Представительство и выборы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Проблема эффективного управления обществом через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в период первобытнообщинного строя у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней Греции, патриции в Древнем Риме.

Содержание

1.Сущность выборов 3
1.1 Политические выборы 4
1.2 Функции выборов, принципы политических выборов 6
2.Избирательное право 7
2.1Принципы избирательного права 8
2.2Активное избирательное право 15
2.3Пассивное избирательное право 16
3.Порядок выдвижения кандидатов 17
3.1Тип голосования 18
3.2Стадии избирательного процесса 18
4. Понятие избирательной системы 21
4.1Мажоритарная система 22
4.2 Виды мажоритарной системы, система двух туров, рейтинговое голосование 25
4.3Достоинства и недостатки мажоритарных систем 26
5.Пропорциональная система 29
5.1Виды пропорциональной системы 31
5.2Достоинства и недостатки пропорциональной системы 32
5.3Смешанная избирательная система 33
6.Эффективная избирательная система 34
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Представительство и выборы реферат Нелли.docx

— 61.19 Кб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    ЧУО «БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ» 
 
 

                                                               

                                    Реферат 

                     по дисциплине «Политология»

              на тему: Представительство и выборы 
 
 

Студента 2 курса, Экономико-правового 

факультета, заочного  отделения,

специальности

«Экономика  и управление

на  предприятии»                                                                                 ______________  Н.В.Родевич 
 

Руководитель:

                                                                                      __________________________     
 
 

                                                       Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

    
   

      1.Сущность выборов                                                                             3

    1.1 Политические выборы                                                                     4

    1.2 Функции выборов, принципы политических  выборов                  6

    2.Избирательное  право                                                                         7

    2.1Принципы  избирательного права                                                   8

    2.2Активное  избирательное право                                                      15

    2.3Пассивное  избирательное право                                                    16

    3.Порядок  выдвижения кандидатов                                                   17

    3.1Тип  голосования                                                                            18

    3.2Стадии  избирательного процесса                                                 18

    4. Понятие избирательной системы                                                    21

    4.1Мажоритарная  система                                                                  22

    4.2 Виды мажоритарной системы, система  двух туров, рейтинговое голосование                                                                                               25

    4.3Достоинства  и недостатки мажоритарных систем                      26

    5.Пропорциональная  система                                                          29

    5.1Виды  пропорциональной системы                                              31

    5.2Достоинства  и недостатки пропорциональной  системы            32

    5.3Смешанная  избирательная система                                             33

    6.Эффективная  избирательная система                                            34         

    Список  использованных источников                 

 

                                                             Сущность выборов  

    Проблема  эффективного управления обществом  через представительство народа была актуальной во все времена. Из истории известно, что еще в  период первобытнообщинного строя  у многих племен существовала практика проведения народных собраний, где  решались важнейшие вопросы общины. С появлением и развитием имущественной  дифференциации, с возникновением государства - совершенствовались и формы управления: власть переходила в руки монархов, а в народные собрания избирались представители только высших сословий – родовые аристократы в Древней  Греции, патриции в Древнем Риме. Сословное представительство во всех государственных органах власти имело место и в дальнейшем – в эпоху Средних веков, Возрождения, Нового времени. Система широкого народного  представительства во всех властных структурах, т. н. третьего сословия, возникает  в результате победы буржуазных революций  в Европе, объявивших о ликвидации сословных привилегий, о равенстве (хотя и формальном) всех граждан  общества, о возможности избирать и быть избранным для большинства  населения. Однако процесс этот затянулся  надолго: на ХIХ—ХХ столетия. Выборы –  это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного  голосования. Выборы являются одной  из наиболее распространенных форм участия  граждан в общественно-политической жизни страны, важным институтом функционирования политической системы и политического  режима, их легитимности.

      В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами. Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных единиц, а также выборы некоторых местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д.)                                                

    1.1Политические выборы 

    Политические  выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных  лиц посредством волеизъявления граждан. Политические выборы - это  совокупность правовых норм, в соответствии с которыми политически правоспособные граждане общества выдвигают из своей  среды определенное число представителей для управления данным обществом  и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем ее гражданам.Выборы бывают общенациональные президентские, парламентские, в местные органы власти и др.Помимо выборов, в ряде стран существуют и другие способы формирования органов власти: ее наследование при монархических формах правления, насильственный захват в результате военного переворота, революции, назначение вышестоящим руководителем.  Если общество претендует называться демократическим, оно вводит выборы. Большинство современных политических режимов используют процедуру выборов для легитимации своей власти. Но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Роль политических выборов и их значение не одинаковы в различных странах и зависят от многих факторов: типа политического режима, существующей политической системы, сложившейся партийной системы, типа избирательной системы и др. В ряде государств, как в прошлом, так и сейчас, выборы в представительные органы власти являются всего лишь своеобразным политическим ритуалом, не оказывающим решающего влияния на политическую жизнь общества. Авторитарные и тоталитарные режимы демонстрируют ситуацию, названную западными политологами, как «выбор без выбора». Такая практика может иметь разные проявления. Так, в СССР до конца 80-х годов на одно выборное место выдвигался только один кандидат по разнарядке КПСС. Причем не требовалось даже заполнение избирательного бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата. Другой пример. Последние президентские выборы при С. Хусейне в Ираке проводились на альтернативной основе, однако в избирательном бюллетене надо было указывать фамилию и домашний адрес голосовавшего. В результате в выборах приняло участие 99,96 % избирателей, и, естественно, с большим преимуществом одержал победу тогдашний президент С. Хусейн. По схожему сценарию проходят выборы в Северной Корее, на Кубе, в Туркмении и др. Используется также практика создания привилегированного положения для отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к средствам массовой информации, фальсификации итогов голосования. Всем известно выражение И. Сталина: неважно, как проголосуют, важно, как подсчитаем. В книгу рекордов Гиннеса, как факт фальсификации, попала Либерия, где на президентских выборах в 1927 г. кандидат в президенты Кинг набрал в 15 раз больше голосов, чем было в стране избирателей. Кроме того, имеет место введение разнообразных ограничений на выдвижение неугодных власти кандидатов (по идеологическим, национальным, расовым или иным соображениям), а также на предвыборную агитацию. И только в условиях демократического общества выборы представляют собой действительно основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки важнейших решений.В результате демократических выборов формируется представительная система, которая состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов государства, предназначенных для непосредственного выражения интересов населения, а также воплощения воли народа в государственной воле. Успешное проведение свободных выборов и признание обществом их результатов является признаком демократичности такого общества, его способности решать актуальные проблемы мирными политическими средствами. 

