Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:08, контрольная работа
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Введение.
Зарождение христианства.
- Легенда о возникновении христианства.
- Епископы и их власть
2. Основные вероисповедальные формы христианства
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
- Кальвинизм
- Конгрегациолизм
- Пресвитерианизм
- Англиканская церковь
- Баптизм
3. Христианство в наше время
4. Ислам
- Зарождение ислама
- Догматика ислама
- Распространение ислама
5. Различные течения в мусульманстве
- Шиизм
- Суннизм
- Суфизм
- Движение тариката
- Ваххабизм
- Бабистское движение
- Махдистское движение
6. Ислам в сравнении с другими религиями
Заключение.
Список используемых ресурсов.
От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов - демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от названия секты происходит французское слово "assassin" - убийца.
Наконец в XI веке
от того же корня отделилась группа
последователей халифа Хакима. По имени
видного предводителя секты Исмаила
ад Дарази последователи секты до
сих пор известны как друзы (в
Ливане).
Суннизм
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали "справедливость" бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (конец IX века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, "несотворенности" Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.
В
VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии
сложились четыре школы: ханифитов,
шафиитов, маликитов и ханбалитов
(по именам их основателей). Последняя
из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных
догматов; она укрепилась среди отсталого
бедуинского населения Аравии; близка
к ней была и школа маликитов, получившая
господство в Северной Африке. Другие
две школы, распространившиеся в более
культурных областях мусульманского мира,
допускали более свободное толкование
учения. Особой взаимной отчужденности
и вражды между приверженцами этих четырех
богословских школ нет.
Суфизм
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране.
Суфии
придавали особое значение именам божьим,
встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось
гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов,
но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали
образовывать ордена странствующих монахов
- дервишей - во главе с шейхами, или
ишанами. Эти ордена были признаны законными
и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя
они и давали монашеский обет бедности,
на деле вскоре превратились в шарлатанов,
обирающих и обманывающих народ; руководители
же дервишей, ишаны, в свою очередь
обирают своих послушников - мюридов.
Некоторые дервишские ордена применяют
в своих молебствиях так называемые
зикры - экстатические пляски и другие
чисто шаманские способы общения с божеством.
Придается большое значение мистическому
возгласу: "Ху!".
Движение
тариката
С
суфизмом было исторически связано движение
тариката. Это понятие первоначально
означало благочестивый путь жизни для
общения с богом (слово "тарикат"
по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом
стали называть учение фанатиков, проповедовавших
"священную войну" против христиан
и других неверных. Под знаменем тариката
вели, например, войну имамы на Кавказе
(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую
силу тариката составляли мюриды - послушники,
слепо повинующиеся своему мюршиду
- духовному наставнику. Отсюда движение
Шамиля иногда называли мюридизмом.
Ваххабизм
В
новейшее время усложнение социально-экономических
и политических условий вызвали появление
новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии
в XVIII веке возникло течение ваххабитов
(последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный
протест против богатства и роскоши городских
купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая
традиции суровой ханбалитской школы,
требовали возвращения к патриархальной
простоте жизни первых веков ислама, строгого
исполнения предписанных обрядов и запретов,
уничтожения роскоши, боролись с европейскими
культурными влияниями, не признавали
культа святых, поклонялись только одному
богу. После жестокой борьбы с противниками
ваххабиты к началу XX века взяли верх в
государстве Неджд (Внутренняя Аравия),
а потом подчинили себе Хиджас с городами
Меккой и Мединой. В государстве Саудовской
Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм
сделался господствующей религией.
Бабистское
движение
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.
Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище "Бехаулла", существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей.
Мусульманские
догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись
смягчению. По имени проповедника новое
учение стало называться бехаизмом.
Оно уже не отвечало настроениям народных
масс и распространялось больше в интеллигентской
среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,
модернизированная редакция ислама, нашел
себе последователей даже в Западной Европе
и в Америке.
Махдистское
движение
Под
знаком ислама происходили и некоторые
массовые освободительные движения в
колониальных странах. Самое известное
- махдистское движение в Судане (Африка)
в 1881-1898 гг. Глава его - Мухаммед Ахмед -
объявил себя махди (то есть спасителем,
мессией), призванным руководить борьбой
мусульман Африки против колонизаторов.
Движение охватило весь Восточный Судан
и области далее к востоку вплоть до Красного
моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь
с трудом было подавлено англо-французским
альянсом.
Ислам
в сравнении с
другими религиями
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате.
Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,- это, собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток шариата. Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата. Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял - шейх-уль-ислам - видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы - медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф).
Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями, которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых связан с культом мазаров - якобы гробниц этих святых, а на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму. Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции заклинателей, знахарей.
Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия).
На Кавказе большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства, позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы, часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не идейной победы одной религии над другой.
Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение в странах "третьего мира" привлекло к еще более радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению. Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим условиям.
Речь
идет не только о мелких и внешних уступках
мусульманского духовенства требованиям
времени: смягчение или отмена старых
запретов, модернизация культа и пр. , но
и о более глубоких сдвигах. В ряде стран
проведены прогрессивные реформы, означающие
решительную перестройку правовых норм
и культурно-бытового уклада, конфискацию
церковных земель, ограничение сферы действия
шариата, введение светского школьного
и университетского обучения. В частности,
особенно радикальные реформы произошли
в Турции после отмены султаната и учреждения
республики (реформы Кемаля Ататюрка,
1920-е годы).
Заключение.
Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом. От Него люди получали этические законы, правила жизни, и никакой другой логикой, кроме божественной, эти правила не могли быть объяснены.
Информация о работе Политико-религиозные доктрины христианства и ислама: история и современность