Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основные тенденции его современного развития, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.
Введение
Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ.
1.1 Роль выборов в демократическом государстве.
1.2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации.
Глава 2: Методы агитационного воздействия.
2.1 Формы предвыборной агитации
2.2 Ответственность за нарушение избирательных прав.
Заключение
Список используемой литературы
План
Введение
Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ.
1.1
Роль выборов в
1.2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации.
Глава 2: Методы агитационного воздействия.
2.1 Формы предвыборной агитации
2.2 Ответственность за нарушение избирательных прав.
Заключение
Список
используемой литературы:
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главным инструментом этой борьбы стала предвыборная агитация, в рамках которой осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов избирательных кампаний любого уровня, широкое использование в ней средств массовой информации, невиданных в России технологий, приемов и способов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий - все это явилось новой проблемой для российского общества, требующей своего законодательного разрешения.
Правовое регулирование предвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990 -1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, нестабильного социального, политического и экономического ее положения. В силу вышеназванных обстоятельств оно осуществлено в «общем плане», противоречиво и непоследовательно.
Кроме того, практика применения законодательного регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в России, а также в ее отдельных субъектах свидетельствует о низком уровне готовности участников выборов к соблюдению его требований, о большом количестве нарушений, об использовании не предусмотренных законом форм и методов. Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования не обеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а это негативно сказывается на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Без достаточной научной базы решение ее трудно осуществимо.
В научном плане важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие.
Определить основные
Характеризуя
состояние научной
Цель
исследования состоит в том, чтобы
на основе имеющихся нормативно-правовых
и теоретических источников, проанализировать
процесс становления
Глава
1: Правовые основы предвыборной
агитации в РФ.
Выборы
— важнейший компонент
Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.
Выборы
как неотъемлемый элемент демократии
несут на себе отпечаток ее различных
форм и играют в ее различных моделях
неравноценную роль. Сравнительно низка
значимость выборов в политических
системах, базирующихся на прямых формах
демократии, непосредственном участии
граждан в подготовке и принятии
важнейших государственных
В
условиях современных демократий выборы
— их стержневой механизм, главная
форма проявления суверенитета народа,
его политической роли как источника
власти. Они служат также важнейшим каналом
представления в органах власти интересов
различных общественных групп. Всеобщие
выборы предполагают право участия в них
каждого гражданина. Для многих, а в некоторых
странах и для большинства граждан они
являются единственной формой их реального
участия в политике. Они позволяют осуществлять
наибольшее влияние на власть: сохранять
или сменять парламенты и правительства,
обеспечивать их ответственность перед
народом, изменять политический курс и
т.д.
Выборы — достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президента, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верхней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генеральные прокуроры и другие должностные лица, на местном уровне — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:
—
артикуляция, агрегация и представительство
разнообразных интересов
—
контроль за институтами власти. В
результате выборов создается важнейший
институт контроля за правительством
— парламент, а также оформляется
оппозиция, обычно ревностно следящая
за соблюдением конституции и
закона. Парламентский контроль опирается
как на собственные права, судебные
инстанции, так и непосредственно
на мнение избирателей. Опасаясь поражения
на ближайших выборах, правительство
обычно вынуждено прислушиваться к
критике. Кроме того, сами выборы представляют
собой важнейший институт контроля,
поскольку они позволяют
— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;
—
легитимация и стабилизация политической
системы, а также легитимация
конкретных институтов власти: парламента,
правительства, президента и т.п. Участие
граждан в выборах обычно означает
принятие ими данного типа политической
системы, политического режима, правил
формирования органов власти, независимо
от отношения населения к
—
расширение коммуникаций, отношений
представительства между
— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;