Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, реферат
Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.
1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти
Для рассмотрения вопросов соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
Конституционный (уставный)
суд субъекта Российской Федерации
рассматривает отнесенные к его
компетенции вопросы в порядке,
установленном федеральным
Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
4.3 Система судов общей компетенции
Система судов общей компетенции (юрисдикции), возглавляемая Верховным Судом РФ, подразделяется на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие (гражданские) суды, рассматривающие общие уголовные, гражданские и административные дела, другую – военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций.
Возглавляет Верховный Суд РФ Председатель, который, как и другие судьи Верховного Суда РФ, назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ.
При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Предметом постоянной заботы
Верховного Суда РФ является работа по
формированию судейского корпуса России.
Подбор кандидатов на судейские должности
осуществляется весьма тщательно. Это
связано с тем, что в сфере
правосудия не должны работать лица, не
обладающие высокими моральными качествами.
Для обеспечения координации
деятельности судебной системы и
органов судейского сообщества при
Верховном Суде РФ создан и функционирует
самостоятельный
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
Арбитражные суды России –
сравнительно новая система судов,
существующая около 15 лет. Они заменили
систему органов
Арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Действующая в Российской Федерации система арбитражных судов осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов действующим законодательством.
Полномочия арбитражных судов, порядок их образования и деятельности, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (например, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»).
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший Арбитражный Суд РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику нижестоящих арбитражных судов и может давать разъяснения по вопросам судебной практики. Подобные разъяснения содержатся в регулярно составляемых обзорах судебной практики и рекомендациях, а также в обязательных для применения постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ Председатель, назначаемый, как и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, Советом Федерации по представлению Президента РФ.
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
Действующие в пределах судебных
участков мировые судьи являются
судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации, полномочия и
порядок деятельности которых устанавливаются
федеральным законодательством (ГПК
РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Законом о судебной
системе, Федеральным законом от
17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в
Российской Федерации», Федеральным
законом от 29 декабря 1999 г. «Об общем
числе мировых судей и
Мировые судьи так же, как и все суды общей юрисдикции, осуществляют правосудие именем Российской Федерации; судебные акты мировых судей не отличаются по своим свойствам от судебных актов других судов. На мировых судей распространяются общие гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.
Мировые судьи рассматривают:
· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
· гражданские дела (при цене иска, не превышающей 500 МРОТ);
· дела об административных правонарушениях (в соответствии с КоАП РФ).
Глава 5. Президент Российской
Федерации в системе
Российская республиканская форма правления, отличается самостоятельной доминирующей ролью Президента РФ в системе власти. Президент провозглашается главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он не принадлежит ни к одной из ветвей власти, но в то же время обладает широкими полномочиями контрольного, координационного и распорядительного характера в отношении органов как законодательной, исполнительной, так и отчасти судебной власти, причем не только федерального уровня, но и уровня субъектов Российской Федерации. Таким образом, Президент РФ включается в систему «сдержек и противовесов». Он разграничивает предметы ведения и полномочий для обеспечения единства государственной власти, координации деятельности ее органов, обеспечения их согласованного функционирования и взаимодействия.
В должности Президента РФ также нашла непосредственное отражение идея народного представительства и единства многонационального российского народа. В соответствии с законом о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. Назначаются выборы Президента РФ Советом Федерации.
Президент РФ обладает неприкосновенностью,
которая гарантируется ему ст.
91 Конституции РФ без каких-либо
ограничений: соответственно, привлечение
лица, замещающего должность
Во всех случаях, когда
Президент РФ не в состоянии выполнять
свои обязанности применяются
Конституционно-правовой статус Президента РФ раскрывается в его полномочиях.
Полномочия по кругу субъектов, с которыми Президент РФ взаимодействует:
- полномочия в сфере взаимодействия с федеральным парламентом, которые реализуются Президентом в процессе назначения выборов в Государственную Думу и ее роспуска, участия в законотворческой деятельности, в процессе формирования государственных органов и назначения должностных лиц, в процессе обеспечения обороны и безопасности государства, а также реализации внешнеполитической функции государства;
- полномочия в сфере взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти: Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы и членов Правительства по представлению Председателя, вправе председательствовать на заседаниях Правительства, утверждаем структуру федеральных органов исполнительной власти, непосредственно руководит деятельностью отдельных федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, вправе принимать решение об отставке Правительства РФ, которое также слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом;
- полномочия в сфере взаимодействия с федеральными судами. Президент представляет в Совет Федерации для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суд РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает на должность судей иных федеральных судов; обращается в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности нормативно-правовых актов и договоров, а также о толковании Конституции РФ, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с ходатайством о разрешении спора о компетенции;
- полномочия в сфере взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ: Президент осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, через совещательный и консультативный орган при Президенте РФ – Государственный Совет; использует согласительные процедуры для преодоления разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов; приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вносит в законодательный (представительный) орган субъекта РФ предложение о кандидатуре высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ для наделения его полномочиями; в случаях, установленных названным Законом, отрешает от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, распускает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации.
Полномочия президента в
сфере государственной
- Полномочия в законотворческой сфере: Президент РФ обладает правом внесения предложений о пересмотре и поправках к Конституции РФ, правом законодательной инициативы, причем законопроекты, внесенные Президентом РФ в качестве срочных, подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы; Президент РФ подписывает и обнародует принятые федеральные законы; вправе в четырнадцатидневный срок с момента поступления закона отклонить его (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ), мотивировав такое отклонение; вето Президента является основанием для нового рассмотрения отклоненного закона (для доработки закона с учетом возражений Президента и нового принятия закона в измененной редакции либо для преодоления вето Президента путем одобрения закона в прежней редакции большинством голосов).
- Полномочия в сфере формирования или участия в формировании государственных органов и назначения должностных лиц: круг государственных органов и должностных лиц, формируемых (назначаемых) Президентом непосредственно либо с его участием (по его представлению).
- Полномочия в сфере организации исполнительной власти: определение структуры, формирование, организация работы и осуществление руководства деятельностью, отмена либо приостановлении действия актов, прекращение полномочий органов исполнительной власти.
- Полномочия в сфере обороны и безопасности: Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; в предусмотренных Конституцией случаях Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам федерального парламента.
- Полномочия во внешнеполитической сфере: Президент РФ определяет основные направления внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
- Представительские полномочия, вытекающие из статуса Президента как главы государства: Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; производит награждения государственными наградами РФ; присваивает почетные звания РФ и высшие специальные звания; определяет соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы; утверждает реестр должностей федеральной государственной службы, устанавливает содержание и порядок ведения реестра федеральных государственных служащих Российской Федерации, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации; осуществляет помилование; обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; назначает общероссийский.