Понятие и роль правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Работа содержит 1 файл

Правовое сознание.docx

— 187.91 Кб (Скачать)

Методы  работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.

Подростки.

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает  общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального  педагога в этом возрасте – это работа с группой через следующие направления деятельности:

  1. профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирования группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.

Кроме дискуссий  возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых  проживаются и проигрываются  основные ситуации, связанные с употреблением алкоголя и давлением сверстников.

В ролевой  игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребенка, обучения умения противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе [12, 313].

Основные  социальные умения, которые может  сформировать социальный педагог в  подростковой группе, это умение четко  формулировать аргументы против алкоголя и умению противостоять давлению сверстников [14, 23].

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен  информацией о вреде алкоголизма, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; беседа. Методы, которыми запугивают детей применять нецелесообразно.

  1. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростками алкоголя. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических  особенностей возраста важно развивать  для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

  1. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка, злоупотребляющего алкоголем.

Важно для  социального педагога обращать внимание не столько на вред употребления алкоголя для здорового пьющего (это функция  валеолога), сколько на вред его в социальном плане – в плане взаимоотношения ребенка с окружающим его миром.

  1. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектив школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательной программой учащихся подросткового возраста социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Например, в курсе «Основы государства и права» можно преподавать следующий раздел: «Лишение родительских прав вследствие злоупотребления алкоголем» и др. в курсе «История» могут быть такие темы, как «Спаивания» и др.; в курсе «Биология» необходимо рассказывать о влиянии алкоголя на все системы организма и др. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомства, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.
  2. Посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и работников милиции, врачей районной поликлиники, работников близлежащих предприятий, общественности.
  3. Преодоление социально – педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности многих навыков (счета, чтения, письма и др.)

Юношество.

В отличие  от подростков, у старшеклассников в возрасте 15 – 17 лет в меньшей  степени выражена эмоциональная  зависимость от группы сверстников  и на первый план выдвигаются формы  поведения, выражающие индивидуальность. Наряду с поиском своего места  в жизни, осознанием себя в какой-либо сфере профессиональной деятельности, большую значимость приобретает  формирование своего социального образа.

Однако  преобладает ранимость, неустойчивость, кроме того, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать разного рода негативное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков.

Социальный  педагог сосредотачивает свое внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к злоупотреблению алкоголя через:

  1. проведение индивидуальных консультаций с целью устранения причин, негативно влияющих на жизнедеятельность ребенка;
  2. социально обучение личности включающее формирование представлений о риске, связанном с употреблением алкогольных напитков. Социальный педагог через упражнения помогает старшекласснику усвоить нормы социально-положительного поведения. Социальному педагогу необходимо научить его освоить новые для него роли, что возможно путем поручения ребенку интересных для него функций внутри семьи в школьном коллективе.

Методы  антиалкогольного воспитания старшеклассников делятся на основные и вспомогательные.

К основным относятся: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения педагога в процессе беседы (индивидуальной, групповой коллективной), лекции.

Вспомогательные методы самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др.

Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, которые проводятся в разных микросредах – семье, школьном коллективе, компании подростка [12, 213].

Таким образом, СПД реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятиях, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей

Статистика подросткового  алкоголизма

Результаты опросов, проводившихся в школах Москвы, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.

Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками:

  • Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте.
  • Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет).
  • 76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня.
  • Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая.
  • В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.
  • 53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей.
  • В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование.
  • По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки.
  • В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процентнеполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь.
  • 91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

1 Теория государства и права: Учебник для студентов вузов обучающихся со 021100 - «Юриспруденция» / Под ред. М.И. Абдулаева - Информационно-справочная система Консультант-Плюс. С. 92

2 Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. с. 474

3 Г. С  Остроумов, Правосознание и общественное мнение в общенародном государстве /Советское государство и право. -1963. - № 11. С. 14 - 23

4 Ильин И.А. О сущности правосознания / Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4, М.: Русская книга, 1994. С. 387.

5 Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994. с. 87

6 Васильев Д.А. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Д.А. Васильев. - 2-е изд., испр. И перераб. - М.: Аспект Пресс, 2007. с. 156

7 Общая теория права/ под ред. А.С. Пиголкина. М.: Изд-во МГТУ, 1998. с. 95

8 Остроумов Г.С. Правовое сознание действительности. М.: «Наука»,1969. с. 53

9 Теория государства и права / под ред. Н.И.Матузова. М.: «Юристъ»Д997. с. 92

10 Семитко А.П. Русская правовая культура//Государство и право.1992, №10. С. 108-113.

11 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. с. 94

12 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник-3-е издание,-М.:Юрайт, 1997.с. 143

13 Общая теория государства и права: Учебное пособие / А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А. Кучинского. 2-е изд., дополненное. - Мн.: Амалфея, 2004. с. 123

14 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е-изд., перераб. и доп. М.:Юристь, 2006. с. 126

15 Теория государства и права / Под ред. B.M. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. с. 89

16 Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.В. Мелехина - Информационно- справочная система Консультант-Плюс. С. 333

17 Васильев Д.А. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Д.А. Васильев. - 2-е изд., испр. И перераб. - М.; Аспект Пресс, 2007. с. 158

18 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001

19 Васильев Д.А. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов / Д.А. Васильев. - 2-е изд., испр. И перераб. - М.: Аспект Пресс, 2007. с. 158

20 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000. с. 94

21 Хропанюк B.H. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. с. 138

22 Фербер Н.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. с. 47

23 Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. с. 18

24 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 520с. - с. 38.

25 Популярный юридический энциклопедический словарь/ Редкол.: О.Е. Кутафин, Н.Л. Туманова, И.В. Шмаров. - М.: РИПОЛ классик, 2002. - 796 с. - с. 565.

26 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с. - с. 243.

Информация о работе Понятие и роль правосознания