Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:00, доклад
Задача моей работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы языка.
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы
1.1 Понятие правотворчества
1.2 Принципы правотворчества
Глава 2. Виды правотворческой деятельности, стадии и структура правотворческого процесса
2.1 Виды правотворчества
2.2 Стадии и структура правотворческого процесса
Требование научности
к правотворчеству особенно возрастает
в наши дни, когда перспективы
развития рыночных, национальных государственных,
социально-бытовых отношений
Значительно повысило бы научный характер правотворчества и планирование законодательной работы. Не может быть научно обоснованным и продуманным законодательный акт, решение, о принятии которого созрело скоропалительно, например, при утверждении повестки работы представительного органа.
Связь с правоприменительной практикой. Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.
Принцип демократизма.
Этот принцип проявляется в
Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение её духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре создания правовых актов.
Наиболее эффективно
выявлять истинные стремления и волю
народа позволяет всенародное
Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом.
В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.).11 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 2001 с. 115
В отдельные периоды
развития того или другого государства
имели место отступления от какого-либо
принципа, но они не могут поколебать
необходимость поиска утверждения
соответствующих начал
Глава 2. Виды правотворческой деятельности, стадии и структура правотворческого процесса
2.1 Виды правотворчества
Правотворческая деятельность может подразделяться на виды по двум важнейшим основаниям:
1) по субъектам (органам) правотворчества и
2) по содержанию
издаваемых каждым органом
По субъектам (органам)
правотворчество осуществляется в
трех основных формах: принятие нормативных
актов органами государства, принятие
нормативных актов
Принятие нормативных актов органами государства. В Российской Федерации именно в этой форме чаще всего осуществляется правотворчество. Правом принятия нормативных правовых актов обладают Федеральное Собрание и его обе палаты (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент РФ, Правительство РФ, государственные комитеты, ведомства и министерства РФ.
На региональном уровне
правотворческими правомочиями обладают
законодательные (представительные) органы
республик, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, а также
органы местного самоуправления - районные,
городское, районные в городах, поселковые
и сельские. Правотворческую деятельность
вправе также осуществлять президенты,
правительства, министерства, государственные
комитеты и ведомства субъектов РФ, главы
администраций соответствующих национально-государственных
и административно-
Полномочия на издание
нормативных актов каждого
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Государственная Дума и Совет Федерации принимают также постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.
Законы и постановления
издаются как по вопросам, отнесенным
Конституцией к исключительному
ведению федеральных органов
государственной власти, так и
по вопросам совместного ведения
Федерации и входящих в нее
субъектов. Процедура принятия нормативных
актов определяется Конституцией РФ
и Регламентом палат
Президент РФ как глава государства издает на основе Конституции и федеральных законов указы. Указы Президента РФ могут быть не только нормативного, но и оперативного характера (указы о награждении, о присвоении чинов и званий и др.). Правительство РФ является органом исполнительной власти и правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации, если они не входят согласно Конституции и федеральным законам в компетенцию парламента и Президента РФ. Акты нормативного характера Правительство РФ издает в форме постановлений, а акты оперативного характера - в форме распоряжений.
Министерства, государственные
комитеты, ведомства являются центральными
органами государственного управления.
Их полномочия в области руководства
порученными им сферами управления,
в том числе осуществляемые в
форме издания нормативных
Издавая нормативные акты (обычно они имеют разные наименования - решения, постановления, распоряжения и т.д.) органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органами или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Особым видом правотворческих
полномочий обладают администрации
объединений, предприятий, учреждений.
Они вправе издавать локальные нормативные
акты, регулирующие отношения внутреннего
порядка. Примером нормативного акта такого
рода могут служить правила
Референдум как вид правотворчества. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум, в ходе которого устанавливаются правовые нормы.
В отличие от всенародных обсуждений законопроектов, которые широко практиковались в СССР и которые могут носить только рекомендательный характер, в Российской Федерации допускается проведение лишь референдума. По Закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Аналогичное правило действует согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в отношении решений, принятых на местном референдуме.11 Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. М. 2006 с. 113
Опыт проведения референдумов в нашей стране и за рубежом выявил не только их достоинства, но и недостатки. Главный из них - узкая запрограммированность возможных ответов. Участник референдума может либо согласиться с предложенным на его рассмотрение решением, ответив «да», либо отклонить его, сказав «нет». Гражданин не может в ходе референдума предложить иное представляющееся ему оптимальным решение либо обусловить свой ответ какими-либо оговорками. Между тем именно активности в выражении своих потребностей, интересов и оригинальных точек зрения на проблему ждет законодатель от населения в ходе всенародного обсуждения. В этом и состоит главная общественная ценность последнего.
Еще один недостаток
института референдума состоит
в том, что достоверность различных
референдумов не может быть одинаковой.
Она достаточно высока в случаях,
когда гражданам предлагается выразить
свое суждение по одному конкретному
вопросу (либо выбрать один из нескольких
ответов), например, нужно ли отменить
полностью смертную казнь либо не
стоит и т.п. Значительно ниже
достоверность референдумов, когда
опрос населения проводится по абстрактным
политическим либо организационным
вопросам, например, о компетенции
того или иного государственного
органа и т.п. Кроме того, проводимые
за рубежом социологические
Помочь гражданину заранее определить приоритет своих интересов, а законодателю - выявить истинное мнение народа способна комбинация референдумов и всенародных обсуждений, проводимых по одним и тем же вопросам. В свое время такое предложение было высказано В.Ф. Котоком. Ныне эта научная идея воспринята законодателем. Согласно Закону «О референдуме Российской Федерации» центральная комиссия референдума РФ обеспечивает не позже чем за 45 дней до дня проведения референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум, и текста действующего Закона, который предлагается отменить или изменить.
Заключение соглашений,
содержащих нормы права. В советский
период активно практиковалось издание
совместных нормативных правовых актов
государственными органами и общественными
объединениями. Ныне на место совместных
актов пришло заключение разного
рода соглашений, содержащих нормативные
предписания. Такого рода соглашения чаще
всего заключаются для
Наряду с коллективными договорами законом предусматривается в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений заключение следующих видов соглашений: генерального, региональных, отраслевых (межотраслевых) тарифных, территориальных и других. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Участниками его могут выступать общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, а также Правительство РФ. Региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает виды оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные правовые акты подразделяются, прежде всего, на законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Все остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.
Законы подразделяются
на федеральные и законы субъектов
РФ. В свою очередь среди федеральных
законов особое место занимают федеральные
конституционные законы и законы
о поправках в Конституцию
РФ. И те и другие принимаются
в особом порядке. При этом федеральные
законы не могут противоречить