Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа
Актуальность нашей темы заключается в том, что именно Никколо Макиавелли сделал первый шаг к научному осмыслению мира политики, отказавшись от моральных оценок и идеальных моделей и конструкций. Его идеи, изложенные в научных трудах, оказали глубокое влияние на развитие политико-правой мысли и современной политологии. Труды Никколо Макиавелли востребованы и в наше время, ведь для того, чтобы понять, что есть государство сегодня и каким оно было в прошлом, какие эволюционные ступени оно прошло, и какие черты остались неизменны в устройстве современных государств, нужно изучить труды Макиавелли.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Генезис политико-правовых воззрений Н.Макиавелли
§1. Политико-социальная характеристика Флорентийской республики…...…7
§2. Основные периоды формирования и развития взглядов Н.Макиавелли...19
Глава 2. Основы политико-правовой доктрины Н.Макиавелли
§1.Концепция политического лидерства Н.Макиавелли …………………..…25
§2. Роль религии и Церкви в государственно-правовой доктрине
Н. Макиавелли………………………………………………………….………..34
Заключение………………………………………..….………………..…………38
Список литературы…………………..………….……………………………….40
Пожалуй, единственным государственным деятелем, выступавшим на стороне римской курии и заслужившим одобрение и почти восхищение Макиавелли, был Чезаре Борджиа, хотя нельзя сказать, что Борджиа не преследовал личных интересов, а сражался только за идею мирового господства Римской Католической церкви. И именно в этой личной заинтересованности, в огромной энергии и воле, в государственном уме Чезаре Борджиа видел Макиавелли залог процветания страны, управляемой таким человеком. Но обстоятельства, да и сама судьба были против Борджиа, хотя он был очень близок к осуществлению своих планов49. И, кажется, именно эта неудача как бы окончательно определяет отношение Никколо Макиавелли к церкви и ее политике. Впрочем, это неприятие было вполне взаимным: уже в 1559 году католическая церковь внесла труды Макиавелли в «Индекс запрещенных книг», хотя политическими принципами, изложенными в них, продолжала пользоваться.
Однако Макиавелли, еще раз стоит отметить, не ограничивался лишь критикой Церкви, он признавал практическую пользу религии. Он не видел возможности существования нравственно здорового общества без религии; существования морали, без церковных догм. Хотя сам он считал, что истоки морали, как и религии, и государства лежат в самом человеческом обществе. Макиавелли твердо был уверен в том, что государство должно использовать религию для руководства подданными, при это важным моментом является первичность государства по отношению к Церкви. Был ли он атеистом, видел ли он целью своих произведений дискредитировать власть церкви, точно сказать и получить однозначный ответ все – таки нельзя. Однако можно сказать с полной уверенностью то, что он выступал на стороне тех граждан, которые предпочитали защиту родины спасению души. Что характеризует его как истинного патриота своего государства, мечтающего о благополучии Италия и ее народа.
Заключение
В данной работе было представлено исследование, посвященное формированию и развитию концепции политического реализма Н. Макиавелли. Акцентируя наше внимание на исторических процессах, которые протекали в итальянских государствах того времени, мы проследили, как развивается система политико-правовых взглядов Макиавелли, под их влиянием.
Не менее важную роль мы отводим и тому, как повлияло на его судьбу его профессиональная деятельность. Долгие годы работы в правительстве позволили накопить богатый жизненный опыт, который в свою очередь напрямую повлиял на творчество знаменитого Флорентинца.
Давая оценку его творческому наследию, мы, как и многие до нас, приходим к выводу о неоднозначности и крайней противоречивости его главного произведения - «Государь».
С одной стороны его можно расценивать крайне негативно – так как именно в нем Никколо Макиавелли раскрывает реальные механизмы политической власти, ее средства, ее истинные задачи и цели; в нем можно найти практические советы и рекомендации по удержанию власти, а также принцип абсолютной свободы выбора средств осуществления власти.
С другой стороны, нельзя не придавать значения тому, что Макиавелли достаточно верно и точно смог оценить политическую обстановку, сложившуюся в то время в Италии. Исходя из нее и из исторического опыта, он смог переосмыслить классические подходы к пониманию мира политического. Сделав тем самым большой вклад в процесс формирования научного знания о политике.
Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политик, по его мнению, должен в первую очередь думать о практической выгоде, а о не морали. Только следуя этому принципу можно было объединить раздробленную и враждующую Италию.
Таким политиком, по мнению Макиавелли, был Чезаре Борджиа, ставший прообразом его «Государя». Он воплощал в себе все те качества хорошего правителя, которые так ценил Никколо Макиавелли. Помимо известного умения в нужные моменты «отступать от добра», его характерной чертой была проводимая им хитрая, смелая и умелая политика в отношении других государств. И если бы не болезнь, возможно, он бы смог объединить все итальянские земли вновь в единое целое. По крайней мере, он обладал всеми необходимыми для того задатками, тут с позицией Макиавелли вполне можно согласится.
