Понятие и роль правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Работа содержит 1 файл

Правовое сознание.docx

— 187.91 Кб (Скачать)
  1. Правовое сознание

Глава 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ

1.1. Правосознание как  особый вид общественного сознания

Для современной  жизни характерно переплетение разнообразных  интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Правосознание - это одна из форм, видов  общественного сознания1. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины "права" и "обязанности". Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как "отражение юридической действительности2", а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как "отражение норм права, законодательства". Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как

совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию  правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

В юридической литературе утверждается, что правовое сознание — это массовое, коллективное сознание и что только массовое, коллективное правосознание может быть предметом изучения юридических наук.3

Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного  сознания, так как все они взаимосвязаны  и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного  сознания определяют цели и стандарты  поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют  правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в основе их формирования. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие - с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего связано с религиозным сознанием. Он писал, что "эстетический вкус сам по себе не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное мышление само по себе не в состоянии направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия оказывается здесь в исключительном положении ".4

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что правосознание теснейшим

образом связано с самой идеей  права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера - уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

Правосознание характеризуется преемственностью5. Из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе, которая сыграла здесь чрезвычайно важную роль в развитии правовых систем. Римское частное право с его развитыми институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого гражданина. Широкое распространение оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских государств наложили отпечаток романские правовые традиции. Они имеют черты, которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светский характер, высокий уровень юридической техники. Римскому частному праву посвящено огромное количество научных трудов. Оно преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах.

 

 

1.2. Признаки правосознания

Правосознание как способ духовного осознания  правовой действительности и ее изменения  в соответствии с представлениями  о желаемом правовом порядке обладает рядом признаков:6

  • правосознание является специфической формой общественного сознания, в которой экономические, социальные, политические и иные интересы осознаются как правовые;
  • содержание правосознания составляют идеи, теории, чувства, настроения, эмоции, концепции, на основе которых выражается отношение людей к действующему и желаемому праву;
  • правосознание включает в себя как отношение к прошлому и действующему праву, так и представления о желаемом правовом порядке;
  • правосознание сопоставимо с источниками права, ибо оно составляет систему общепризнанных идеалов, ценностей, идей, признаков;
  • носителями правосознания выступают субъекты права;
  • правосознание является внутренним мотивом правового поведения;
  • правосознание, в отличие от морального, политического и иных видов общественного сознания, представляет собой более четкую, определенную и жесткую систему взглядов и представлений, поскольку оно основано на нормах права.

 

1.3. Соотношение права  и правосознания. Роль правосознания  в правовом регулировании.

Правосознание - явление, относящееся  к субъективной сфере общественной

жизни, весьма близкое к самому праву. Однако между этими явлениями правовой действительности существуют качественные различия, которые,

однако, не препятствуют их тесному взаимодействию и даже

взаимопроникновению.7

Правосознание - чисто субъективное явление: оно состоит из представлений  людей о праве; из субъективного  отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной8. Если право представляет собой внешне объективированное институционное образование, выраженное в системе общеобязательных формально- определенных норм, то правосознание выступает в виде представлений о праве, суждений о необходимости юридической структуры взаимоотношений людей, установок на тот или иной юридический режим в жизни общества.

Механизмы действия права и правосознания  тоже различаются: если механизм правового регулирования воплощен в сложном институционном юридическом инструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действия правосознания относится к чисто духовной сфере. Правосознание «работает» через общую правовую оценку социальных факторов, через суждение об их соответствии идее правового и законного, через чувство права и законности и вытекающую отсюда волевую направленность поведения людей.

Различны и функции права  и правосознания. Функции права  связаны с его нормативностью, с его нормативно-организационным  воздействием на общественные отношения. Правосознание тоже обладает известными чертами нормативности, но нормативность правосознания иная. Здесь перед нами не всеобщие, общеобязательные, формально-определенные правила поведения (что характерно для права как институционного образования), а лишь осознание обязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерии правильности, социальной оправданности поведения, т.е. та нормативность, которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическому явлению - непосредственно-социальным (естественным) правам.

