Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:00, доклад
Задача моей работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы языка.
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы
1.1 Понятие правотворчества
1.2 Принципы правотворчества
Глава 2. Виды правотворческой деятельности, стадии и структура правотворческого процесса
2.1 Виды правотворчества
2.2 Стадии и структура правотворческого процесса
Логично было бы сделать
вывод о том, что в процесс
правотворчества не следует включать
организационные действия, содействующие
непосредственной правовой работе над
нормативным актом. В частности
к правотворчеству не относится
деятельность по учету, анализу и
обобщению предложений о
Как любая процессуальная
деятельность правотворчество представляет
собой официальный порядок
Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.
В какой бы форме это решение не выражалось, оно является юридическим актом, который создает права и обязанности. Необходимо ограничить действия, предшествующие правотворческой деятельности от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса, т.е. процессуальные отношения не возникают. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности.
Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки.
Несмотря на различные виды и особенности правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы.
Говоря о стадии правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование.
Другие, например, А.Г. Братко и В.В. Лазарев, помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как "решение компетентного органа о необходимости изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т.п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата."
По мнению Исакова В. "проблему подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметные сферы:
Проблема законодательной политики.
Проблемы организации законодательного процесса.
Проблемы юридической техники."
Совершенно очевидно, что потерпели крах ограничения политических свобод и цензура печати.
В прежнем виде они вряд ли когда-нибудь возродятся. Но с другой стороны, право и правосудие не заняли в Российской Федерации подобающее место. Система разделения власти, закрепленная Конституцией, проходит трудно. Оказалось, что поделить власть - далекого не все, надо обеспечить сотрудничество и взаимодействие властей между собой на основе закона. На практике мы видим чаще соперничество, и даже противоборство.
По итогам работы I
Государственной Думы был принят
461 закон. 55% -- были внесены депутатами,
20% -- Правительством, 10% -- Президентом
и 15% -- другими субъектами законодательной
инициативы. На текущую сессию включено
558 законопроектов. Из них 50% -- внесены
депутатами, 23,3% - Правительством, 10% - президентом,
8,6% - субъектами Р.Ф. 7,3% - Советом Федерации
и его членами. Как видим, тенденция
носит устойчивый характер. В России
сложилось предубеждение, повторяемое
и в печати, и в официальных
кругах, что подготовка и принятие
законов прерогатива Нижней палаты.
Законодательная инициатива - это
важнейшая функция
Какой-либо концепции
развития законодательства в настоящее
время нет. Оно развивается методом
проб и ошибок, а также за счет
механического копирования
Но с другой стороны,
существует ряд причин, по которым
глава государства вынужден накладывать
"вето". Во-первых, слишком много
инициаторов законотворчества. Министерства
и ведомства используют в лоббистских
интересах депутатов и
1.Правительство не было бы критикой и тормозом законодательного процесса, а концентрировало свое внимание на качественной подготовки законопроектов.
2. Процент технического
брака был существенно
У законодателей часто не хватает времени и сил, чтобы поинтересоваться, какова материальная база для реализации закона, принят ли пакет подзаконных актов, отменены ли противоречащие ему нормативные акты, а без ответа на них невозможно оценить реальное значение принятого закона, его социально правовой эффект.
3. На фоне многочисленных
утрат, которые переживает
По словам Бородина Р.В. "некоторые законы откровенно отражают узко групповые интересы, их качество низкое."
Типичным основанием отклонения законов является их противоречие Конституции РФ, системе действующего законодательства. Нередко принятые палатами законы нарушают права и свободы граждан, ущемляют права субъектов РФ и муниципальных образований. Реализация многих законов не возможна из-за отсутствия финансовых гарантий. Имеются факты принятия законов, прямо противоречащих действующему федеральному бюджету. По-прежнему немалое число законов отражает узко отраслевые или корпоративные интересы. Таким образом, налицо снижение уровня законотворческой деятельности, что тормозит проведение экономической и социальной реформ, решение проблем государственного строительства, реализацию основных направлений внутренней и внешней политики.
Представляется, что наиболее удачными является широкое понимание правотворчества, т.е. включение в этот процесс деятельности по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в которой участвуют другие государственные органы, общественные организации, широкие круги общественности. На основании такого понимания и более развернутой является классификация стадий правотворческого процесса, предложенная И.Л. Дюрягиным и А.С. Приголкиным. Авторы выделяют стадии двух основных этапов правотворчества:
"Первый - предварительное
формирование государственной
Второй - официальное возведение государственной воли в норму права, т.е. издание нормативного акта. На этом этапе правотворческого процесса решающее значение имеет деятельность самого правотворческого органа. Сюда мы относим внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие нормативного акта и его опубликование".
Перечисленные стадии присущи всем видам правотворчества.
Наиболее полно
они проявляются при издании
законов высшими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие итоги:
Правотворчество в
правовой сфере - государственная деятельность,
завершающая процесс
Правотворчество, которое основано на определенных принципах - одно из важных направлений любого государства. Оно всегда было, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связано с типом государства, его формой, механизмом и функциями.
Уровень и культура
правотворчества, а соответственно
и качество принимаемых нормативно-
Повышение качества правовых
решений, снижение до минимума числа
неэффективных нормативных
Текущие акты уместно
составлять так, чтобы их, по возможности
не расчленяя на части, можно было
бы включать в более крупные
Библиографический список
1. Конституция РФ.
Принята Всенародным
2. Абдулаев Н. Д. Диалектика правотворчества. / Баку, 2006. 157 с.
3. Большой юридический словарь. / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. И доп. М. 2003. 704 с.
4. Бережков А. Г.
Теоретические проблемы
5. Власенко Н.А.
Правила законодательной