Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:08, контрольная работа
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Введение.
Зарождение христианства.
- Легенда о возникновении христианства.
- Епископы и их власть
2. Основные вероисповедальные формы христианства
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
- Кальвинизм
- Конгрегациолизм
- Пресвитерианизм
- Англиканская церковь
- Баптизм
3. Христианство в наше время
4. Ислам
- Зарождение ислама
- Догматика ислама
- Распространение ислама
5. Различные течения в мусульманстве
- Шиизм
- Суннизм
- Суфизм
- Движение тариката
- Ваххабизм
- Бабистское движение
- Махдистское движение
6. Ислам в сравнении с другими религиями
Заключение.
Список используемых ресурсов.
2.Основные
вероисповедальные
формы христианства
Шло время.
Условия эпохи и культуры меняли
политико-идеологический контекст христианства,
и это вызвало ряд церковных
разделений — схизм. В результате
появились соперничающие между собой
разновидности христианства — "вероисповедания".
Так, в 311 году христианство становится
официально дозволенной, а к концу IV века
при императоре Константине — господствующей
религией, находящейся под опекой государственной
власти. Однако постепенное ослабление
Западной Римской империи в конце концов
завершилось ее крушением. Это способствовало
тому, что влияние римского епископа (папы),
взявшего на себя и функции светского
владыки, значительно возросло. Уже в V-
VII веках, в ходе так называемых христологических
споров, выяснявших соотношение божественного
и человеческого начала в личности Христа,
от имперской церкви отделились христиане
Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло
разделение православной и католической
церквей, в основе которого лежал конфликт
византийской теологии священной державы
— подчиненного по отношению к монарху
положения церковных иерархов — и латинской
теологии универсального папства, стремившегося
подчинить себе светскую власть.
После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.
На
западе идеология и практика папства
вызывали на протяжении средних веков
все больший протест как со стороны светских
верхов (особенно германских императоров),
так и среди низов общества (движение лоллардов
в
Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу
XVI века этот протест оформился в движение
Реформации.
Православие
Православие
— одно из трех основных направлений
христианства — исторически сложилось,
сформировалось как его восточная
ветвь. Оно распространено главным
образом в странах Восточной
Европы, Ближнего
Востока, на Балканах. Название "православие"
(от греческого слова
"ортодоксия") впервые встречается
у христианских писателей II века.
Богословские основы православия сформировались
в Византии, где оно было господствующей
религией в IV-XI веках.
Основой
вероучения признаны священное писание
(Библия) и священное предание (решение
семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а
также труды крупнейших церковных авторитетов,
таких, как Афанасий Александрийский,
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн
Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих
отцов церкви выпало формирование основных
положений вероучения.
В Символе
веры, принятом на Никейском и
"Верую
во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и
невидимым. И во единаго Господа Иисуса
Христа, Сына
Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного
прежде всех век: Света, от
Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна,
несотворенна единосущна
Отцу, Иже вся быша. Нас ради человек и
нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплатившегося от Духа Свята и Марии
Девы, и вочеловечщася.
Распятого же за ны при Понтийскем Пилате,
и страдавша и погребенна. И воскресшего
в третий день, по Писанием. И восшедшаго
на небеса и седяща одесную Отца. И паки
грядущаго со славою судите живым и мертвым,
Его же
Царствию не будет конца. И в Духе Святаго
Господа Животворящаго, Иже от
Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном
с поклоняема и сславима, глаголавшаго
пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую
Церковь. Исповедую едино крещение во
оставление грехов. Чаю воскресения мертвых
и жизни будащаго века. Аминь."
В первом
члене говорится о Боге как
творце мира — первой ипостаси
Святой Троицы.
Во втором — о вере в Сына Божия единородного — Иисуса Христа.
Третий — это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.
Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый — о воскресении Иисуса Христа.
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.
Восьмой член Символа веры — о вере в Духа Святого.
В девятом — об отношении к церкви.
В десятом — о таинстве Крещения.
В одиннадцатом — о будущем всеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене — о жизни вечной.
В дальнейшем философском и теоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.
Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:
Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
В таинстве
миропомазания верующему
В таинстве
причащения верующий под видом хлеба
и вина вкушает самое
Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.
Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.
Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.
В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.
В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней — это первые шаги в истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XVIII века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.
Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.
После
победы на Куликовом поле Русь быстро
крепла экономически и политически. В
1448 году Собор русских архиереев, независимо
от
Константинополя, возвел на кафедру митрополита
Московского и всея Руси епископа Рязанского
Иону. Тем самым было положено начало автокефалии,
самостоятельности Русской Церкви.
