Правотворчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 15:00, доклад

Описание работы

Задача моей работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы языка.

Содержание

Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы
1.1 Понятие правотворчества
1.2 Принципы правотворчества
Глава 2. Виды правотворческой деятельности, стадии и структура правотворческого процесса
2.1 Виды правотворчества
2.2 Стадии и структура правотворческого процесса

Работа содержит 1 файл

тгп-правотворчество.docx

— 53.85 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава 1. Правотворчество: понятие  и принципы

1.1 Понятие правотворчества

1.2 Принципы правотворчества

Глава 2. Виды правотворческой  деятельности, стадии и структура правотворческого процесса

2.1 Виды правотворчества

2.2 Стадии и структура  правотворческого  процесса

Заключение

Библиографический список

Введение

Задача моей работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения  закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости  правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования  последствий принятия закона, а также  вопросы языка.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним  из важных направлений работы любого государства. Это специфическая  деятельность, связанная с созданием  или изменением существующих в государстве  правовых норм. По результатам правотворческой  работы судят о государстве в  целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Исторически правотворчество  осуществляется различными субъектами: социальными группами, общественными  объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением  государственности деятельность по созданию правовых норм все более  концентрируется в руках соответствующих  государственных органов и должностных  лиц. Поэтому правотворчество в  юридической науке чаще всего  понимается как деятельность органов  государства, направленная на создание правовых норм.

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

--изучить общее  понятие правотворчества, его  виды и принципы;

--исследовать проблемы  правотворчества на современном  этапе;

--произвести анализ  перспектив развития правотворчества.

Объектом  исследования являются общественные отношения.

Предметом исследования является правотворчество.

Глава 1. Правотворчество: понятие  и принципы

Среди многообразия правовых явлений, охватываемых понятием «правовая  система» правотворчество занимает одно из центральных мест. От того, в  какой мере действующие нормы  права - от закона до инструкции - выражают потребности и интересы общества, эффективно воздействуют на поведение  людей, зависит и достижение целей - непосредственных и отдаленных, на которые направлены нормы. Вот почему нормотворческая деятельность всегда образует начальный этап процесса правового  регулирования, к которому относятся  также правореализация и правоприменение.

1.1 Понятие правотворчества

В буквальном смысле слова правотворчество - это процесс  создания правовых норм, получающих закрепление  в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах. Поэтому закономерно, что вопросы правотворчества постоянно находятся в поле зрения юристов-ученых и практиков, специалистов в области теории и социологии права, а также отдельных юридических дисциплин. Эта проблема постоянно волнует юристов не только России, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Весьма объемна и разнообразна посвященная этим вопросам специальная литература. Вольтер. О законах//Избранныя страницы. СПб. 2005 с. 95

Определения правотворчества  многочисленны. Однако их можно свести к двум основным позициям. По мнению одних авторов, правотворчество  представляет собой юридически оформленную  особую форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса (всего народа) в нормативных правовых актах, а  также по изменению и отмене правовых актов. Другая точка зрения трактует правотворчество более широко. Под  правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности  в нормативном правовом регулировании  общественных отношений и созданию в соответствии с выявленными  потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих.

Основное различие между приведенными определениями  состоит в следующем. В первом случае понятие правотворчества  связывается, прежде всего, с процедурно-процессуальной деятельностью различных государственных  органов. В основу второго определения  положена социально-юридическая трактовка  правотворчества, которая охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с зарождения идеи о ней  в связи с выявлением потребности  в правовой регламентации соответствующих  общественных отношений и кончая ее принятием и введением в  действие; при этом сам процесс  правотворчества распадается на два этапа. Первый предшествует началу официальной работы над законопроектом по инициативе самого правотворческого органа либо субъекта правотворческой  инициативы. Второй включает период официальной  работы над проектом субъекта правотворческой  инициативы, самого правотворческого органа либо, согласно утвержденному  им плану, соответствующего государственного, научного учреждения или общественного  объединения.11 Гродзинский М. М. Законодательная техника. М. 2007 с. 102

Существенное различие между этапами правотворчества  состоит в том, что для первого  из них характерно наличие множества  предварительных вариантов «решений», которые принимаются (с той или  иной степенью научной обоснованности) всеми участниками создания будущей  нормы, хотя ни одно из них не имеет  окончательного, нормо-устанавливающего значения. Предварительные «решения» выносят субъекты правотворчества и на проектном этапе. При этом, однако, ключевая роль в процессе создания будущей правовой нормы принадлежит соответствующему правотворческому органу, который выступает стороной в большинстве складывающихся в ходе правотворчества отношений и который, в конечном счете, только и имеет право принятия окончательного нормотворческого решения.

