Политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
- В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.
- Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Содержание

1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации
4.1 Судебная система Российской Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

Однако доминирование  исполнительной власти ещё не означает сосредоточие всей полноты власти в  одних руках. Все власти занимают свои ниши, а возможности воздействия  друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других в качестве верховной  власти.  Изучение теории и практики реализации принципа разделения властей  в Российской Федерации и зарубежных странах, показывает, что практически во всех странах есть «умеренно» доминирующая ветвь власти.

В определениях исполнительной власти зачастую ограничиваются указанием  на ее вторичный характер, направленный на обеспечение исполнения законов. Исполнительная власть никогда не являлась пассивным исполнителем закона. В  различные периоды социально-политических конфликтов и преобразований в российской истории и современности, а также  зарубежных государств, исполнительная власть всегда приобретала особое значение. Обладая такими качествами, как мобильность  и оперативность, присущими только ей ресурсами и методами она вполне объективно способна предпринять необходимые  меры по сохранению и восстановлению государственной целостности, единого  правового пространства, развитию экономики, защите прав и интересов граждан. В кризисной ситуации во всех сферах человеческой деятельности исполнительная власть способна незамедлительно разрешить  любой вопрос и проблему.

Исполнительная власть в  системе разделения властей обладает стабилизирующим началом для  государственной власти в целом.

 

Глава 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации

4.1 Судебная система Российской  Федерации

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судом  в лице судей и привлекаемых в  установленном законом порядке  присяжных, народных и арбитражных  заседателей.

Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от любых  других органов власти. Не допускается  принятие законов и иных нормативных  актов, отменяющих или умаляющих  самостоятельность судов и независимость  судей. Суд – это важнейший  инструмент в системе защиты прав, свобод и законных интересов человека. Эффективность и исправность  этого инструмента – гарантия существования и условие развития гражданского общества.

Главная задача судебной власти в системе разделения властей  заключается в том, чтобы осуществлять правосудие. Только суд в компетенции  осуществлять правосудие, под которым  предлагается понимать «вид государственной  деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права». Суды осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Все вступившие в законную силу постановления судов Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации  всеми без исключения представительными, исполнительными и судебными  органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Характеризуя сущность судебной власти, Закон о судебной системе  указывает на такие ее свойства, как исключительность и полнота, что, в частности, означает недопустимость принятия на себя какими бы то ни было государственными органами и лицами полномочий по осуществлению правосудия. Закон также запрещает вмешиваться в деятельность судебных органов при осуществлении ими своих полномочий. Присвоение властных полномочий суда и вмешательство в законную деятельность суда, в какой бы то ни было форме недопустимо и уголовно наказуемо.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный  Суд РФ, обладают правом законодательной  инициативы по вопросам своего ведения.

Судебная система Российской Федерации состоит из федеральных  судов, а также из конституционных (уставных) судов и мировых судей  субъектов Российской Федерации. Российский законодатель отказался от традиционного  для нашей страны и для многих других стран начала концентрации судебной власти. В Российской Федерации отсутствует  как монолитная иерархически выстроенная  система всех судов, так и одна (единая для всех судов) высшая судебная инстанция, в компетенции которой  находился бы пересмотр судебных актов всех нижестоящих судов.

-  К федеральным судам относятся:

ü  Конституционный Суд РФ;

ü  Верховный Суд РФ, суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов), районные суды, военные и специализированные суды – система федеральных судов общей юрисдикции;

ü  Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации – система федеральных арбитражных судов.

-  К судам субъектов Российской Федерации относятся:

ü  конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

ü  мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный  Суд РФ могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию  РФ; федеральные суды создаются и  упраздняются только федеральным законом, конституционные (уставные) суды и должности  мировых судей создаются и  упраздняются законами субъектов Российской Федерации. При этом никакой суд  не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом  РФ от 26 июня 1993 г. «О статусе судей  Российской Федерации», иным федеральным  законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе. Все судьи  Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между  собой только полномочиями и компетенцией. Предельный возраст пребывания в  должности судьи федерального суда (за исключением Конституционного Суда РФ) – 65 лет.

