Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность нашей темы заключается в том, что именно Никколо Макиавелли сделал первый шаг к научному осмыслению мира политики, отказавшись от моральных оценок и идеальных моделей и конструкций. Его идеи, изложенные в научных трудах, оказали глубокое влияние на развитие политико-правой мысли и современной политологии. Труды Никколо Макиавелли востребованы и в наше время, ведь для того, чтобы понять, что есть государство сегодня и каким оно было в прошлом, какие эволюционные ступени оно прошло, и какие черты остались неизменны в устройстве современных государств, нужно изучить труды Макиавелли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Генезис политико-правовых воззрений Н.Макиавелли
§1. Политико-социальная характеристика Флорентийской республики…...…7
§2. Основные периоды формирования и развития взглядов Н.Макиавелли...19
Глава 2. Основы политико-правовой доктрины Н.Макиавелли
§1.Концепция политического лидерства Н.Макиавелли …………………..…25
§2. Роль религии и Церкви в государственно-правовой доктрине
Н. Макиавелли………………………………………………………….………..34
Заключение………………………………………..….………………..…………38
Список литературы…………………..………….……………………………….40

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный  университет» 
Исторический факультет

Кафедра политологии и социологии

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ  НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

 

 

 

 

 

Выполнил:   

студент гр. 08210

____________Батоев А. Ш.

Научный руководитель:

кандидат политических наук

старший преподаватель

____________Будаев  Б. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Генезис политико-правовых воззрений Н.Макиавелли

§1. Политико-социальная характеристика Флорентийской республики…...…7

§2. Основные периоды формирования и развития взглядов Н.Макиавелли...19

Глава 2. Основы политико-правовой доктрины Н.Макиавелли

§1.Концепция политического лидерства Н.Макиавелли …………………..…25

§2. Роль религии и Церкви в государственно-правовой доктрине

Н. Макиавелли………………………………………………………….………..34

Заключение………………………………………..….………………..…………38

Список литературы…………………..………….……………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность нашей темы заключается в том, что именно Никколо Макиавелли сделал первый шаг к  научному осмыслению мира политики, отказавшись от моральных оценок и идеальных моделей и конструкций. Его идеи, изложенные в научных трудах, оказали глубокое влияние на развитие политико-правой мысли и современной политологии. Труды Никколо Макиавелли востребованы и в наше время, ведь для того, чтобы понять, что есть государство сегодня и каким оно было в прошлом, какие эволюционные ступени оно прошло, и какие черты остались неизменны в устройстве современных государств, нужно изучить труды Макиавелли.

Никколо Макиавелли родился в не лучшие времена для итальянского народа. К началу XVI века Италия не представляла собой единого государства. На Апеннинском полуострове существовало более десятка независимых государств, крупнейшими из которых были: Миланское герцогство, Венецианская и Флорентийская республики, Папская область и Неаполитанское королевство. Итальянские земли с хорошо развитой экономикой стали объектом пристального внимания соседних стран. Прежде всего, Франции, а затем и Испании. Бесконечные войны конца XV – первой половины XVI веков оставили свой след в истории Италии. Появился запрос на сильную власть, которая бы могла положить конец междоусобице и вернуть сильную и единую Италию. Необходимо было лишь понять, как именно она должна быть устроена, и какими методами она может воспользоваться для обретения власти.

Самые передовые умы  того времени старались найти  ответы на те  вызовы, которые были брошены Италии. Одним из выдающихся писателей, попробовавших переосмыслить действительность, был флорентинец Никколо Макиавелли. Макиавелли долгое время был должностным лицом флорентийской республики1, однако после ее падения республики он немедленно был лишен всех должностей. После такого завершения карьеры государственного служащего, он опробовал себя в стезе писателя, которая и помогла ему остаться на страницах мировой истории.

Степень научной изученности  темы:

Труды Н. Макиавелли по-разному оценивались современниками и исследователями разных эпох, но за пять веков они отнюдь не потеряли интереса к себе и не утратили актуальности. В особенности его главное творение «Государь». До сих пор, не стихают споры вокруг этой, небольшой по объему, но очень весомой по значению, книги. В фокусе этого произведения - идеальный правитель и технологии его властвования. Образцом правителя для Макиавелли стал Чезаре Борджиа, прославившийся своей жестокостью по отношению к своим подданным. Последним, с точки зрения Макиавелли, следует внушать страх, так как он надежней, чем их любовь. Подданные, по мнению писателя,  неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману. Столетие спустя эту идею асоциальной сущности человека дополнит и разовьет Томас Гоббс2.

Помимо отношений между государством и народом, Макиавелли в «Государе» поднимает проблему о роли религии в государстве. Одной из главных причин печальной ситуации в Италии он называл притязание Церкви на политическую власть. Макиавелли выступал за независимость государства от  Церкви. Впоследствии двое великих голландских мыслителей - Гуго Гроций и Барух Спиноза – продолжили критику религиозно-схоластических догм с позиции рационализма. Они разработали теоретические основы  светского мировоззрения3.