Правотворчество относится  к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное  и практическое значение. Его надлежащая организация - необходимое условие  качества и эффективности результатов  правотворчества - законов и подзаконных  актов.

Оптимальная характеристика всякого объекта включает нужное соотношение его количественных и качественных показателей. В равной мере это справедливо и применительно  к системе законодательства. Между  тем в течение ряда десятилетий, когда идея о безусловном соответствии воле народа любого принятого правового  акта считалась аксиоматической, вопрос о качестве законов, да и об их необходимом  количестве, если и обсуждался, то преимущественно  как проблема прикладного порядка. Чаще всего он сводился к вопросам законодательной техники, понимаемой в узком смысле этого слова.

Качество нормативного правового акта - понятие, прежде всего  юридическое. Однако, учитывая неразрывную  связь законодательной стратегии  с реализацией политических решений, которые должны базироваться в свою очередь на познании социально-экономических  процессов, термин «качество нормативных  правовых актов» необходимо трактовать также под углом зрения его  политических и социальных характеристик. Таким образом, пути повышения качества законов и подзаконных актов  находятся во всех трех плоскостях - социальной, политической и юридической.11 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 2001 с. 152

Всякий закон является средством регуляции и саморегуляции процессов, происходящих в обществе. Вот почему по мере возрастания масштабности анализируемых явлений - от качественных показателей нормативного предписания к качеству законов и подзаконных актов и в конечном счете всей системы законодательства - все более значимым для эффективности правовой регламентации становится учет в процессе правотворчества наряду с правовыми и политическими параметрами также социальных предпосылок качества нормативных правовых актов.

В идеале перед законодателем  в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного  отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации. Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных  актов неизбежно охватывает два  момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность проецирования  этих процессов на будущее, прогнозирования  возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения  в желательном направлении при  помощи права.

Наиболее ущербны  по причине несоблюдения первого  из названных требований социальные характеристики качества декларативных  нормативных правовых актов, в первую очередь законов. Ими, как известно, не одно десятилетие изобиловало  советское законодательство. К сожалению, и ныне их число не только не сократилось, но даже возросло. Специфика всех декларативных  законов и норм с правовой точки  зрения состоит в том, что они  не снабжены механизмом их реализации. Более того, значительная часть декларативных  норм вообще не обладает регулятивными  свойствами, поскольку они представляют собой лишь переложенные на язык закона политические лозунги и программы. Наряду с «нормами-целями», другая часть  декларативных норм провозглашает  закрепление за гражданами и организациями  больше прав и возможностей, чем  политическая, экономическая и социальная действительность страны может в  данный период представить и гарантировать. Примером может служить попытка  внедрения в практику уголовного судопроизводства рассмотрения дел  с участием присяжных заседателей, не соответствующая ни современному состоянию криминогенной обстановки в обществе, ни экономическим возможностям страны.

В целом оценка действующего законодательства едва ли может быть положительной по линии как качественных, так и количественных показателей. Прежде всего, постановка «на поток» законоподготовительных работ, когда из месяца в месяц количество принимаемых законов исчисляется десятками, не может не сказаться на их качестве, которое ныне в целом ниже того, что имело место в доперестроечный период. Явно недостаточно внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности, беспробельности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Это относится как к законам в собственном смысле слова, так в еще большей степени к подзаконным актам, которые нередко расходятся даже с положениями Конституции РФ. Еще менее качественны законы и иные нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ. Заметно отстают темпы «расчистки» действующего законодательства и его приведения в соответствие с новыми законами.11 Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2002 с. 149

В перспективе все  это чревато дальнейшим снижением  эффективности нарастающей волны  законов и подзаконных актов, тем более что их изобилие делает затруднительным усвоение содержащихся в них новелл не только для граждан  и должностных лиц, но и для  профессионалов-юристов. И это тогда, когда целый ряд подотраслей и институтов законодательства, по существу, еще не выстроен. В этих условиях неизмеримо возрастает роль юридической науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качества его результата - федеральных и региональных законов и подзаконных актов.

1.2 Принципы правотворчества

Правотворческий процесс  основывается на определенных принципах - основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

Основными принципами правотворчества в нашем государстве  выступают следующие. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.11 Большой юридический словарь//Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. М. 2003 с. 108

Принцип законности выражается в том, что все действия субъектов  правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах  и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов  должны происходить с соблюдением  правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих  их органов.

Законность правотворчества  проявляется также в строгой  иерархии принимаемых нормативно-правовых актов: каждый вновь принятый акт  должен согласовываться с ранее  принятыми либо вносить в них  прямые изменения; акт нижестоящего правотворческого органа. В неоправданной и незаконной деятельности некоторых субъектов Российской Федерации последнее требование соблюдается далеко не всегда.

Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а так же ученые-юристы.

Информация о работе Правотворчество