    1.2Функции выборов, принципы политических выборов 

    Выборы  выполняют ряд основных функций:

    - выражение интересов различных  социальных слоев и групп;

    - обеспечение возможности смены  власти (элит) мирным путем;

    - формирование органов государственной  власти;

    - - мирное разрешение конфликта  между политическими силами и  их лидерами, претендующими на  властей;

    - политическая социализация и  мобилизация граждан.

    Это наиболее общие функции выборов, присущие стабильным политическим системам. К ним могут быть добавлены  другие, характерные для стран, вступающих на путь демократизации. Это:

    - возможность узаконить новую  политическую систему, основанную  на принципе разделения власти;

    - формирование и легитимация многопартийной  системы;

    - рекрутирование политической элиты,  ее обновление, появление новых  лидеров;

    - способ презентации политических  партий, общественных объединений,  их раскрутка и возможность увеличения численности;

    - способ манипулирования общественным  мнением, общественным сознанием  и др.

    Политические  выборы могут приобрести действительно  демократический характер при соблюдении следующих общих принципов:

    1. Обязательность выборов означает, что они являются единственно  легитимным способом формирования  государственной власти.

    2. Периодичность выборов позволяет  гарантировать сменяемость выборных  лиц по итогам голосования.  Процедура проведения периодичных  выборов должна войти в привычку, как граждан, так и власти. Вся  политическая элита должна быть  заинтересована в принятии такого  избирательного законодательства, которое давало бы ей возможность  после поражения на очередных  выборах – выиграть их в  следующий раз, через определенный  период.

    3. Всеобщность избирательного права. 

    Политические  выборы осуществляются на основе избирательного права закрепленного в конституции  и соответствующем законодательстве государства. 

                                      2. Избирательное право 

    Избирательное право – это система государственно-правовых норм, регулирующих условия и порядок  проведения выборов в представительные органы власти и занятие выборных государственных должностей.

    Понятие «избирательное право» имеет два  значения:

    1. Совокупность норм, регулирующих  порядок избрания представительных  органов и должностных лиц  государства.

    2. Право граждан участвовать в  образовании представительных органов.

    Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает установленное законам право  гражданина лично участвовать в  выборах представительных учреждений и должностных лиц, то есть право  избирать. Пассивное избирательное  право – это установленное  законом право гражданина выступать  на выборах в качестве кандидата  в представительные органы или на выборную должность, то есть это право быть избранным.

    Право избирать и быть избранным принадлежит  не всем – существуют определенные ограничения (о них пойдет речь ниже).          

      2.1Принципы избирательного права 

    Процедура выборов регламентируется избирательным  правом каждой страны. Избирательное  право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это  предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости  от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование  осуществляется тайно, то есть никто  без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принципы избирательного права, сформулированные философами-просветителями и апробированные в ходе буржуазных революций, никогда  не соблюдались в полной мере. Происходило  так потому, что политическая элита  стремилась не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент собственного воспроизводства, как выборы. Существует большое количество форм и методов  ограничения действия принципов  избирательного права, в первую очередь  через цензы. Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования заложены и в Конституции  Республики Беларусь. Так, принцип всеобщности  предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что  не должно быть никаких имущественных  и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают. По Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют  граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также  те, в отношении кого избрана мера пресечения – содержание под стражей. Принцип равенства означает, что  избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом избирательном округе также должно быть примерно равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило "один человек – один голос" нарушается. Важное значение имеет то, каким образом проведены границы округов. Основное правило игры таково: собрать все голоса соперников в нескольких округах, оставляя для себя превосходство во всех остальных. В США такие уловки получили название "джеримандеринг", в честь губернатора штата Массачусетс Элбриджа Джерри, который на выборах 1812 года состряпал неимоверно растянутый и изогнутый округ, напомнивший одному из газетных карикатуристов саламандру. Его противники назвали эту избирательную геометрию "джерримандерингом" от фамилии Джерри и слова саламандра. Джеримандеринг характерен и для современной политической борьбы в США. Так, некоторые округа, вычерченные в Калифорнии в 80-е годы нашего столетия, выглядели еще более искаженными, чем округ, сформированный Джерри. Манипулирование с избирательными округами характерно для многих стран. Это делается, чтобы увеличить представительство сельских районов в ущерб промышленным, центральных кварталов – в ущерб окраинам и т.д. Конечно, при современной миграции населения нарезать абсолютно одинаковые округа невозможно, однако отклонения должны быть в определенных пределах.

Информация о работе Представительство и выборы