Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:08, контрольная работа
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Введение.
Зарождение христианства.
- Легенда о возникновении христианства.
- Епископы и их власть
2. Основные вероисповедальные формы христианства
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
- Кальвинизм
- Конгрегациолизм
- Пресвитерианизм
- Англиканская церковь
- Баптизм
3. Христианство в наше время
4. Ислам
- Зарождение ислама
- Догматика ислама
- Распространение ислама
5. Различные течения в мусульманстве
- Шиизм
- Суннизм
- Суфизм
- Движение тариката
- Ваххабизм
- Бабистское движение
- Махдистское движение
6. Ислам в сравнении с другими религиями
Заключение.
Список используемых ресурсов.
По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.
На II Ватиканском
соборе (в 1962-1965 годах) начался процесс
аджорнаменто — обновления, осовременивания
всех сторон жизни церкви. В первую очередь
это коснулось традиции богослужения.
Например, отказ от того, чтобы службу
вести обязательно на латинском языке.
Протестантизм
История протестантизма по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвал с католической церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
Суть
протестантизма заключается в следующем:
божественная благодать даруется без
посредничества церкви. Спасение человека
происходит лишь через его личную
веру в искупительную жертву Иисуса
Христа. Миряне не отделяются от духовенства
— священство распространяется на всех
верующих. Из таинств признаются крещение
и причастие. Верующие не подчиняются
папе римскому.
Богослужение состоит из проповедей, совместных
молитв и пения псалмов.
Протестанты не признают культ Богородицы,
чистилище, отвергают монашество, крестное
знамение, священные облачения, иконы.
В Библии
говорится: "Праведный верою жив
будет". Эта идея легла в основу
сформулированных Лютером главных
принципов Реформации. Он записал
их в виде 95 тезисов. Они начертаны
на северных дверях Замковой церкви
Виттенберга.
Вот некоторые из этих тезисов:
Христос, провозглашая: "Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное", тем самым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна быть непрестанным покаянием.
Покаяние не состоит в одной лишь исповеди перед священником. (В первых четырех тезисах Лютер показывает, что подлинное покаяние — длительный процесс, а не однократное действие.)
Папа может снимать лишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основании церковного устава… (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковь освободить не может.)
Каноны
покаяния (то есть постановление о
том, какие налагать епитимьи или
наказания кающимся) устанавливаются
для живых. (Здесь и в нескольких
последующих тезисах
Не по Христу учение, в котором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретают индульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов и освобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папской грамоты.
В нескольких тезисах Лютер подчеркивает, что христианин, который воистину раскаивается, "не бежит небесного наказания".
Истинное, подлинное сокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей. (Лютер разъясняет, что существование "сокровищницы добрых дел" выгодно богатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не по милости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией.)
Истинный
христианин томится желанием последовать
за страстотерпцем
Христом. Не в разрешительной грамоте,
а в чистосердечном раскаянии путь к спасению.
Таковы
тезисы, обнародованные 31 октября 1517 года,
и день этот в дальнейшем стал праздником
протестантов.
Кальвинизм
Другим
крупным деятелем Реформации был Жан
Кальвин (1509-1564 гг.).
Его главный труд "Наставления в христианской
вере", опубликованные в 1536 году, когда
протестантизм уже сложился как учение,
стал основой нового религиозного направления
— кальвинизма. В отличие от деятелей
ранней
Реформации для Кальвина центром внимания
становится не Евангелие, а Ветхий завет.
Кальвин разработал учение об абсолютном
предопределении, по которому все люди,
согласно непознаваемой божественной
воле, делятся на избранных и осужденных.
Ни верою, ни "добрыми делами" человек
не может ничего изменить в своей судьбе:
избранные определены к спасению, отверженные
— к вечным мучениям. Учение о предопределении
строится на положении, что Иисус Христос
тоже был определен Богом страдать за
наши грехи.
Последователи
протестантских церквей кальвинистской
ориентации
(кальвинисты, или реформаторы) имели широкое
влияние в Шотландии,
Нидерландах, на севере Германии, Франции,
в Англии.
