Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющихся нормативно-правовых и теоретических источников, проанализировать процесс становления конституционно-правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования, выявить основные тенденции его современного развития, разработать системное представление о предвыборной агитации как правовом феномене в единстве его правовых признаков, принципов организации и проведения, выяснить проблемы практического применения правового регулирования предвыборной агитации и ее финансирования.
Введение
Глава 1: Правовые основы предвыборной агитации в РФ.
1.1 Роль выборов в демократическом государстве.
1.2 Правовые аспекты проведения предвыборной агитации.
Глава 2: Методы агитационного воздействия.
2.1 Формы предвыборной агитации
2.2 Ответственность за нарушение избирательных прав.
Заключение
Список используемой литературы
—
мобилизация избирательного корпуса
на решение актуальных общественных
задач. Разъясняя гражданам
—
политическая социализация населения,
развитие его политического сознания
и политического участия. В ходе
избирательного процесса граждане особенно
интенсивно усваивают политические
ценности и нормы, приобретают политические
навыки и опыт. В это время резко
расширяется поток политической
информации и пропаганды, активизируется
разнообразная политико-
— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
—
генерирование обновления общества
посредством конкурентной борьбы альтернативных
политических программ. Выборы — это
своеобразное окно, открытое для упорядоченных,
институциализированных влияний на
государство и общество. Они дают
возможность различным
— конституирование
Вышеназванные
функции выборы выполняют лишь в
том случае, если сами они организованы
демократически. Выборы изначально призваны
служить демократии, неразрывно связаны
с ее общей концепцией и ценностями.
Их главное социальное назначение —
адекватно отражая мнение и волю
граждан, обеспечить представительство
основных общественных групп в органах
власти, а также сформировать эффективное
правительство.
Правовые
аспекты проведения
предвыборной агитации.
Отметим ключевые элементы приведенного выше определения предвыборной агитации.
Во-первых, агитация - это деятельность. Нет нужды обращаться к толковому словарю, чтобы понять, что под деятельностью можно понимать все что угодно, кроме бездеятельности. Воспользовавшись методом исключения, применение которого не редкость при обсуждении вопросов агитации, можно сказать, что предвыборной агитацией будет признано все, для чего предпринимались какие-либо действия соответствующим субъектом. Следовательно, если данный субъект никаких действий не предпринимал или отсутствуют доказательства совершения им каких-либо действий, то не может идти речи о его ответственности за возможные правонарушения.
На
практике все выглядит несколько
иначе. Избирательные комиссии и
даже суды для применения санкций
за избирательное правонарушение нередко
считают достаточными сведения, приведенные
в поданных жалобах, не утруждая себя
поиском доказательств
Во-вторых, в определении указаны субъекты предвыборной агитации, к которым относятся: граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения. В соответствии с определением деятельность иных субъектов не может быть признана законной агитацией и должна рассматриваться в качестве иной деятельности. С кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками ситуация более или менее ясна. Агитация для них - основное средство воздействия на избирателей. Что касается граждан Российской Федерации, то включение этой категории в число субъектов предвыборной агитации должно было, по всей видимости, подчеркнуть установленный пунктом 8 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" запрет: "Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов". Необходимо отметить, что предвыборной агитацией вправе заниматься только граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и т.д. К иным избирательным действиям следует, по всей видимости, отнести и предвыборную агитацию, и любую другую связанную с выборами деятельность.
По
причине отсутствия в Федеральном
законе "Об основных гарантиях избирательных
прав" прямого запрета на осуществление
предвыборной агитации несовершеннолетними
многие предвыборные штабы допускали
серьезные ошибки, привлекая к
агитационной деятельности лиц, достигших
14 лет, с письменного согласия их
родителей. При этом они руководствовались
статьей 26 Гражданского кодекса РФ,
а также Федеральным законом "Об
общественных объединениях". Последний
предусматривает возможность
Объясняются такие действия предвыборных штабов низкой стоимостью труда несовершеннолетних, высокой степенью готовности молодежи практически к любой работе. Подобная практика вызывала негативную ответную реакцию средств массовой информации конкурентов, внимательно отслеживавших работу противника. Кроме того, следовали соответствующие меры правоохранительных органов: несовершеннолетних задерживали, а в средствах массовой информации широко освещалось "циничное попрание основ морали и нравственности "грязными политтехнологами". При этом перед сотрудниками милиции вставал вопрос о том, по какой статье Кодекса об административных правонарушениях привлекать несовершеннолетних к ответственности. По всей видимости, применению подлежит статья 40 КоАП - проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом. Хотя прямого запрета в законе нет.
Очевидно, что гораздо более важной в данном случае является не административная санкция, а воздействие на общественное мнение путем демонстрации "нечистоплотности" противника, использующего труд несовершеннолетних. Однако (как всегда это бывает при неоднозначных по своей природе PR-акциях) возможна и обратная реакция на действия кандидата-нарушителя: избиратели убеждаются, что "даже дети на его стороне".
Центральная
избирательная комиссия Российской
Федерации в своих
Среди
субъектов предвыборной агитации закон
называет также общественные объединения.
В статье 5 Федерального закона "Об
общественных объединениях" дается
определение, а в статье 7 - организационно-правовые
формы общественного
Под
общественным объединением понимается
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе
граждан, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного
объединения.. Общественные объединения
могут создаваться в одной
из следующих организационно-
Бесспорен
тот факт, что избирательные комиссии,
чья компетенция определена в
законе, не вправе проводить предвыборную
агитацию. Тем не менее избирательные
комиссии нередко, умышленно или
от недопонимания своей роли в
избирательном процессе игнорируя
требования правовых норм, допускают
прямые и косвенные призывы
Возьмем,
к примеру, средства массовой информации
в период избирательной кампании.
Это коммерческие организации. Их участие
в избирательных кампаниях
Приходится
констатировать, что большинство
избирательных кампаний в нашей
стране проходит с нарушениями правил
проведения предвыборной агитации в
СМИ. При совершении данных правонарушений
физические лица должны привлекаться
по статье 40.8 КоАП, а юридические - по
статье 4 Федерального закона "Об административной
ответственности юридических
Кроме того, законодатель фактически приравнивает к предвыборной агитации рекламу в ходе избирательной кампании коммерческой и иной деятельности организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются кандидаты и пр., обязывая оплачивать ее из средств избирательного фонда (пункт 5 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав"). То есть законом фактически признается, что предвыборная агитация может вестись коммерческими организациями в форме рекламы их хозяйственной деятельности.
Другой
пример - инициативные группы избирателей.
Каков их статус как субъектов
предвыборной агитации. Инициативная
группа избирателей - это регистрируемая
в установленном законом