Гарантиями независимости  и беспристрастности суда является несменяемость и неприкосновенность судей. Это означает, что:

-  полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом;

-  судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста;

-  недопустимо привлечение судьи к ответственности за мнения, высказывания при рассмотрении дела и принятое судом решение, если только не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного решения;

-  к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности судьи привлекаются в особом порядке, который определяется специальным федеральным законом;

-  устанавливаются особенности правового регулирования задержания и личного досмотра судьи, заключения его под стражу, осуществление в отношении судьи оперативно-следственных мероприятий и следственных действий;

-  гарантируется не только личная неприкосновенность судьи, но и неприкосновенность используемых судьей жилых и служебных помещений, транспортных средств, документов, и иного имущества, тайна переписки и иной корреспонденции;

Конституция РФ, Закон о  судебной системе, иное федеральное  законодательство, а также ст. 6 Европейской  конвенции о защите прав и основных свобод гражданина определяют систему  общих принципов процесса, относящихся  ко всем видам судопроизводства. Отраслевое законодательство (ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ) раскрывает содержание этих принципов судопроизводства в  конституционных судах, судах общей  юрисдикции и арбитражных судах.

К числу конституционных  принципов судопроизводства относятся: принцип осуществления правосудия только судом; принцип законности; принцип  независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону; принцип неограниченности, неотчуждаемости и определенности права на судебную защиту; принцип равенства всех перед законом и судом; принцип гласности (публичности) судебного разбирательства; принцип языка судопроизводства; принципы состязательности и равноправия сторон; принцип недопустимости использовать при осуществлении правосудия доказательства, полученные с нарушением федерального закона; принцип обязательности судебных постановлений и законных распоряжений, требований и поручений судов.

Судьи федеральных судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов назначаются Президентом  РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Председатели и заместители  председателей всех судов, кроме  председателей и их заместителей Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, назначаются на должность  сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность  председателя или заместителя председателя одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

4.2 Конституционный Суд  Российской Федерации и Конституционные  (уставные) суды субъектов Российской  Федерации

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе и  Федеральным конституционным законом  «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Сущностные отличия Конституционного Суда РФ от других судов обусловлены  его главной функцией – обеспечением конституционного контроля, то есть проверкой  федеральных законов, других актов  на предмет их соответствия Конституции  РФ. Конституционный Суд РФ как  орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных  правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, при  этом он не устанавливает фактические  обстоятельства, исследование которых  отнесено к компетенции других правоприменительных  органов и лежит в основе их правоустанавливающих решений по конкретным делам. «Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно  вопросы права».

Официальное истолкование Конституции  и тесно связанное с этим истолкование смысла закона, с учетом его реализации, – это исключительная прерогатива  Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ, по мнению ряда авторов, является не только судебным, но и одним из высших конституционных  органов, что отличает его от других судов. Конституционный Суд РФ вправе определять, какие законы действуют, а какие – нет, наделен правом прекратить действие правового акта, что делает его своеобразным «негативным законодателем».

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Российской Федерации  Конституционный Суд РФ:

1) Разрешает дела о  соответствии Конституции РФ:

-  федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

-  конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

-  договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-  не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) Разрешает споры о  компетенции :

-  между федеральными органами государственной власти;

-  между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

-  между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) По жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле.

4) Дает толкование Конституции  РФ.

5) Дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента  РФ в государственной измене  или совершении иного тяжкого  преступления.

6) Выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

7) Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со ст. 11 Конституции РФ договорами  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  если эти права не противоречат  его юридической природе и  предназначению в качестве судебного  органа конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Это  означает, что Конституционный Суд  РФ не рассматривает и не разрешает  конкретные споры между участниками  гражданских, административных и иных правоотношений. Конституционный Суд  РФ дает ответ на вопрос действия (конституционности) и порядка толкования нормативных  актов.

Конституционный Суд РФ состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Судьи  Конституционного Суда РФ назначаются  на пятнадцать лет. При этом полномочия самого Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

Информация о работе Политика современной России