Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основные тенденции его современного развития, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.
Введение
Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ.
1.1 Роль выборов в демократическом государстве.
1.2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации.
Глава 2: Методы агитационного воздействия.
2.1 Формы предвыборной агитации
2.2 Ответственность за нарушение избирательных прав.
Заключение
Список используемой литературы
Исходя из закона, деятельность, побуждающая избирателей не участвовать в выборах, предвыборной агитацией не является. Однако о том, как важно снизить явку на избирательные участки в регионах, полностью поддерживающих оппонента, знает любой сотрудник компании по политическому консалтингу. На это бывают направлены немалые материальные ресурсы.
Вопрос
о включении в определение
предвыборной агитации в качестве цели
побуждения избирателей к отказу
от участия в выборах является
спорным. С.Д. Князев считает, что в
законе имеется серьезный пробел,
исключающий из сферы правового
регулирования подобные действия и
создающий почву для
Действительно, Российская Федерация - государство с демократической формой правления, что предполагает формирование ряда государственных органов путем выборов. Пункт 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Как отмечает В.Д. Мостовщиков, "добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, - в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах".
Однако,
по нашему мнению, до тех пор пока
законом не установлена обязанность
участвовать в выборах и
Также вызывает интерес формулировка закона, в соответствии с которой агитация - это деятельность, имеющая целью или побуждающая избирателей к голосованию против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). В российской избирательной системе такая форма голосования не предусмотрена. В силу пункта 6 статьи 52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" избиратель вправе проголосовать за кандидата (кандидатов) либо список кандидатов, проголосовать "против всех", но не может выделить кандидата (кандидатов) либо список кандидатов и проголосовать именно против них.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
следующие выводы. Представляется целесообразным
скорректировать
Зачастую появляется необходимость заново определять понятие предвыборной агитации в каждом конкретном регионе и территориальном образовании. Характер предвыборной агитации во многом зависит от правовой культуры населения данной местности, которая сильно различается в западных и восточных областях страны. Сегодня существенно возросла роль профессионального юридического сопровождения избирательной кампании. Толкование определения предвыборной агитации во многом зависит от субъективных особенностей отдельных членов избирательных комиссий и судей, ряда других факторов. При этом широкая или узкая трактовка избирательной комиссией понятия предвыборной агитации оказывает воздействие и на уровень решительности акций, предпринимаемых предвыборными штабами. При рассмотрении жалоб в ходе избирательной кампании постоянно складывается одинаковая ситуация: идет спор о форме и содержании определения предвыборной агитации. Юристам в избирательной кампании повсеместно приходится отстаивать прямо противоположные правовые позиции по аналогичным вопросам. Сторона, обжалующая какие-либо действия, старается толковать понятие предвыборной агитации расширительно, упирая на предоставленную для этого законом возможность. Оппоненты же стремятся показать избирательной комиссии или суду недопустимость расширительного толкования понятия "предвыборная агитация". Их задача - акцентировать внимание на том, что подобная практика может привести к невозможности объективно определить критерии предвыборной агитации.
Необходимо
отметить, что правовая норма - это
в первую очередь общеобязательное
правило поведения, находящее ясное,
четкое и по возможности однозначное
отражение в законе. Это именно
правило, то есть своеобразная модель
поведения, постоянно применяемая
для сравнения со всеми реальными
деяниями субъектов общественных отношений.
В данном конкретном случае в отношении
регулирования предвыборной агитации
фактически не соблюдены признаки правовой
нормы. Оказался "размытым" ее ключевой
элемент - само определение предвыборной
агитации, являющееся исходным для
дальнейшей квалификации по составам
многих правонарушений. Совершенно очевидно,
что правовое регулирование предвыборной
агитации настоятельно требует совершенствования.
Необходимо выработать критерий для выделения
субъектов предвыборной агитации, а также
более четко определить состав лиц, которым
предвыборная агитация запрещена. Кроме
того, приходится констатировать недостаточное
освещение данной темы: существующие публикации
и практически единственный комментарий
к Федеральному закону "Об основных
гарантиях избирательных прав" не уделяют
достаточного внимания понятию предвыборной
агитации. По всей видимости, сложившаяся
широкая судебная практика по делам, связанным
с выборами в органы власти всех уровней,
должна в итоге привести к принятию соответствующего
постановления Пленумом Верховного Суда
Российской Федерации. Центральная избирательная
комиссия также обладает на настоящий
момент достаточным фактическим материалом
для издания акта, обобщающего практику
применения норм, связанных с понятием
предвыборной агитации, для достижения
единообразия в его понимании и применении.
Глава 2: Методы агитационного воздействия.
Формы
предвыборной агитации
Предвыборная агитация может принимать следующие формы:
Законодательно закрепленные способы проведения предвыборной агитации:
Наиболее распространенными методами агитационного воздействия на избирателей является:
Агитационные листовки
Во время агитации реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия.
Также существуют настенные и предназначены для раздачи в руки, агитационные и презентационные, сигнально-информационные.
Существуют следующие виды настенных листовок:
1.Ориентирующие
на борьбу – первая часть
создает образ врага или
2.Биографические
– с изложением краткой
3.Програмные
– с кратким изложением
Агитационная листовка для раздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с экологическими телефонами, календарь , правилами поведения в экстренных ситуациях и тд.).
Характерной
особенностью листовок является доминирующие
желание закрепить образ кандидата
с помощью «ключевых сигналов»
(портреты, сопровожденные фразой типа
«Человек СЛОВА и ДЕЛА», « Голосуй
ЗА!», «это наш кандидат», «это свой
человек»), как показала практика лучше
воспринимались небольшие по размеру,
доходчивые по содержанию, адресные цветные
листовки.
Специальные выпуски газет
Через
печать осуществляется формирование определенного
имиджа кандидата (его человеческое
лицо – образование, карьера, хобби,
образ хорошего семьянина, заслуги
перед жителями города/области, республики,
фото с политическими лидерами).
Специальный выпуск газеты представляет
собой особый вид агитационной продукции,
соединяющий в себе достоинства
листовки, плаката и газеты. С
одной стороны он позволяет кратко
представить кандидата в виде
лозунгов, афоризмов, большой фотографией,
с другой стороны имеется возможность
представить интересующемуся
Перед
разработкой избирательных
1.Необходимость
применения данного вида
2.Выбор
типа спец выпуска, либо на
базе уже существующего
3.Содержание, оформление спец выпуска;
4.Количество спец выпусков, время выхода, способы распространения.
В
идеале в ходе агитации должны быть
задействованы все каналы коммуникации,
по которым к избирателям может
попасть информация о кандидатах
на выборные должности. Однако на практике
не всегда существуют возможности для
этого, приходится выбирать наиболее эффективные,
для конкретных обстоятельств проведения
кампания, средства агитации, выбирать
источники информации пользующиеся
наибольшей популярностью у населения,
через которые возможно более
полно донести информацию о кандидате,
при минимуме затрат.
Агитация
через средства массовой информации.