке, что и  избрание депутатов. Такая процедура  называется праймериз или первичные  выборы. Через первичные выборы  можно определить наиболее популярных  кандидатов, которые и выходят  затем на общие выборы. Первичные  выборы широко распространены  в США.

                                         3.1   Тип голосования

    Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов. Сам  термин "голосование" пришел к  нам из античной Спарты, где высший орган государственной власти формировался на общем собрании граждан общими выкриками. Избранным становился тот, за кого громче всех кричали собравшиеся. Из античных Афин дошло до нас слово "урна". Именно в урну древние  афиняне опускали свои черные или  белые камни во время голосования. Черный камень обозначал голосование  против.В наше время в большинстве  стран пользуются бумажными бюллетенями  или электронным голосованием, хотя есть примеры нетрадиционных форм вотирования. Так, в ходе местных выборов в  Уганде предусматривается выстраивание избирателей на центральной площади  поселка в колонну. Тот кандидат, за которым построилось больше людей, чья колонна оказалась длиннее, становится победителем. Оборачиваться  и перебегать из колонны в колонну  запрещается.Можно выделить три  основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное. (Д.Левчик. Технология избирательной  кампании в России. М. – 1994. – С. 16). При альтернативном голосовании  избиратель имеет один голос, который  он может отдать "за" или "против" кандидата или партию. При коммулятивном  голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество зарегистрированных кандидатов. Избиратель имеет право  отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии или распределить их между кандидатами по своему желанию. Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Возможны варианты перечисленных типов голосования. 

                               3.2Стадии избирательного процесса 

    Деятельность  государства по подготовке и проведению выборов называется избирательным  процессом. Выделяют несколько стадий избирательного процесса.

    1. Назначение даты выборов. Она  может быть определена уполномоченным  органом в соответствии с законодательством  страны (парламентом, президентом,  премьер-министром). В ряде стран  дата выборов определена в  конституции. В США, например, президентские выборы проводятся  в первый вторник ноября месяца  каждого високосного года.

    2. Регистрация избирателей, составление  их списков. В настоящее время  в основном используются две  формы регистрации: обязательная, когда само государство составляет  списки избирателей на основании  сведений об их проживании  на данной территории (Беларусь, Россия и др.), и добровольная, которая предполагает, что избиратель  сам должен зарегистрироваться  на избирательном участке (США).

    3. Образование избирательных округов  и избирательных участков.

    4. Создание избирательных органов.  Для организационного руководства  избирательным процессом создается  центральный избирательный орган  (в РБ – Центральная комиссия  по выборам и проведению республиканских  референдумов), территориальные (окружные) избирательные органы, участковые  комиссии.

    5. Выдвижение кандидатов, формирование  партийных списков. Оно возможно  несколькими способами: самовыдвижение, выдвижение группой избирателей,  политическими партиями, различными  общественными объединениями. В  советские времена кандидаты  в депутаты выдвигались только  трудовыми коллективами. Эта практика  частично сохранилась в РБ  и сейчас.

    6. Регистрация кандидатов и партийных  списков при пропорциональной  избирательной системе.

    7. Предвыборная кампания зарегистрированных  кандидатов. Она подразумевает действия  непосредственных участников выборов:  разработку предвыборных программ, агитацию, различные формы работы  с электоратом. Для убеждения  избирателей в достоинствах кандидатов  и преимуществах их программ используются разнообразные средства: реклама в средствах массовой информации (СМИ), особенно на телевидении, участие в политических дебатах, различных шоу, обход квартир избирателей активистами кандидата, адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям, раздача атрибутов партийной символики, граффити и др.

    На  повышение активности избирателей  направлен политический маркетинг (от англ. market – рынок), означающий совокупность теорий, методов и средств, с помощью  которых политические институты  и организации разрабатывают  свои программы и влияют на поведение  граждан. Составной частью политического  маркетинга является избирательный  маркетинг. Он означает совокупность определенных правил и методов, используемых политическими  силами и отдельными личностями для  успешного проведения избирательной  кампании. В чём-то она напоминает рынок, где есть свои продавцы (кандидаты), покупатели (избиратели), товар (программы, идеи, платформы), а также своя денежная единица – голос избирателя.

