Политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Содержание

1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

Конституция РФ предусматривает  различные формы реализации полномочий Президента РФ:

-  издание актов – указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации; реализация президентских полномочий оформляется в основном указами, которые могут носить нормативный и ненормативный характер; нормативные указы Президент РФ вправе издавать также по вопросам ведения Российской Федерации впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона, при условии непротиворечия издаваемого указа Конституции РФ и действующим федеральным законам, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает нормотворчество Президента, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного закона либо федерального закона;

-  создание органов при Президенте вспомогательного, консультативного, совещательного характера, обеспечивающих реализацию президентских полномочий. К числу таких органов относятся, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ.

Анализ конституционно-правового  статуса Президента РФ показывает, что Конституция РФ задает лишь основные параметры полномочий Президента РФ. Как орган, осуществляющий наряду с другими органами, государственную власть и призванный обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ зачастую выходит за пределы тех полномочий, которые прямо указаны в Конституции РФ (например, в случаях издания нормативных указов по предметам ведения Российской Федерации, требующих законодательного регулирования или привлечения органов государственной власти субъектов РФ к конституционно-правовой ответственности). В то же время расширительное толкование полномочий Президента РФ, которое получило распространение и в российском законодательстве, и в практике Конституционного Суда РФ, имеет свои пределы: акты и действия Президента РФ должны осуществляться в рамках его конституционно-правового статуса и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Рассматривая конституционные  полномочия Президента РФ как главы  государства, полномочия, описывающие  его роль в формировании и деятельности правительственно-административных органов, и, особенно, полномочия в отношениях с Государственной Думой и  нормотворческие полномочия, а также  прибавив к этому чрезмерную сложность  предусмотренной в ст.93 Конституции  РФ процедуры отрешения Президента от должности можно сделать вывод  о потенциальной угрозе демократии со стороны Президента.

 

Заключение

В результате проделанного исследования, можно сделать вывод, что в Российской Федерации сложился успешно функционирующий механизм осуществления государственной  власти. Каждая ветвь власти обладает специфическим набором средств  воздействия на другие ветви власти. Каждая ветвь власти играет свою строго определенную роль в системе сдержек  и противовесов, ни одна ветвь власти не может взять на себя исполнение полномочий другой ветви власти, принадлежащих  ей от природы. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в общей  пирамиде власти взаимозависимы.

Однако основное противоречие принципу разделения властей заключается  в несбалансированном соотношении  законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия, осуществляемые Президентом с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством с другой, в совокупности образуют своеобразную дуалистическую природу  исполнительной власти. Данная ветвь  власти сочетает в себе президентские  полномочия и полномочия, осуществляемые исполнительной властью.

Можно констатировать, что  в настоящее время принцип  разделения властей, провозглашенный  в Конституции Российской Федерации, не содержит достаточно взаимосдерживающих полномочий высших органов государственной власти, что в итоге приводит к их дисбалансу и сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства. Федеральное Собрание Российской Федерации с трудом оказывает воздействие на исполнительную власть и на Президента. Сказывается отсутствие действенных рычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например, возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностью Правительства и трудность процедуры отставки Правительства (в конечном счете, решающая роль в решение этого вопроса остаётся за президентом).

Назрела необходимость в  конкретизации и разграничении  полномочий между законодательной  и исполнительной властью, основанных на реальной системе сдержек и  противовесов. Так как сложившаяся в стране ситуация препятствует развитию демократии в стране и становлению правового государства.

 

Библиография

1)  Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.

2)  О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=106439

3)  О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=93499

4)  О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108739

5)  О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД / Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/

6)  О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление от 30 января 2002 г. N 33-СФ / Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglsovet/

7)  Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / М.В. Баглай, 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. - 784 с.

8)  Борисов, Г.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Г.А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.

9)  Булаков, О.Н. Парламентское право России [Текст]: курс лекций / О.Н. Булаков, И.Н. Рязанцев под. общ. ред. доктора юрид. наук О. Н. Булакова – М.: Юстицинформ, 2007 – 296 с.

10)  Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Козлова, Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.

11)  Косов, Р.В. Теория разделения властей [Текст]: учеб. пособие / Р. В. Косов – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005 – 80 с.

12)  Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Н. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.

13)  Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.

14)  Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. – Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет. 2008. – 244 с.


Информация о работе Политика современной России