Конгрегациолизм
Основополагающий
принцип другого направления
— конгрегационалистов (от лат. — соединение)
— полная вероисповедная и организационная
автономия каждой конгрегации. Они — строгие
пуритане. В отличие от кальвинистов привлекают
к проведению служб и проповедничеству
всех мирян. Проповедуют принцип мирского
и религиозного коллективизма, поэтому
получателем благодати считают всю общину.
Учение о предопределении судьбы человека
и идея непогрешимости Библии для них
не так важны, как для кальвинистов.
Конгрегационализм распространен в Великобритании
и ее бывших колониях.
Пресвитерианизм
Пресвитериане
(от греч. — старейший) — умеренные
пуритане. Парламент
Шотландии в 1592 году принял решение сделать
это учение государственным. Во главе
церковной общины — пресвитер, избираемый
членами общины. Общины объединяются в
союзы, местные и государственные. Обряд
сводится к молитве, проповеди пресвитера,
пению псалмов. Литургия отменена, не читается
ни "Символ веры", ни "Отче наш".
Праздниками считаются только выходные
дни.
Англиканская
церковь
Англиканская
церковь — государственная
Баптизм
Наибольшее
по числу последователей протестантское
учение — баптизм (от греческого —
погружать в воду, крестить водой)
— пришло к нам в 70-е годы
XIX века. Последователи этого учения проводят
крещение только взрослых людей. "Никто
не может выбрать веру для человека, в
том числе и родители.
Человек должен принять веру сознательно"
— основной постулат баптистов и евангельских
христиан. Богослужение у них максимально
упрощено и состоит из религиозного пения,
молитв и проповедей. Евангельские христиане
сохраняют четыре обряда: крещение (для
взрослых), причащение в виде хлебопреломления,
брак, рукоположение (священство). Крест
для евангельских христиан не является
символом для почитания.
3. Христианство в наше время
Причины расколов церкви многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе.
В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в1964 году Папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в XI веке. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и восточных христиан.
Еще раньше, с начала XX века, получило распространение так называемое экуменическое движение (греч.- "эйумена"- вселенная). В настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦ является Русская Православная Церковь.
Единство
церквей - это прежде всего осознание того,
что все христиане читают одно Евангелие,
что они все - Его ученики и, наконец, что
все люди - дети Единого Бога, Небесного
Отца. Поэтому христиане должны стремиться
соединить все лучшее, добытое в истории
каждой Церкви. "Почему узнают вас, что
вы мои ученики, - говорил Христос, - потому
как вы будете иметь любовь между собою".
4.
Ислам
Третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходит в ту же почву, питается теми же идеями, основывается на тех же культурных традициях, что и христианство.
Эта религиозная система с ее наиболее строгим и завершенным, доведенным до предела монотеизмом сложилась на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиознокультовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т.п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины ислам, возникший сравнительно поздно, в основном ограничился заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике, в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфичен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о "мире ислама", об исламской (арабоисламской) цивилизации.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки, в результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.
Конечно,
покоренные арабами страны и народы сохраняли
и развивали собственные доисламские
культурные традиции - и тем более это
относится к странам, куда ислам проник
мирным путем. Однако на протяжении веков
почти абсолютного господства ислама
доисламские традиции либо безвозвратно
уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались,
исламизировались, что практически свелись
лишь к национальнокультурной специфике.
Разумеется, эта специфика весьма дорога
каждому из народов исламского мира, так
как отражает его лицо и придает ему оригинальный
собственный облик. И в этом смысле ее
нельзя недооценивать, считать чемто второстепенным.
Однако важно подчеркнуть, что у любого
из мусульманских народов она с лихвой
перекрывается комплексом норм и предписаний
общего для всех них ислама.
Зарождение
ислама
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда - Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие - к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть религиозной литературы мусульман - это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
Информация о работе Политико-религиозные доктрины христианства и ислама: история и современность