    8. Проведение процедуры голосования  в день выборов (или досрочное). Сам термин «голосование» пришел  из античной Спарты, где высший  орган власти формировался в  ходе общего собрания общими  криками. А выбранным считался  тот спартанец, за которого  кричали громче всех. Подобная  практика принятия решений имела  место в Полоцком княжестве  в XII веке (народное вече). Из античных  Афин пришла и избирательная  урна. В нее греки опускали  черные и белые камни (своеобразные  бюллетени), голосуя «за» или «против»  решения. Подобным образом граждане  афинского полиса приговорили  к смерти Сократа. Современное  голосование производится разными  способами: чаще бумажными бюллетенями,  а также с применением ЭВМ,  путем нажатия на кнопки или  давления на рычаги (в США). При  выборах органов местного самоуправления  в небольших селениях – открытым  голосованием путем поднятия  рук. 

    9. Подсчет голосов и установление  итогов голосования.

    10. Разбор жалоб и разрешение  споров.

    11. Окончательное определение результатов  выборов и их опубликование  в СМИ.

    12. Введение в должность победивших  кандидатов.

    13. Возможное проведение повторного  голосования или повторных выборов  (при отсутствии необходимой явки  избирателей).

    Избирательный процесс в большинстве стран  регламентируется определенными правовыми  нормами, правилами, содержащимися  в конституции и соответствующем  законодательстве.

    1. Обеспечение равенства возможностей (предоставление равного лимита  расходов, ограничение суммы привлекаемых  средств, равный доступ к СМИ  и др.).

    2. Принцип лояльности и уважения  по отношению к политическим  противникам в предвыборной борьбе.

    3. Принцип нейтралитета со стороны  государственного аппарата

                            4.Понятие избирательной системы

           В избирательном праве каждой  страны закрепляется определенная  система представительства. Избирательная  система – это совокупность  установленных законом правил, принципов  и приемов, с помощью которых  определяются результаты голосования  и распределяются депутатские  мандаты. Функционирование любой  избирательной системы можно  оценить только во взаимосвязи  с формой правления, политической  культурой страны, природой ее  политических партий. Потому электоральные  законы перестают соответствовать  своим целям по мере того, как  меняются другие институты общества  и государства. Не случайно  в условиях крупных общественных  перемен меняется и избирательная  система. Так, изменилась избирательная  система в России, идет реформа  избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы  в Беларуси и других постсоветских  республиках. Выбор той или  иной избирательной системы влечет  за собой существенные изменения  в расстановке политических сил.  Так, во Франции избирательный  закон стал объектом ожесточенной  политической борьбы и несколько  раз существенно менялся в  зависимости от сложившегося  соотношения политических сил.  Американская система соответствует  характеру сложившегося там водораздела  между основными тенденциями,  партиями и способствует его  сохранению и даже углублению. Итальянская (пропорциональная) система  учитывает более многообразный  политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере  соответствует нынешней расстановке  политических сил, что и вызывает  необходимость реформы избирательной системы. Основным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы их организации, а также способы перевода голосов избирателей в депутатские мандаты, властные должности.

    Избирательная система – это закрепленный законом порядок осуществления гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов, способов определения результатов голосования и распределения мандатов. Это конкретный способ организации выборов, учета голосов избирателей и распределения мест.

    Главное назначение избирательной системы  – обеспечить представительство  воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

    Нормальное  функционирование любой избирательной  системы можно оценить только во взаимосвязи с политическим режимом, формой правления, происхождением и  влиянием партий, политической культурой  народа. Избирательные системы разных стран мира характеризуются значительным многообразием, которое определяется также историческими особенностями, традициями и, естественно, политическими  целями. По сравнению с другими  элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать: они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и  свести к минимуму роль малочисленных  партий, или наоборот – дать последним  право на парламентское представительство.

 Таким  образом, избирательная система  в каждой стране создается  в зависимости от того, как  понимают интересы своей партии  и общества, каковы политические  традиции и культура. Поэтому  политики, как правило, осторожно  подходят к изменениям избирательного  законодательства. Нарушение баланса  сил в стабильном обществе  всегда ведет к непредсказуемым  последствиям, может дестабилизировать  политическую жизнь. В мире  существует большое количество  избирательных систем, однако их  разнообразие может быть сведено  к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 

                                 4.1Мажоритарная система

    В основе этого типа избирательной  системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования  (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.  В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей данного округа. Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику. Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

Информация о работе Представительство и выборы