Понятие и роль правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Работа содержит 1 файл

Правовое сознание.docx

— 187.91 Кб (Скачать)

Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и  означает «нечто эфирное, одурманивающее». Еще в VIII в. арабы были знакомы с дистилляцией и, вероятно, умели получать более крепкие спиртные напитки, чем вино [19, 46]. В Европе лишь в XIV в. был изобретен способ дистилляции спирта, присутствие которого в вине было доказано еще в XII в. Арабские алхимики называли спирт «душой вина» и использовали его главным образом для медицинских целей.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Ни робкие начинания Иоанна Калиты по предупреждению народного пьянства, ни потопление кабатчиков в Волхове Василием III, ни жесткие постановления Стоглавого Собора при Иоанне Грозном и запреты на торговлю спиртным Бориса Годунова, ни уничтожение кабаков Екатериной II, ни возникновение обществ трезвости и антиалкогольного движения не привели ни к исчезновению спиртных напитков, ни к исчезновению самой проблемы алкоголизации населения.

Этому способствовало ряд причин. Во-первых, пьянство как  социальное явление отвлекает народ от существующих в обществе проблем. Во-вторых, торговля спиртным приносила и приносит ощутимую прибыль государству. Производство алкоголя всегда было и остается одной из ведущих отраслей промышленности экспорта любой страны [17, 227].

Производство  и потребление алкоголя в нашей  стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством [11, 17].

Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Так в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90 % учащихся 7-9 классов употребляют спиртные напитки. В ФРГ 1 процент детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией. Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков [10, 31].

Существует несколько  определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. Алкоголизм — заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической зависимости (появлением абстинентного синдрома при прекращении употребления). В случаях длительного течения болезнь сопровождается стойкими психическими и соматическими расстройствами [12, 24].

Данная проблема стала  особенно актуальна для нашей  страны в последние 5 – 6 лет, когда в связи с политическими и экономическими реформами количество больных этим недугом резко возросло. По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций – алкоголизм – форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, 228].

В юридической и медицинской литературе наряду с термином “алкоголизм” употребляется термин “пьянство”. Пьянство – это начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков [3, 47].

Все –  и хорошее, и плохое – начинается с детства. Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет. Во всяком случае, первое знакомство с алкогольными напитками происходит в школьном возрасте и у многих людей продолжается всю жизнь. Причем, чем чаще принимается алкоголь, тем быстрее появляются тяжелые формы хронического алкоголизма [26, 65].

Поводы  первого приобщения к алкоголю очень  разнообразны. Но прослеживаются их характерные  изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем  происходит либо случайно, либо его  дают для “аппетита”, “лечат вином” или же ребенок сам из любопытства  пробует спиртное (мотив, присущий главным образом мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”, “для храбрости” и т.д. Мальчикам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов. Обычно это бывает так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует вправе выпить с товарищами, подружками или даже одному, если появится такая возможность [24, 64].

Болезненное пьянство развивается у детей  куда быстрее, чем у взрослых людей. То, что у взрослого алкоголика будет формироваться годами, у  юного создания проявится через несколько недель. Среди тех, кто стали безнадежными пьяницами, очень редки лица, которые впервые приобщились к водке случайно или в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств. В основном это жертвы сознательного спивания их взрослыми, в первую очередь родителями и соседями [18, 5].

Если  обобщить мнения ученых, то можно условно  выделить следующие этапы возникновения хронического алкоголизма. На первом этапе (он начинается в 7-12- летнем возрасте и длится в среднем от 4-5 месяцев до 1-1,5 лет) отмечается постепенное привыкание алкоголю. Поначалу алкоголь принимается в кругу семьи – на дне рождения или еще на каком-нибудь семейном празднике. Потом мальчишка сливает в одну посуду остатки недопитого родителями и гостями спиртного и пьет эту смесь. Чрезвычайно редки случаи, когда ребенок по ошибке выпил водку, приняв ее за нечто иное. Первое знакомство с алкоголем обычно оставляет дурной осадок и отбивает у ребенка желание пить. Но стойкие алкогольные традиции в семье и обществе, сознательное спаивание детей взрослыми, дух молодечества, подогреваемый в ребенке взрослыми людьми, – все это принуждает подростка продолжить выпивку. Вскоре он начинает ощущать после выпивки раскованность, внутреннюю свободу. У него повышается настроение, уменьшается чувство собственной неполноценности. И хотя подросток ощущает головокружение, головные боли, нарушение координации движений, однако принятые ощущения, связанные с чувством свободы и раскованности, кажутся ему более ценными и необходимыми.