В разработке теории политики Никколо Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических позициях. Он выступал за такой принцип как «цель оправдывает средства», подразумевая под ним, то что «государь, если он хочет удержать власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением по надобности»4 применяя при этом и те меры, которые не совсем соотносятся с нормами морали или религиозной догмы. Макиавелли решительно отстаивал смелость, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы избежать капканов, и львом, чтобы отпугнуть волков». К сожалению, эти и аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как проявления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи, с чем понятие «макиавеллизм» нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает действительную позицию Макиавелли, который хотя и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но решительно выступал против тиранов. Этот внутренний противоречивый дуализм сыграл с ним в злую шутку. По иронии судьбы его рекомендации легли в основу действий многих тиранов прошлого5.

Впоследствии идеи о несовместимости политики и морали были приняты и дополнены представителями школы политического реализма6. «Реалисты» отстаивали концепцию о неприменимости моральной оценки политики. По их мнению, нравственность манипулирует абстрактными категориями «добро» и «зло», политика же озабочена процветанием государства.

Итак, исследуемым объектом нашей работы является произведение Никколо Макиавелли «Государь».

Предметом работы являются формирование и развитие политико-правовых взглядов Н. Макиавелли, изложенных в его трактате «Государь».

Целью нашей работы является изучение политических взглядов Никколо Макиавелли, как с позиции средневековой этики, так и современных правовых норм и ценностей.

Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить историческую ситуацию, сложившуюся в Италии в годы жизни Никколо Макиавелли. Мы должны понять, какое влияние могли оказать политические изменения, происходившие в стране, на процесс  формирования политико-правовых взглядов писателя. 
  2. Изучить ключевые события  жизненного пути  Никколо Макиавелли. Мы должны выявить те жизненные обстоятельства, которые обусловили формирование именно таких политико-правовых взглядов писателя эпохи Возрождения.
  3. Провести анализ образа идеального правителя в работе Никколо Макиавелли «Государь».
  4. Выявить роль религии в государстве с точки зрения Макиавелли.

Теоретико-методологические основы исследования.

В качестве методологической  основы изучения политико-правовых взглядов Никколо Макиавелли выступили историко-сравнительный биографический и формально-юридический методы. Также нами был использован институциональный поход.

Структура работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

Глава 1 Генезис политико-правовых воззрений Н.Макиавелли

§1 Политическая характеристика Флорентийской республики

 

Для Флорентийской республики XIV века было характерно широкое участие населения в государственном управлении, что позволяет говорить о высокой степени демократизации общественно-политической системы. К концу века в республике существовало уже более 3000 государственных должностей, на которые ежегодно проводились выборы. Право избирать и быть избранными в органы государственного управления имели все члены торгово-ремесленных корпораций. Лишь неорганизованные наёмные рабочие, иммигранты и дворяне были лишены избирательных прав. Уровень участия народа во власти во Флоренции был беспрецедентным для того времени. Громоздкость административной системы, узкая функциональная специализация её органов и система баланса власти между различными магистратами обеспечивала поддержание республиканского строя и препятствовала узурпации власти во Флоренции одним человеком. Однако все же уже к середине XVI века вся полнота власти была сосредоточена в руках одного человека. Переход от республиканской формы правления к режиму единоличной власти для нас интересен, поскольку те причинно-следственные закономерности, которые определили этот переход, вне сомнения сыграли большую роль в формировании политических воззрений Никколо Макиавелли.

Чтобы выявить эти причины необходимо для начала проследить за процессом  формирования и развития республиканских  органов власти Флорентийской республики; выявить экономические причины реформ, а также порядок формирования вооруженных сил. Итак, согласно «Установлениям справедливости»7, высшим исполнительным органом республики стала коллегия шести приоров, представлявших старшие цехи. Приоры руководили внутренней и внешней политикой государства и обладали правом законодательной инициативы. Приоры избирались на два месяца и во время исполнения своих обязанностей проживали в специально отстроенном Дворце Синьории8. Преемников действующих приоров избирали на особом собрании, в котором участвовали сами приоры, главы двенадцати правящих цехов и представители шести районов города. В 1293 была учреждена новая должность седьмого приора — гонфалоньера справедливости, получившего функции главы государства и право приведения в исполнение судебных решений против должностных лиц республики. Гонфалоньеру была подчинена особая гвардия из тысячи человек. Шесть приоров и гонфалоньер образовали правительство Флорентийской республики — Синьорию.

