Понятие и роль правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие - так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

Работа содержит 1 файл

Правовое сознание.docx

— 187.91 Кб (Скачать)

Педагогическая  неграмотность родителей проявляется  в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие  и постепенное усвоение алкогольных  обычаев начинается задолго до появления  потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Биологическими  исследованиями доказано, что сам  алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий  период – подростковый и юношеский  возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или в школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

- социально-экономические  (преждевременное оставление учебы,  резкое понижение производительности  труда, увеличение производственного  и бытового травматизма, затраты  на различные противоалкогольные мероприятия и т.д.);

- социально-психологические  (разрыв семейных, школьных, трудовых  связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т.д.);

- криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации и т.д.)

- физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений) [12, 230].

Таким образом, в зависимости от возрастного  периода приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных этапах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

 

3. Уровни вовлеченности детей  в употребление спиртных напитков

 

Опираясь  на исследования ученых Научно – исследовательского института физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, мы выделили уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации. Таких уровней может быть выделено семь. Они приведены в таблице:

 

Наименование уровней

Мотивы

Нулевой

Начальный

 

Эпизодическое употребление алкоголя

 

 

Высокого риска

 

 

 

Выраженная психическая зависимость

 

 

Физическая зависимость

 

Алкогольный распад личности

- приобщаться к миру взрослых

- «поступать как все»

- повысить настроение

- обрести уверенность в себе

- повысить коммуникабельность

- повысить тонус

- расслабиться

- весело провести время в  компании

временно уйти от реальности

- повысить уверенность в себе

- устранить плохое самочувствие вследствие предыдущей выпивки

- отключиться от реальности

- повысит жизненный тонус

- стремление устранить болезненное состояние


 

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Мотивы  отказа от употребления спиртных напитков: убежденность в отрицательном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений, переносимость спиртных напитков низкая. Мотивы употребления алкоголя следующие; приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Эта стадия длится, как правило, 1-2 месяца.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртных напитков вызывают эйфорию. Мотивы употребления алкоголя: повысить настроение, обрести уверенность в себе, повысит коммуникабельность. Этот период длится 3-4 месяца.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Мотивы: повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время в компании. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев.

На этом уровне проявляется активное стремление к употреблению алкоголя, осознается его возбуждающее действие. Под действием алкоголя у подростков не только появляется стремление к употреблению алкоголя, осознается его возбуждающее действие. Под действием алкоголя у подростков не только появляется повышенное настроение, но и возрастает активность, агрессивность. Устанавливаются контакты с выпивающими подростками, как правило, старше на несколько лет. Подростки обучаются скрывать состояние опьянения от взрослых. Принятие спиртного провоцируется компанией, доступностью спиртного в семье, наличием свободных денег, избытком незанятого времени. На данном этапе выявляется склонность, но еще не зависимая от алкоголя.

Уровень выраженной психической зависимости  от алкоголя. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние используется подростками как регулятор поведения и настроения. Мотивы временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Психическая зависимость формируется в течение 1,5 лет. На этом уровне формируется психическая зависимость от алкоголя. Изменяется суточный ритм приема спиртного. Влечение к алкоголю происходит теперь не только в вечерние часы, но и в течение всего дня, при этом суточная доля приема возрастает. При воздержании от приема спиртного подростки становятся раздражительными, возбудимыми, у них часто меняется настроение в сторону понижения, нередко проявляется конфликтность и агрессивность. Они превращаются в активных инициаторов выпивок, вовлекая в это младших детей.

Наряду  с педагогическими и воспитательными  воздействиями здесь необходимы медицинские меры – обращение  и лечение у нарколога.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется количество приема алкоголя. Мотивы: устранить плохое самочувствие, вследствие предыдущей выпивки, отключиться от реальности, повысить жизненный тонус. Физическая зависимость формируется в течение 3-5 лет употребления спиртных напитков.

На данном уровне происходит одновременно изменение  психической зависимости наряду с физической и изменение ее содержания. На этом этапе четко выражен похмельный синдром. В период похмелья отмечается тревожно-подавленное настроение, обидчивость, плаксивость, нарушение физиологических функций организма: повышенная потливость, мелкая дрожь в руках, учащенное сердцебиение. На данном уровне очень быстро формируются патологические черты личности, такие как раздражительность, вспыльчивость, злобность, агрессивность, грубость. Замедляется интеллектуальное развитие. Дети часто пропускают занятия, плохо учатся, иногда уходят из дома и бродяжничают. На данном этапе необходимо срочное стационарное лечение.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние.

В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение [12, 236].

Таким образом, опираясь на исследования ученых Научно-исследовательского института физиологии детей и  подростков Российской академии образования, которые провели обследование 1700 подростков в разных регионах страны, мы выделили и рассмотрели 7 уровней вовлеченности детей в процесс алкоголизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура социально-педагогической деятельности по профилактике и реабилитации детей, склонных к употреблению алкоголя

алкоголизм подросток спиртной наркомания

Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его  социума; поиска адекватных способов обобщения  с ребенком; выявление средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей.

Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие  принципы:

- индивидуально-личностный  подход к ребенку,

- опора  на положительные стороны личности  ребенка;

- объективность  подхода к ребенку;

- конфиденциальность.

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает несколько  относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее компонентов.

Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными  к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор – индивидуально психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка, со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор – социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно влияющий социально-психологический климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка, и ведущие  к развитию у него алкогольной  зависимости. Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Цель  социально-педагогической деятельности может быть реализована путем решения следующих задач:

  1. Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
  2. Формирование у подростка позитивных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
  3. Вовлечение подростков в социально полезную деятельность. Формирование у него разносторонних увлечений и интересов.
  4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
  5. Укрепление психического и физического здоровья у ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.
  6. Формирование основ правовой культуры ребенка.
  7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

Информация о работе Понятие и роль правосознания