Политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Содержание

1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

Федеральное Собрание состоит  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы. Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называют верхней  и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено и существует больше в средствах  массовой информации.

Согласно Конституции  роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания – Государственная  Дума – призвана представлять интересы населения Российской Федерации  в целом.

Конституция РФ устанавливает  количественный состав каждой из палат  Федерального Собрания. Для Государственной  Думы 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Роль Федерального Собрания в механизме осуществления государственной  власти характеризуют следующие  особенности:

-  Федеральное Собрание есть институт народного представительства.

-  Федеральное Собрание есть законодательный орган власти РФ

-  Федеральное Собрание это постоянно действующий орган власти.

-  Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах, в которых никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции (заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.).

-  Федеральное Собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс, контрольный процесс и процесс принятия бюджета.

2.2 Роль Федерального Собрания  в законотворчестве

Законотворчество является основной функцией российского парламента. Федеральные законы принимаются  большинством голосов депутатов  Государственной Думы. На стадии рассмотрения в Совете Федерации они подлежат одобрению или неодобрению (вето Совета Федерации). Неодобрение верхней  палаты (для принятия в прежней  редакции) преодолевается двумя третями  голосов депутатов Государственной  Думы. Далее Президент может подписать  либо отклонить данный закон (вето Президента). Отклонение преодолевается (для принятия в прежней редакции) двумя третями  голосов в обеих палатах.

Федеральные конституционные  законы не могут быть приняты одной  палатой. Они принимаются последовательно  двумя третями голосов в Государственной  Думе и тремя четвертями голосов  в Совете Федерации. При отсутствии необходимого числа голосов (вето Совета Федерации) закон считается непринятым. Вето Президента на данный вид законов  не распространяется.

Принятие поправок или  внесение изменений в Конституцию  может быть проведено в двух формах: в отношении гл. 1, 2 и 9 Конституции, в отношении остальных глав. Конституция  РФ, определяет в ст. 136, что поправки к гл. 3 - 8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее  чем двух третей субъектов РФ. Пересмотр 1,2 и 9 глав Конституции осуществляет созываемое в таких случаях конституционное  собрание.

Законотворчество осуществляется в соответствие со следующими принципами:

-  Принцип законности – принятие нормативных правовых актов должно соответствовать правовой процедуре и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

-  Принцип научности – заключается в подготовке и принятии проекта нормативного правового акта с участием представителей разных научных направлений, а не только юристов.

-  Принцип использования правового опыта. Он предполагает, что разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт различных государств.

-  Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Для этого используются способы проявления демократии, существующие в законотворчестве: референдум, гласность обсуждения законопроекта, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д.

-  Принцип связи с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагают правоприменительные органы.

Предпринятый анализ статуса  законодательной (представительной) ветви  государственной власти показывает, что Федеральное Собрание, представляя  законодательную ветвь власти, играет важную роль в «сдерживании» органов  исполнительной власти и обеспечении  в конечном итоге сбалансированного  функционирования единой государственной  власти. Федеральное Собрание обладает исключительным правом на законотворчество, создавая тем самым правовое поле деятельности исполнительной и судебной власти, беря на себя ответственность  за качество издаваемых законов.

Однако недостаточно принимать  законы нужно, чтобы нормы законов  соответствовали реальному положению  дел в стране, были взаимоувязаны  между собой и воплощены в  жизнь. Основной проблемой современного российского законодательства является его нестабильность, выражающаяся в  постоянном, иногда даже неоправданном  изменении действующих законов, что создает почву для разрастания  правовых коллизий. Очень часто дефекты  законодательства сказываются на качестве правоприменения. В практике деятельности органов исполнительной власти нередки случаи, когда они не в состоянии применить материальную норму права к требуемым правового регулирования отношениям из-за отсутствия соответствующих процессуальных норм. Законотворчество в Российской Федерации пока не стало профессиональной деятельностью. Законодательные упущения подрывают стабильность еще слабой правовой системы. Ситуация, при которой законотворчество превращается в бесконечный процесс латания правовых дыр, ставит под угрозу государственную устойчивость.

 

Глава 3. Исполнительная ветвь  власти в Российской Федерации

3.1 Правительство Российской  Федерации

«Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство  Российской Федерации» и иные федеральные  органы исполнительной власти.

Правительство РФ вышестоящий  орган исполнительной власти. Состоит  из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных  министров. Порядок деятельности Правительства  РФ определяет ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ»

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Государственная  Дума вправе отклонить предложенную кандидатуру. В этом случае Президент повторно вносит кандидатуру на рассмотрение Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала новая кандидатура, но она и не исключает этого.

Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры назначаются  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Руководители федеральных  органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, назначаются Правительством РФ.