Формирование коллегии приоров  не уничтожило старых муниципальных  институтов. Продолжала существовать должность подеста, на которую избирались, обычно, иностранцы на срок в один год. Подеста выполнял функции верховного судьи и главнокомандующего вооружёнными силами республики. В своей деятельности подеста подчинялся приорам. В структуру его администрации входили два совета — Совет старейшин9, в который входили по два представителя от каждого из шести районов Флоренции, и Совет ста, представлявший собой выборный сенат. Подеста и его советы представляли интересы городской коммуны в целом. Для пополанской части населения10 существовали также особые магистраты — капитан народа, возглавлявший цеховую милицию, призванную защищать конституционный строй, и два подчинённых ему совета, избираемых всеми цехами Флоренции.

Институтом прямой демократии являлись всенародные собрания, в которых могли принимать участие все граждане. Хотя этот институт существовал практически на всём протяжении истории независимой республики, особых прав он не имел и созывался крайне нерегулярно для подтверждения отдельных решений правительства или должностных лиц. Эти собрания санкционировали административные или налоговые реформы, но не могли обсуждать законопроекты и не имели судебной власти.

После удаления анжуйцев11 в 1328 году была проведена новая реформа системы управления. Главными нововведениями стало избрание на государственные должности по жребию и фиксирование права на власть за всеми 21 цехом Флоренции. Кроме того, была реорганизована система советов: вместо многочисленных коллегий при высших органах власти создано три: Совет коммуны при подеста с судебно-законодательными функциями из 250 человек выбиравшихся всеми гражданами коммуны, Совет народа при капитане, представлявший интересы цехов и состоявший из 300 человек, избиравшихся пополанами, а также Совет ста при приорах, игравший роль сената республики. К двенадцати старейшинам были добавлены ещё шестнадцать гонфалоньеров вооружённых милиций народа, представителей 16 районов Флоренции, которые вместе образовали особую коллегию — Совет синьории, утверждавшую законопроекты приоров до их рассмотрения в советах. Совет народа и Совет коммуны представляли собой законодательные органы республики. Новая система организации управления сильно ограничила возможности узурпации власти одним лицом, как это происходило в других итальянских коммунах начала XIV века, когда на смену республиканскому устройству приходили тирании и синьории, в том числе и наследственные.

В 1343 был осуществлён ещё один шаг по демократизации: Синьория была расширена до девяти приоров12. Таким образом, в правительство республики получили доступ младшие цехи.

Избирательными  правами в республике пользовались члены двадцати одного флорентийского цеха. Магнаты, дворяне, иммигранты в  первом поколении, нецеховые ремесленники и наёмные рабочие были лишены права занятия государственных должностей и участия в выборах. По закону, принятому в 1351 году, Синьория также получила право определять, кто из граждан является гибеллином13, и таким образом отстранять от участия в выборах неугодных. Выборы производились особой коллегией скрутаторов, избираемой цехами, которые в свою очередь путём жребия на основе сводного списка лиц из кандидатов от кварталов, цехов и партии гвельфов определяли лиц для замещения государственных постов. Приоры избирались на два месяца, члены законодательных органов — Совета коммуны и Совета народа — на шесть месяцев. Списки лиц, предлагаемых для избрания на высшие государственные должности, были очень широки. Так, например, для жеребьёвки в состав Синьории в начале XV века предлагалось около 2000 кандидатов. Ещё большее количество граждан находилось в списках для избрания нижестоящих магистратов.

В конце XIV века контроль над процедурой выборов установила правящая олигархия во главе с Альбицци, чем было обеспечено сохранение её власти в течение нескольких десятилетий. Это является поворотным моментом в истории Флорентийской республики, так как был сделан первый шаг от демократии к власти олигархической верхушки.

Со второй половины XIV века особое значение в политической системе начали приобретать чрезвычайные комиссии — бальи, формируемые в периоды внутренних или внешних кризисов, которым передавались на ограниченное время особые полномочия в республике. Наибольшую роль играл Совет Восьми, руководивший военными действиями в период Войны восьми святых14, который после прихода к власти олигархии в 1382  году приобрёл постоянный характер. В период войны с Луккой в 1429 был сформирован Совет Десяти,  установивший контроль за действиями Синьории. Другие бальи занимались определением лиц, подлежащих изгнанию, и формированием списков граждан для замещения государственных должностей, и таким образом стали орудием влияния правящей олигархии. Однако бальи никогда не пытались узурпировать власть в государстве и полностью подмять под себя демократическую конституцию.

К концу XIV века роль коллегии приоров, а также Советов  коммуны и народа в процессе принятия политических решений резко сократилась. При Синьории был создан ещё один совещательный совет, в который вошли представители ведущих семей и в котором фактически сконцентрировались рычаги управления государством при сохранении старой демократической системы советов и магистратов. Роль младших и средних цехов в управлении была существенно ограничена. 60-70 ведущих семей «жирных пополанов» путём манипуляции выборами и устранения неугодных из списков для голосований обеспечили себе господство в государстве, причём к 1420-м годам их влияние уже не зависело от занимаемых в государственном аппарате должностей.

Информация о работе Политико-правовые взгляды Никколо Макиавелли