Право на предвыборную агитацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основные тенденции его современного развития, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.

Содержание

Введение

Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ.

1.1 Роль выборов в демократическом государстве.

1.2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации.

Глава 2: Методы агитационного воздействия.

2.1 Формы предвыборной агитации

2.2 Ответственность за нарушение избирательных прав.

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Право на предвыборную агитацию.docx

— 56.72 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План 
 

     Введение

     Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ.

     1.1 Роль выборов в демократическом  государстве.

     1.2 Правовые аспекты проведения  предвыборной агитации.

     Глава 2: Методы агитационного воздействия.

     2.1 Формы предвыборной агитации

     2.2 Ответственность за нарушение  избирательных прав.

     Заключение

     Список  используемой литературы: 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в  России богатого спектра различных  политических сил привели к возникновению  острой борьбы за власть в ходе выборов  органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главным инструментом этой борьбы стала  предвыборная агитация, в рамках которой  осуществляется прямое воздействие  на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его  политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или  конкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов избирательных  кампаний любого уровня, широкое использование  в ней средств массовой информации, невиданных в России технологий, приемов  и способов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий - все  это явилось новой проблемой  для российского общества, требующей  своего законодательного разрешения.

     Правовое  регулирование предвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990 -1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, нестабильного социального, политического и экономического ее положения. В силу вышеназванных  обстоятельств оно осуществлено в «общем плане», противоречиво и  непоследовательно.

     Кроме того, практика применения законодательного регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в России, а  также в ее отдельных субъектах  свидетельствует о низком уровне готовности участников выборов к  соблюдению его требований, о большом  количестве нарушений, об использовании  не предусмотренных законом форм и методов. Правовое регулирование  предвыборной агитации, ее финансирования не обеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а это негативно сказывается  на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Без достаточной научной базы решение ее трудно осуществимо.

     В научном плане важно выявить  наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие.

       Определить основные направления  совершенствования регулирования  предвыборной агитации и ее  финансирования, раскрыть роль и  место в этом процессе политических  сил, избирательных комиссий, других  субъектов избирательного процесса.

     Характеризуя  состояние научной разработанности  темы, необходимо отметить, что длительное время, в период существования СССР - ей уделялось недостаточно внимания в силу отсутствия таких демократических  начал в политическом устройстве общества, как политическое и идеологическое многообразие. Необходимых условий  для осуществления народовластия  в ходе свободных и демократических  выборов. Важнейшей особенностью этого  периода было то, что в нормативных  правовых актах, принимаемых партийно-государственными органами, в исследованиях, научных  публикациях, учебных пособиях предвыборная агитация рассматривалась как составная  часть политической агитации или  политико-просветительной работы с  позиций единой марксистско-ленинской  идеологии, руководящей роли КПСС и  партийно-государственной системы  власти, что вытекало из конституционного закрепления монопольного права   В конце 80-х - начале 90-х годов ситуация в России изменилась кардинальным образом. В области политической это ознаменовалось тем, что подготовка и проведение свободных демократических выборов, в том числе применение наиболее эффективных приемов организации  и проведения предвыборной агитации и ее финансирования, потребовали выработки собственного их правового регулирования.

     Цель  исследования состоит в том, чтобы  на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового  регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основные тенденции его современного развития, разработать системное представление  о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации  и проведения, выяснить проблемы практического  применения правового регулирования  предвыборной агитации и ее финансирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ. 

     
    1. Роль  выборов в демократическом  государстве.
 

     Выборы  — важнейший компонент современной  политики. Они представляют собой  способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения  по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов  избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических  организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных  обществах и т.д. В данной главе  речь идет главным образом о выборах  в масштабах государства, всей политической системы.

     Выборы  всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они  имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах  относительно регулярный, периодичный  процесс избрания состава органов  государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.

     Выборы  как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных  форм и играют в ее различных моделях  неравноценную роль. Сравнительно низка  значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии  граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей  государства сильно ограничены, что  снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая  Афинская республика в периоды непосредственного  правления большинства, решения  плебсом на площадях вопросов размера  налогов, войны и мира, смены судей  и военачальников и т.д.

     В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная  форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д. 

     Выборы  — достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку  они распространяются на различные  институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто  и исполнительные органы субъектов  федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два  года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти  же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верхней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генеральные  прокуроры и другие должностные  лица, на местном уровне — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т.д. Общую  картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных  форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности  для проявления политической активности и влияния на государственные  и общественные дела.

     Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в  их важнейших функциях. В научной  литературе выделяются следующие функции  выборов:

     — артикуляция, агрегация и представительство  разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для  осознания гражданами своих интересов  и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массо­вую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампании СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям населения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах интересы артикулируются, получают четкую формулировку и агреги­руются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководствуясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората;

     — контроль за институтами власти. В  результате выборов создается важнейший  институт контроля за правительством — парламент, а также оформляется  оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и  закона. Парламентский контроль опирается  как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно  на мнение избирателей. Опасаясь поражения  на ближайших выборах, правительство  обычно вынуждено прислушиваться к  критике. Кроме того, сами выборы представляют собой важнейший институт контроля, поскольку они позволяют избирателям  регулярно выносить свой вердикт  о правительстве и оппозиции, изменять состав органов власти, корректировать политический курс;

     — интеграция разнообразных мнений и  формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет  свои границы. Чтобы не привести к  анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном  регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью  выборов обеспечивается объединение  большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;

     — легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация  конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п. Участие  граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должностным лицам, правительству  и правящим партиям. Выборы дают гражданам  шанс переизбрать неугодное правительство  или депутатов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем самым  кризис конкретного правительства  и его политики не приводит к отторжению гражданами всего политического  строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохранительному клапану, выпускающему накопившийся пар  народного недовольства и предохраняющему  весь политический «котел» от перегрева  и взрыва. С помощью выборов  легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и  некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;

     — расширение коммуникаций, отношений  представительства между институтами  власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются  с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных платформы. Выборы —  важнейший канал обратных связей между гражданами и властью. От их действенности очень во многом зависит  характер отношений между руководителями государства и населением, возникновение  доверия или недоверия, политического  участия или отчуждения, поддержки  или борьбы;

     — канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного  мирного урегулирования. Выборы позволяют  открыто и публично представить  противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;

Информация о работе Право на предвыборную агитацию