Патриаршество в Росси было установлено при Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.
Православная
церковь придает большое
Пост, как правило, предшествует большим
церковным праздникам. Сущность поста
— это "очищение и обновление человеческой
души", приготовление к важному событию
религиозной жизни. Больших многодневных
постов в русском православии четыре:
перед Пасхой, перед днем Петра и Павла,
перед Успением
Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Первое
место среди великих, главных
праздников занимает Пасха. К ней
примыкают двунадесятые праздники
— 12 наиболее значительных праздников
православия: Рождество Христово, Сретение,
Крещение Господне, Преображение, Вход
Господень в Иерусалим, Вознесение Господне,
Троица (пятидесятница), Воздвижение креста
Господня, Благовещение, Рождество Богородицы,
Введение во храм Богородицы, Успение
Богородицы.
Католицизм
Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает — всеобщий, вселенский.
Его истоки
— от небольшой римской христианской
общины, первым епископом которой, по
преданию, был апостол Петр. Процесс
обособления католицизма в
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой
католического вероучения, как и
всего христианства, приняты
Священное писание и Священное предание.
Однако, в отличие от православной церкви,
католическая считает Священным преданием
постановления не только семи первых Вселенских
соборов, но и всех последующих соборов,
а кроме того — папские послания и постановления.
Организация
католической церкви отличается строгой
централизацией.
Римский папа — глава этой церкви. Он определяет
доктрины по вопросам веры и морали. Его
власть выше власти Вселенских соборов.
Централизация
католической церкви породила принцип
догматического развития, выразившийся,
в частности, в праве нетрадиционного
толкования вероучения. Так, в Символе
веры, признаваемом православной церковью,
в догмате о Троице сказано, что Святой
Дух исходит от Бога-Отца. Католический
догмат провозглашает, что Святой Дух
исходит и от Отца, и от Сына.
Сформировалось и своеобразное учение
о роли церкви в деле спасения.
Считается, что основа спасения — вера
и добрые дела. Церковь, по учению католицизма
(в православии этого нет), обладает сокровищницей
"сверхдолжных" дел — "запасом"
добрых дел, сотворенных Иисусом Христом,
Богоматерью, святыми, благочестивыми
христианами. Церковь имеет право распоряжаться
этой сокровищницей, уделять из нее часть
тому, кто в ней нуждается, то есть — отпустить
грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда
учение об индульгенциях — об отпущении
грехов за деньги или за какие-либо заслуги
перед церковью. Отсюда — правила молитв
за умерших и право папы сокращать срок
пребывания души в чистилище.
Догмат о чистилище (место — промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком большие — смертные — грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.
Учение о чистилище сложилось еще в I веке. Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают.
Кроме
того, в отличие от православного
вероучения, в католическом есть такие
догматы, как о непогрешимости папы
— принят на I Ватиканском соборе в
1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии
— провозглашен в 1854 году.
Особое внимание западной церкви к Богородице
проявилось в том, что в 1950 году папа Пий
XII ввел догмат о телесном вознесении Девы
Марии.
Католическое
вероучение, как и православное, признает
семь таинств, но понимание этих таинств
в некоторых деталях не совпадает. Причащение
производится пресным хлебом (у православных
— квасным). Для мирян допускается причащение
как хлебом и вином, так и только хлебом.
При совершении таинства крещения окропляют
водой, а не погружают в купель.
Миропомазание (конфирмация) проводится
в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве.
При этом подросток получает еще одно
имя, которое он выбирает себе сам, а вместе
с именем — образ святого, поступкам и
идеям которого он намерен сознательно
следовать. Таким образом, совершение
этого обряда должно служить укреплению
в вере.
В православии
обет безбрачия принимает лишь черное
духовенство
(монашество). У католиков безбрачие (целибат),
установленное папой
Григорием VII, обязательно для всего духовенства.
Центр культа — храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.
Рождественский
пост у католиков называется адвент.
Он начинается в первое воскресение
после дня Святого Андрея — 30
ноября. Рождество
Христово — наиболее торжественный праздник.
Он отмечается тремя богослужениями: в
полночь, на заре и днем, что символизирует
рождество
Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери
и в душе верующего. В этот день в храмах
выставляют ясли с фигуркой младенца Христа
для поклонения.
Информация о работе Политико-религиозные доктрины христианства и ислама: история и современность