Итак, подводя итог нашей работы, мы сходимся во мнении о великом флорентийском писателе, мыслителе эпохи Возрождения, о человеке чье имя вот уже на протяжении пяти веков неустанно связывают с представлениями об абсолютной аморальности и вседозволенности, о том кто не верил в бога, но верил в единую и сильную Италию и в методы, которые помогли бы новому правителю достичь этой цели. Все это о Никколо Макиавелли. Он был первым, кто описал политику, такой, какой она была в то время. Его принципы ведения политики были довольно эффективными, но они были приемлемы только в его время, их невозможно, да и не стоит пытаться перенести в наши дни.
Список литературы
1 С 1498 года занимал пост секретаря 2-ой канцелярии Флорентийской республики. Впоследствии был назначен секретарем Совета Десяти.
2 Гоббс Т., Сочинения в 2-х томах. Москва, «Мысль»,1989
3 Спиноза Б., Богословский трактат: Избранные произведения, том II. Москва. 1957 год, Гроций Г., О праве войны и мира. Москва. «Ладомир». 1994 год.
4 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001. с. 90
5 Муссолини, Ленин, Сталин.
6 Сторонниками школы являлись или являются Г. Моргентау, Р. Нибур, Г. Шмидт, А. Шлессингер, Дж. Кеннан, К.Томпcон, Р.Страус-Хюпе, Ч.Йост, Дж.Болл, С.Браун, З.Бжезинский, У.Ростоу, Ю.Ростоу, С.Хантингтон
7 Конституция Флоренции; была принята 15 января 1293 году в интересах «старших цехов», первый в Европе антифеодальный закон. Она лишила аристократические феодальные фамилии политических и гражданских прав.
8 Palazzo della Signoria - Палаццо делла Синьория
9 Совет анцианов
10 Пополаны - торгово-ремесленные слои городов Северной и Центральной Италии в XII-XIV веках, объединявшиеся в цехи.
11 Миньоны (сторонники, фавориты) Франсуа, герцога Анжуйского
12 2 из которых избирались от старших цехов, 3 от средних, 3 от младших, а девятый избирался из каждого цеха по очереди
13 Партия сторонников императора, противники сторонников папы римского - гвельфы
14 1375—1378 годы
15 штрафы, пошлины
16 Так, например, заём 1424 года составил свыше 150 тысяч золотых флоринов
17 Сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони. Стал главой республики в возрасте двадцати лет после смерти своего отца в 1469 году. Умер от подагры в возрасте 43 лет в 1492 году
18 Однако попытка поднять восстание под лозунгом восстановления республиканских свобод не удалась. Заговорщики были повешены на окнах Палаццо Веккио.
19 В него входило 3000 человек
20 В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.
21 Его отец был кардинал Родриго Борджиа, позже ставший папой Александром VI
22 Сын Томмазо Содерини, ближайшего сподвижника Лоренцо Великолепного.
23 В 1513 году Джованни Медичи согласился на возвращение Пьеро Содерини в Италию в обмен на голос его брата кардинала Франческо Содерини на выборах папы римского. В результате этой сделки Джованни Медичи стал папой Львом Х, а Содерини вернулся на родину, правда во Флоренцию не поехал, а обосновался в Риме.
24 Именно ему Макиавелли адресует свое бессмертное произведение «Государь»
25 Эти идеи найдут свое отражение в его самом известном произведении «Государь»
26 Голубой крест на серебряном фоне с четырьмя голубыми гвоздями по краям
27 Пополанов и нобилей
28 Письма, 28 октября 1502г.
29 Как в сатире «Золотой осел», так и в его главном произведении «Государь» можно найти свидетельства негативного отношения к природе человека со стороны Макиавелли. Вот что он говорит о ней: «Люди злы и дают простор дурным качествам своей души всякий раз, когда для этого имеется легкая возможность» или «люди более наклонны к злу, чем к добру».
30 В то время Борджиа чаще звали герцогом Валентино
31 Его идеи о военном искусстве впоследствии будут развиты и углубленны в его «Рассуждениях» и в диалогах «О военном искусстве»
32 Несмотря на многочисленные измены, он был очень привязан к своей семье. Это видно по его письмам детям, особенно поздним.
33 Шаркова И. С. «Анти-Макиавелли Фридриха II и его русские переводы», книга «Проблемы культуры итальянского Возрождения», том I., 1979 год, с. 106 – 111.
34 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 93
35 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 93.
36 Гегель. Работы разных лет, том I. Москва, «Мысль», 1970 год, с. 357 – 359.
37 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 94.
38 Гегель «Проблемы культуры итальянского Возрождения», с. 107.
39 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 92.
40 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 98.
41 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 98.
42 Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 109.
43 Например, неправильными он считает действия французского короля, допустившего в Италию испанцев в качестве своих союзников.
44Макиавелли Н. Государь: Сочинения. Москва, «Эксмо-Пресс» 2001 год, с. 81.
45 Такой правитель обречен на крах. Так согласно Макиавелли лучше только казаться добродетельным, что, несомненно, принесет пользу, чем быть таковым.
46Макиавелли Н.. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли.
47 Макиавелли Н.. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли.
48 Макиавелли Н.. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли.
49 Лишившись покровительства своего отца папы Александра VI, он потерял поддержку Франции, и, как следствие, потерял власть. Впрочем, велика роль и неизлечимой болезни в его неудаче.
Информация о работе Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли