Политико-религиозные доктрины христианства и ислама: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие – в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым – точнее, внутри которых – он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Содержание

Введение.
Зарождение христианства.
- Легенда о возникновении христианства.
- Епископы и их власть

2. Основные вероисповедальные формы христианства
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
- Кальвинизм
- Конгрегациолизм
- Пресвитерианизм
- Англиканская церковь
- Баптизм
3. Христианство в наше время
4. Ислам
- Зарождение ислама
- Догматика ислама
- Распространение ислама

5. Различные течения в мусульманстве
- Шиизм
- Суннизм
- Суфизм
- Движение тариката
- Ваххабизм
- Бабистское движение
- Махдистское движение

6. Ислам в сравнении с другими религиями
Заключение.
Список используемых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по политологии.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

2.Основные вероисповедальные формы христианства 

   Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных  разделений — схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — "вероисповедания". Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу IV века при императоре Константине — господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в V- 
VII веках, в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы — подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

   После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

   На  западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в 
Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.
 

Православие 

   Православие — одно из трех основных направлений  христианства — исторически сложилось, сформировалось как его восточная  ветвь. Оно распространено главным  образом в странах Восточной  Европы, Ближнего 
Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова 
"ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. 
Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках.

   Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV-VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, 
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

   В Символе  веры, принятом на Никейском и Константинопольском  вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

   "Верую  во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына 
Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света, от 
Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна единосущна 
Отцу, Иже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечщася. 
Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его же 
Царствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от 
Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь."

   В первом члене говорится о Боге как  творце мира — первой ипостаси 
Святой Троицы.

   Во  втором — о вере в Сына Божия  единородного — Иисуса Христа.

   Третий  — это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь  Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

   Четвертый член Символа веры — о страдании  и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

   Пятый — о воскресении Иисуса Христа.

   В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

   В седьмом  — о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

   Восьмой член Символа веры — о вере в  Духа Святого.

   В девятом  — об отношении к церкви.

   В десятом  — о таинстве Крещения.

   В одиннадцатом — о будущем всеобщем воскресении  мертвых.

   В двенадцатом  члене — о жизни вечной.

   В дальнейшем философском и теоретическом  развитии христианства немалую роль сыграло учение блаженного Августина. На рубеже 5 века он проповедовал превосходство веры над знанием. Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, поскольку за ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В учении Августина о предопределении говорилось, что в сферу "избранных" предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

   Важное  место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

   Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном  погружении тела в воду с призыванием  Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

   В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и  укрепляющие в жизни духовной.

   В таинстве причащения верующий под видом хлеба  и вина вкушает самое 
Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

   Таинство  покаяния или исповеди — это признание  грехов своих перед священником, который отпускает их от имени  Иисуса Христа.

   Таинство  священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

   В таинстве брака, которое совершается в  храме при венчании, благословляется  супружеский союз жениха и невесты.

   В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании  тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

   Крещение  Киева князем Владимиром и Новгорода  Добрыней — это первые шаги в  истории христианизации всей Руси. Широкое принятие христианства связано с интенсивным освоением северных территорий в конце XVIII века. На волне переселения христианство распространялось и утверждалось по всей территории Руси.

   Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. Поднятый Сергием культ Троицы стал одной из главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

   После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически. В 1448 году Собор русских архиереев, независимо от 
Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

   Патриаршество в Росси было установлено при  Борисе Годунове. В 1589 году митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.

   Православная  церковь придает большое значение праздникам и постам. 
Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — это "очищение и обновление человеческой души", приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением 
Богородицы и перед Рождеством Христовым.

   Первое  место среди великих, главных  праздников занимает Пасха. К ней  примыкают двунадесятые праздники  — 12 наиболее значительных праздников православия: Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (пятидесятница), Воздвижение креста Господня, Благовещение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы. 

 Католицизм 

   Другим  крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает — всеобщий, вселенский.

   Его истоки — от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс  обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V веках, когда  нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

   Начало  разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

   Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы  и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

   Основой католического вероучения, как и  всего христианства, приняты 
Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того — папские послания и постановления.

   Организация католической церкви отличается строгой  централизацией. 
Римский папа — глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

   Централизация католической церкви породила принцип  догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного  толкования вероучения. Так, в Символе  веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. 
Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. 
Считается, что основа спасения — вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей 
"сверхдолжных" дел — "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, 
Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть — отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях — об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда — правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

   Догмат  о чистилище (место — промежуточное  между раем и адом) есть только в  католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат уж слишком  большие — смертные — грехи, горят  там в очищающем огне (возможно, что это символический образ мук совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

   Учение  о чистилище сложилось еще  в I веке. Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают.

   Кроме того, в отличие от православного  вероучения, в католическом есть такие  догматы, как о непогрешимости папы — принят на I Ватиканском соборе в 
1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии — провозглашен в 1854 году. 
Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии.

   Католическое  вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных — квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. 
Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем — образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

   В православии  обет безбрачия принимает лишь черное духовенство 
(монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой 
Григорием VII, обязательно для всего духовенства.

   Центр культа — храм. Готический стиль  в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и  укреплению католической церкви. Важные элементы культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

   Рождественский  пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресение  после дня Святого Андрея — 30 ноября. Рождество 
Христово — наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество 
Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

Информация о работе Политико-религиозные доктрины христианства и ислама: история и современность