Органы исполнительной власти являются важным звеном механизма, через  который государство реализует  большинство своих функций. Главное  их назначение - исполнение законов. Эта  власть, включая в свою структуру  основную массу государственных  органов и большинство государственных  служащих, фактически организует жизнь  в государстве. Для выполнения своих  функций она осуществляет распорядительную деятельность, затрагивающую права  и интересы граждан.

Исполнительная власть создана  для осуществления следующих  функций:

-  исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативно правовых актов;

-  осуществление государственного управления – непосредственной исполнительно-распорядительной деятельности, связанной с руководством различными сторонами государственной и общественной жизни;

-  издание нормативных актов; очевидно, что законы не могут урегулировать весь спектр общественных отношений, поэтому органы исполнительной власти наделяются полномочиями по осуществлению административного нормотворчества – издания нормативно-правовых актов. Акты органов исполнительной власти не могут противоречить законам, они лишь конкретизируют и развивают законодательные положения, регулируют административные процедуры.

Органы исполнительной власти создаются на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство РФ осуществляет следующие полномочия:

-  разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет отчёт об исполнение федерального бюджета;

-  обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-  обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

-  осуществляет управление федеральной собственностью;

-  осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

-  осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-  осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ в рамках своих полномочий издает постановления  и распоряжения. Акты, имеющие нормативный  характер, издаются в форме постановлений  Правительства РФ. Акты по оперативным  и другим текущим вопросам, не имеющие  нормативного характера, издаются в  форме распоряжений Правительства  РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам  и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Формирование нового состава  Правительства РФ происходит в двух случаях: в связи с избранием  нового Президента РФ и в связи  отставкой Правительства РФ.

Полномочия Правительства  РФ прекращаются в результате сложения полномочий перед вновь избранным  Президентом РФ, а также в случае отставки Правительства РФ. Решение  об отставке Правительства РФ может  быть принято только Президентом  РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается  или отклоняется Президентом  РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ по его заявлению  об отставке или в случае невозможности  исполнения им своих полномочий также  влечет отставку Правительства РФ.

Если Государственная  Дума дважды в течение трех месяцев  выразит недоверие Правительству  РФ, Президент РФ вправе принять  решение об отставке Правительства  РФ или распустить Государственную  Думу и назначить новые выборы.

Если Председатель Правительства  РФ поставил перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству  РФ и Государственная Дума в доверии  отказывает, Президент РФ также принимает  решение об отставке Правительства  РФ или о роспуске Государственной  Думы и назначении новых выборов.

На уровне субъектов Российской Федерации исполнительная власть организуется в соответствии с конституциями (уставами) и законами субъектов  Российской Федерации на основании  общих правил, установленных Федеральным  законом от 6 октября 1999 г. «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Система органов исполнительной власти субъекта Федерации включает в себя высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Федерации, а также иные органы исполнительной власти субъекта Федерации. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Федерации  может устанавливаться должность  высшего должностного лица субъекта Федерации, который возглавляет  высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Федерации.

 

3.2 Роль Правительства  в реализации государственной  власти в Российской Федерации

В настоящее время в  Российском государственном аппарате сложился перекос в сторону исполнительной власти. Это вызвано рядом причин:

-  Сфера административного контроля охватывает все части общественной жизни.

-  Исполнительная власть несет на себе бремя управленческих «тягот», обусловленных необходимостью повседневного регулирования.

-  Обладает наиболее полной информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества.

-  Только исполнительная власть вправе в рамках Конституции РФ и федеральных конституционных законов применять вооруженные силы.

-  Нестабильность российского законодательства.

-  Несбалансированное соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. В главах 4, 5 и 6 Конституции устанавливает такой механизм сдержек и противовесов в отношениях законодательной и исполнительной властей, который работает в пользу последней.

-  Не смотря на то, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, он фактически руководит Правительством. Президент и Правительство выступают «тандемом» на политической арене страны.

-  Своеобразная политическая ситуация в стране. Парламентское большинство в Государственной Думе и представительных органах субъектов РФ принадлежит пропрезидентской партии «Единая Россия». Это исключает возможность конфликтов между Правительством и Парламентом и снижает инициативность Парламента.

Выражается доминирование  исполнительной власти в том, что:

-  основной груз предложений об издании законов исходит от Правительства РФ и оно нередко «продавливает» законы;

-  на политической арене Правительство вкупе с Президентом РФ проявляют себя более активно;

-  Для решения Президента об отставке Правительства позиция Думы по этому вопросу не имеет значения; он может отправить в отставку Правительство, приемлемое для Думы, и сохранить Правительство, которому Дума отказала в доверии (ч.4 ст.117 Конституции РФ) или повторно в течение трех месяцев выразила недоверие (ч.3 ст.117 Конституции РФ).

Информация о работе Политика современной России