Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа
Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.
Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.
Подростки.
В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.
Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности:
Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с употреблением алкоголя и давлением сверстников.
В ролевой
игре направленной на профилактику алкоголизма,
можно достичь личностного
Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе, это умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умению противостоять давлению сверстников [14, 23].
Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; беседа. Методы, которыми запугивают детей применять нецелесообразно.
В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;
Важно для социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здорового пьющего (это функция валеолога), сколько на вред его в социальном плане – в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром.
Юношество.
В отличие от подростков, у старшеклассников в возрасте 15 – 17 лет в меньшей степени выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает формирование своего социального образа.
Однако преобладает ранимость, неустойчивость, кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.
Социальный педагог сосредотачивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к злоупотреблению алкоголя через:
Методы антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.
К основным относятся: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой коллективной), лекции.
Вспомогательные методы самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах – семье, школьном коллективе, компании подростка [12, 213].
Таким образом, СПД реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятиях, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей
Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.
Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:
1 Теория государства и права: Учебник для студентов вузов обучающихся со 021100 - «Юриспруденция» / Под ред. М.И. Абдулаева - Информационно-справочная система Консультант-Плюс. С. 92
2 Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. с. 474
3 Г. С Остроумов, Правосознание и общественное мнение в общенародном государстве /Советское государство и право. -1963. - № 11. С. 14 - 23
4 Ильин И.А. О сущности правосознания / Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4, М.: Русская книга, 1994. С. 387.
5 Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994. с. 87
6 Васильев Д.А. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Д.А. Васильев. - 2-е изд., испр. И перераб. - М.: Аспект Пресс, 2007. с. 156
7 Общая теория права/ под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998. с. 95
8 Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М.: «Наука»,1969. с. 53
9 Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»Д997. с. 92
10 Семитко А.П. Русская правовая культура//Государство и право.1992, №10. С. 108-113.
11 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. с. 94
12 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник-3-е издание,-М.:Юрайт, 1997.с. 143
13 Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004. с. 123
14 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е-изд., перераб. и доп. М.:Юристь, 2006. с. 126
15 Теория государства и права / Под ред. B.M. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. с. 89
16 Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.В. Мелехина - Информационно- справочная система Консультант-Плюс. С. 333
17 Васильев Д.А. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Д.А. Васильев. - 2-е изд., испр. И перераб. - М.; Аспект Пресс, 2007. с. 158
18 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001
19 Васильев Д.А. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Д.А. Васильев. - 2-е изд., испр. И перераб. - М.: Аспект Пресс, 2007. с. 158
20 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000. с. 94
21 Хропанюк B.H. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. с. 138
22 Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. с. 47
23 Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. с. 18
24 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520с. - с. 38.
25 Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О.Е. Кутафин, Н.Л. Туманова, И.В. Шмаров. - М.: РИПОЛ классик, 2002. - 796 с. - с. 565.
26 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с. - с. 243.