Понятие и роль правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Работа содержит 1 файл

Правовое сознание.docx

— 187.91 Кб (Скачать)

Как известно, панки не многочисленны. Их культура имеет право на существование. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и т.д. наделяет панк-культуру и феминистскую культуру, как равно и все другие молодежные субкультуры определенными правами.

Статья 3: "Участвующие  в настоящем Пакте государства  обязуются обеспечить равное для  мужчин и женщин право пользования  всеми экономическими, социальными  и культурными правами, предусмотренными в настоящем Пакте".

Девушек из панк-группы возможно "защищает" статья 3 международного пакта.

Статья 15: "Участвующие  в настоящем Пакте государства  признают право каждого человека на участие в культурной жизни".

Панк-молебен в Храме  Христа Спасителя 21 февраля возможно рассматривать как часть культурной жизни. Как известно культура - это все, что сделано руками человека, его сознанием и волей. Поэтому панк-молебен - это возможное проявление молодежной субкультуры.

Акционизм, феминизм, скоморошество и панк-рок музыка - это части культуры.

Участвующие в Пакте государства  обязуются уважать свободу, безусловно, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

Стоит отметить, что все  адвокаты панк-группы - это отличные профессионалы, безусловно знающие о многом. Не удивительно, что услуги таких "спецов" стоили в сравнении как хорошие автомобили. Возникает вопрос о том, откуда у простых девушек появились такие огромные денежные средства?

Стоит отметить, что достаточно большое количество активистов, в  том числе и западные, все чаще упоминают о нарушениях международных  конвенций. Ведь международное право  по юридической силе выше, чем внутригосударственное, тем более участницы панк группы отстаивали свои культурные и политические права. А именно право молодежной субкультуры на свое существование  и взаимодействие с другими культурами.

Так же, настораживает тот  факт, что после вынесения приговора  суда, одна из Российских компаний запатентовала "бренд" группы более чем на 100 предметов потребления. Коммерческой деятельностью данного бренда начали заниматься и западные активисты, такие  как певица Мадонна и другие.

Возвращаясь к общественному  опросу, стоит отметить, что 40 процентам  совершенно не интересно данное разбирательство. Из этого стоит сделать вывод о том, что в нашем обществе существует проблема правового нигилизма.

Более половины опрошенных (53 %) категорически против выступлений  группы Pussy Riot. Это говорит о том, что люди осуждают поведение в Храме Христа Спасителя, и не согласны с тем, что такими методами девушки нарушили их права.

Только 8% поддерживают панк-группу полностью.

В результате, Российская Федерация  развивается более чем стабильно, опираясь на нормы поведения в  российском обществе. К сожалению, почти  половине опрошенных все равно, что происходит в нашем обществе. Это говорит о низком уровне правосознания нашего населения, которые происходят под давлением имеющегося политического режима.

3. Аномалия правового  сознания

Аномалия правового сознания в Российской Федерации чаще всего  проявляется и ярко выражена в  правовом нигилизме, то есть граждане нередко выражают отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может  выступать в двух разновидностях:

  1. теоретической (идеологической);
  2. практической.

В первом случае имеет место  теоретическое обоснование правового  нигилизма, которое также называется концептуальным.

Здесь говориться о том, что  ученые, философы, политологи доказывают то, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, и  тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и  учений на практике, что часто выливается в "террор" государства против своего народа, в превращении правящей элиты, в конечном счете, в авторитарную организацию.

Абсолютно точно, что в  тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень  трудно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву, которое устанавливается  законами и ведомственными нормативными актами.

Выделяется правовой идеализм или (правовой романтизм) - это преувеличение  реальных регулятивных возможностей правовой формы.

Данное явление сопровождает человеческую цивилизацию практически  на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством  осуществления его замыслов строительства "идеального государства" будут  идеальные законы, принимаемые мудрыми  правителями. В эпоху Просвещения  считалось достаточным уничтожить старые законы и принять новые  для того, чтобы достичь правосознания  и самого себя как чего-то трансцендентного.

Правовой идеализм породил  у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более  широком плане - в парламентско-конституционные  пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку.

Играет свою негативную роль и простое незнание права. Актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что "народ, не знающий  законов своей страны, ведет внеправовую  жизнь или довольствуется неустойчивыми  зачатками права". 38

Правовой нигилизм имеет  в нашей стране достаточно широкий  масштаб. Как раньше, живем в море беззакония, которое подчас принимает  характер национального бедствия и  наносит обществу огромный и невосполнимый  ущерб.

Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит сверху, от властей, то и есть право. Но еще Л. Фейербах заметил: "В государстве, где все  зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким".39

Даже такой  ценитель и пропагандист права, как  В.А. Кистяковский, в своей статье в защиту права пишет: "Право не может быть поставлено рядом с такими духовными ценностями, как научная истина, нравственное совершенство, религиозная святыня. Значение его более относительно".40

Расхожими стали слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. "Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство".41

С этим созвучна и мысль  Салтыкова-Щедрина о том, что суровость  российских законов смягчается необязательностью  их исполнения.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его "гадким обманом властей". Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла - кризисное состояние  российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда  единого жизненного пространства, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая  неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению  правового нигилизма, но постоянно  воспроизводят и приумножают  его.