Если  на этом этапе не удастся остановить процесс формирования у ребенка  алкогольных стереотипов (а этим должны заниматься не врачи, а родители и педагоги), то может наступить следующий этап. Подросток начинает активно стремиться к алкоголю, четко сознавая, что после выпивки у него появляется прекрасное настроение и бесстрашие в отношении взрослых лиц противоположного пола. Такие ребята обычно создают группировки, единственным занятием которых является добывание спиртного, их распитие, а потом рассказы о своих подвигах, совершенных в состоянии опьянения. Члены этих групп нередко совершают дерзкие анти социальные поступки, порой отличающиеся непостижимой жестокостью.

На третьем  этапе все процессы усиливаются. Подросток пьет уже не только вечером, но и на протяжении дня, не только в  компании, но и в одиночестве, не только вино или водку, но и всякие суррогаты. Все уходит на задний план – спорт, увлечения.

У одной  трети таких регулярно пьющих людей сначала нарушается память. Через 1-1,5 года болезнь переходит  на следующий этап – физической зависимости от алкоголя, когда не пить человек уже не может. Резко повышается количество выпитого, которое нужно, чтобы вызвать опьянение. Нарастает антисоциальность: в школу дети уже ходят, околачиваются на улице возле магазинов, по утрам у них трясутся руки, бывают и другие признаки похмелья.

Многие  ученые раньше считали, что причиной алкоголизма подростков является их биологическая дефектность. Это неверно: научные исследования показали, что две трети алкоголиков, приобщившихся к пьянству в подростковом возрасте, не обнаруживали до этого никаких биологических аномалий. Тут решающая роль принадлежит семье. Лишь у 16% будущих алкоголиков в семье не было пьяниц. Из этого ясно, на что следует направить усилия общественности. Ведь на любом этапе появления болезненной склонности к пьянству никогда не поздно остановиться. Это в первую очередь зависит от самой личности и от ее окружения. Злоупотребление алкоголем наносит огромный ущерб каждому отдельному человеку и обществу в целом [1,50].

Следует, что детский алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

 

2. Причины и негативные последствия раннего алкоголизма

 

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы

 

Возрастной период

Причины

Последствия

Ранее детство

Пьяное зачатие.

Потребление алкоголя в течение  первых 3-х месяцев беременности.

Потребление алкоголя в период кормления  грудью.

Эпилепсия, слабоумие, аномалии физического развития, аномалии психического развития.

Дошкольный и младший возраст 3-9 лет

Педагогическая неграмотность родителей.

Семейные алкогольные традиции.

Алкогольное отравление организма.

Формирование интереса к спиртному.

Подростковый и юношеский возраст 9-18 лет

Неблагополучие семьи.

Самоутверждение.

Позитивная реклама спиртных напитков.

Незанятость свободного времени.

Отсутствие знаний о последствиях алкоголизма.

Психологические особенности личности.

Уход от проблем.

Формирование влечения к алкоголю.

Формирование привычки к употреблению спиртных напитков.

Выработка стереотипа алкогольного поведения.

Совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения.

Необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения.

Использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы.

Алкогольная зависимость


 

Из приведенной  таблицы видно, что приобщение к  спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста. Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый  период – раннее детство, в котором  алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствует следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Об отрицательном  влиянии пьянства родителей на потомство  знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Гера родила от опьяневшего  Зевса хромого бога Гефеста.

Определенный  интерес представляют произведения философов и врачей древности. Так, например, основоположник античной медицины Гиппократ виновниками идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний считал родителей, употребляющих алкоголь в день зачатия. В Швейцарии в начале века были обследованы более 8 тысяч детей-идиотов, содержащихся в специальных домах-приютах. Оказалось, что все они зачаты родителями в период свадеб, карнавалов и других празднеств, сопровождающихся потребления алкоголя.

Накопленные наукой данные показывают, насколько  тяжелы последствия потребления спиртного беременного женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающего плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловой спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, не заращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т.д.

Так как  плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение  алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй  период – дошкольный и младший  школьный возраст. В это период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Информация о работе Понятие и роль правосознания