Правосознание имеет активные элементы, которые ярко выражены в господствующей правовой идеологии. Активные элементы в правосознании - одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом. Право находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией - она непосредственно выражает сущность данной национально-правовой системы, ее социально-политическое содержание, ее философию.

Сознание в форме правовой идеологии  выступает ведущим детерминантом  современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан, правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

На этих стадиях правосознание  играет ведущую роль как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса - физических и юридических лиц.

Не менее  значима роль правосознания в  нормальном функционировании правореализационной  деятельности9:

1. правосознание  образует необходимый психологический  и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм.

Развитое  чувство права и законности является ведущей гарантией массового  соблюдения требований правовых предписаний;

2. правосознание выполняет важные  функции в процессе применения  правовых норм должностными лицами. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требованиях и дозволениях. Без развитого правосознания сделать это невозможно.

Таким образом, выступающее в виде господствующей правовой идеологии  правосознание вплотную примыкает  к позитивному писаному праву, обнажая  его сущность и особенности его  содержания, что придает и правотворчеству, и правоприменению, всей правовой системе целенаправленный, социально определенный характер. Органическая близость права и господствующего правового сознания объясняет ту кажущуюся нелогичной последовательность в исторической цепи правовых явлений, когда правосознание в своих первичных формах как бы опережает собственно право, придавая в общественном мнении значение правового непосредственно индивидуальным отношением, фактической силе. Причем такого рода опережение характерно не только для начальных фаз возникновения права, но и для развитых правовых систем. В сложном процессе взаимодействия и взаимообогащения права, юридической практики, правовой идеологии, когда в процессе деятельности правоприменительных органов вырабатываются образцы решения типичных юридических дел, последние выступают именно в виде явлений правосознания.

Весьма наглядно регулятивная энергия, выраженная в активных формах господствующего правосознания, обнаруживается в таких исторических ситуациях, когда правосознание выступает как бы обособленно, становится основой всего механизма правового регулирования еще до создания национальной правовой системы или в процессе ее глубокого социального преобразования (ныне этот процесс с потерями и издержками идет в России). При этом правосознание на период до полного установления новой правовой системы призвано лишь временно замещать, «исполнять обязанности» собственно права, но позитивным само по себе не является.

В целом же такие формы господствующего  правосознания, как правовая идеология, которой охватываются господствующие юридические доктрины, профессиональное и массовое правосознание следует  рассматривать в качестве части  правовой системы. Правовая идеология  не только проникает в саму плоть  собственно права и не только выступает  его непосредственной основой, но и  способна при определенных исторических условиях в какой-то мере занять место, отведенное позитивному праву, со всеми плюсами и минусами, возникающими в результате такой «замены».

Правовое сознание реализуется  как собственно в праве, так и  в особом феномене правовой действительности - в правовой культуре10.

Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно  связана с ее правосознанием. Вместе с тем, правовая культура и правосознание  личности - понятия нетождественные. Правосознание - понятие более широкое. Оно формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, зачастую противоречиво по своей сущности, включает как позитивные, так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно ориентированное в целом, оно в какой-либо части может быть дефектным. Правовая культура личности - это лишь позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе правомерного и социально-активного поведения. Правовая культура - результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них - ко всей правовой жизни общества.

Отношение к правовой жизни в  значительной степени зависит от оценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставление правовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью и социальной установкой. В соответствии с этими потребностями и интересами индивид либо сознательно согласует поведение с обозначенным правовым образцом, либо совершает внешне правомерные действия, но не опирающиеся на внутреннюю мотивацию, либо отклоняется от предлагаемого правовой нормой варианта поведения. Позитивная оценка предлагаемого нормой поведения лежит в основе правомерных поступков. Именно оценка, в конечном счете, определяет характер поведения личности в сфере права.

Информация о работе Понятие и роль правосознания