Сложились идеальные условия  для тех, кто не в ладах с  законом, у кого на первом плане эгоистический  интерес. Все это является последствием деформацией правового сознания.

Деформация правового  сознания - это неверные, неадекватные, неправильные, ошибочные, искаженные, ложные представления и чувства,

которые отражают отношение  человека к юридическим нормам, источникам права, юридической практике.

Выделяют виды деформации правового сознания:

1) правовой инфантилизм  - несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке;

2) правовой нигилизм - отрицание  социальной ценности права, осознанное  игнорирование требований закона;

3) правовой дилетантизм  - реализация норм права без  достаточных профессиональных знаний  о них и отсутствие навыков  и опыта их реализации на  практике;

4) правовой фетишизм (от  франц. fetiche - идол - талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами) - это неверные, неточные, абстрактные представления о роли и значении юридических средств (норм, нормативных правовых актов) в решении практических юридических задач.

5) правовой догматизм - одно из течений в буржуазной  юриспруденции, отрицающее необходимость  исследования вопроса о сущности  и происхождении права, закономерностях  его развития, взаимоотношении права  с другими явлениями общественной  жизни.

Это течение ограничивает задачи науки права описанием  и обобщением материала, содержащегося  в положительном (действующем) праве, юридическими определениями, формальным анализом юридических понятий и  классификацией юридических норм. Название своё это направление получило потому, что его представители (Остин - в Англии, Меркель, Бирлинг, Зомло - в Германии и др.) единственным объектом изучения объявляют "догму права", т.е. сами по себе правовые нормы, взятые изолированно и рассматриваемые как нечто, не подлежащее критике.

Порочность методологии  состоит, прежде всего, в том, что  это направление (так же, как и  другие течения в буржуазной юриспруденции) маскирует классовую сущность права, чтобы оправдать существующий буржуазный правопорядок. Кроме того, особенно резко обнаруживается стремление совершенно изолировать правовую часть надстройки от всей системы общественных отношений  и рассматривать право как  нечто самодовлеющее и не зависящее  от соответствующего экономического базиса и от обусловленной им политики господствующего  класса. Реакционная сущность обнаруживается, в частности, в том, что представители  этого течения особенно ревностно  пропагандируют идею "незаконности" пролетарской революции, поскольку  последняя "противоречит" буржуазному  праву.

Догматическое направление  в праве широко используется в  настоящее время идеологами буржуазии  крупных капиталистических держав для узаконения их вмешательства  во внутренние дела других капиталистических  стран, а также против трудящихся масс, стремящихся освободиться от империалистического ига.

Советско-Российская юриспруденция возникла, развивалась, и развивается в непримиримой борьбе против всех буржуазных направлений  в праве. Так, в свое время были разоблачены и обезврежены попытки  отдельных юристов, являвшихся рупором  враждебных классов, использовать характерную  аргументацию (догматический метод) для защиты интересов эксплуататорских элементов для борьбы сначала  против политики ограничения и вытеснения эксплуататорских классов, а затем  против политики их ликвидации.42

Говоря о Конституции  Российской Федерации, то основополагающим является тот факт, что ее в большей  степени не чтят не только граждане Российской Федерации, но и уполномоченные органы. Если она мешает - ее игнорируют. Так, например, срок пребывания Президента РФ на своем сроке по инициативе президента сменился с четырех лет  до шести лет. Это доказывает малую  значимость и вес Конституции  РФ, если ее так просто можно переписать.

Соответственно нет и  конституционной законности, а есть конституционный нигилизм, неуважение к главному Закону государства.

Существует мнение, что  самый законопослушный народ - англичане. Их склонность к скрупулезному соблюдению установленных правил граничит с  педантизмом. Мы же, к сожалению, прослыли как самая незаконопослушная  нация. Для многих из наших соотечественников ничего не стоит обойти закон, схитрить, словчить, нарушить запрет, не подчиниться предписанию, сплутовать. Этого почти не стесняются, этим нередко даже бравируют.

Не выработано исторически  благоговейного, почтительного отношения  к закону, его святости и незыблемости, в том числе к высшему правовому  акту - Конституции.

Правовой нигилизм - продукт  социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство  и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о  себе знать эгоизм и властолюбие  старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

Последнее - традиционно больное  место нашей государственности. Пушкинское "он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

О "гнете бездушной государственной  машины" говорится во втором президентском  Послании Федеральному Собранию. В  нем подчеркивается, что в последние  годы "бюрократический аппарат  почувствовал свою бесконтрольность, пытается подчинить своим корыстным  интересам государственные институты. По-прежнему сильна старая технология власти, основанная на политическом и  идеологическом принуждении, по-прежнему велика роль случая и субъективизма  при принятии государственных решений.

Как и раньше, преобладает  директивное управление, а не управление посредством закона".

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, линия  поведения.

Линяя поведения - это индикатор  вредности и опасности явления.

Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно  судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и  спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон  плох потому, что предусмотрел наказание  за совершенное им деяние. Нигилизм возникает и как результат  неудовлетворенности субъекта своим  социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным потенциальным  возможностям.

Информация о работе Понятие и роль правосознания