Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:18, реферат
Среди читателей нет ни одного, кто хотя бы раз в жизни не участвовал в каком-либо конфликте. Ведь конфликт - неизбежный спутник каждого человека, живущего среди людей, он неизменно обнаруживается в любой социальной группе, стране, в любом обществе и государстве. «Отдохнуть» от конфликта можно разве что оказавшись, подобно Робинзону Крузо, на необитаемом острове, но и то лишь до Пятницы. Итак, уж в чем-чем, а в конфликтах все мы имеем опыт и отличать конфликт от «неконфликта» вроде бы умеем.
1. Введение.
2. Что такое конфликт?
3. Классификация конфликтов.
4. Политические конфликты.
5. Этика управления политическими конфликтами.
6. Разрешение политических конфликтов.
конфликта в системе общественных отношений, выяснение того, кому и чем
выгоден данный конфликт. Применительно к политическим конфликтам все эти и
многие другие вопросы, важные для изучения каждого из них, приводят к
необходимости разобраться в том, как в данном конфликте ставится и решается
проблема
осуществления и
Политические
конфликты
Сфера политики - это область не только постоянной, но и повышенной по
сравнению
со многими другими сферами
источник кроется в самой природе политических отношений как отношений
власти, т. е. господства одних и подчинения других, отношений, основанных
на преобладании одних людей и их интересов над другими, что чревато
столкновением и противоборством.
Опираясь на сформулированное
выше понимание конфликта,
сталкиваться и противоборствовать могут и совпадающие и противоположные по
своему конкретному содержанию интересы. Это особенно важно при обращении к
рассмотрению политических конфликтов. Здесь сталкиваются противоположные
интересы властвующих и подчиняющихся, но стремящихся к одному и тому же - к
власти.
Примером и моделью
интересов могут быть повторяющиеся на протяжении многих тысяч лет отношения
купли-продажи. По-видимому, именно конфликты между покупателями,
стремящимися купить подешевле, и продавцами, имеющими противоположный
интерес - продать подороже, а также конфликты между несколькими
покупателями, желающими купить один и тот же товар и тем самым
«набивающими» ему цену, или независимыми друг от друга продавцами такого
товара, «сбивающими» ее, являются самыми типичными экономическими
конфликтами в любом обществе, где существуют товарные, рыночные отношения.
(Заметим в скобках, что именно это обстоятельство позволяет попытаться
определить понятие «рынок» через понятие «конфликт»: «Рынок это не что
иное, как открыто признаваемый конфликт в области экономических интересов
при наличии правил торга, купли-продажи, сделки».)
Историческая наука
громадное множество таких конфликтов присуще, так сказать «товарному», т.
е. хотя и ограниченному, но все же очень протяженному периоду в истории
человечества. Однако эти же данные заставляют признать и то, что из истории
в целом так же нельзя исключить противоборство, конфликт, борьбу, как
нельзя отменить господство и подчинение в отношениях между людьми.
Об этом хорошо написал М.
Вебер, один из самых
либо изучавших человеческое общество. «Из культурной жизни нельзя устранить
борьбу. Можно изменить ее средства, ее объект, даже ее основное направление
и носителей, но не борьбу как таковую. Она может быть не только внешней
борьбой между враждующими людьми за внешние блага, но и внутренним борением
любящих... и, наконец, борьбой с самим собой в душе человека, но так или
иначе борьба никогда не прекращается и последствия ее подчас наиболее
серьезны там, где она наименее заметна, и в наибольшей степени приближается
к тупому, удобному безразличию, к иллюзорному самообману или совершается в
форме "отбора". Мир означает перемещение форм борьбы или борющихся сторон,
или объектов борьбы, или, наконец, изменение шансов "отбора" и ничего
другого. Выдержат ли эти перемещения испытания этического или иного
оценивающего суждения и при каких условиях, нам совершенно неизвестно. Лишь
одно не подлежит сомнению: при оценке любых общественных отношений,
независимо от их характера и структуры, необходимо установить, какому типу
людей они дают в процессе внешнего или внутреннего отбора мотивов
оптимальные шансы на господство»29.
Дав возможность читателю
одним из важнейших положений концепции М. Вебера, попытаюсь раскрыть смысл
сказанного другими словами. Люди борются между собой не только потому, что
они делятся на мужчин и женщин, богатых и бедных, черных, желтых и белых,
живущих в столице государства или на его границах, но прежде всего потому,
что одни из них участвуют во власти, а другие нет, одни господствуют, а
другие подчиняются.
Можно по-разному понимать
государстве, но она всегда связана с тем, что одни люди распоряжаются
деньгами, ресурсами, влиянием и, в конечном счете, другими людьми. Ссору по
поводу распределения расходов в скромном семейном бюджете и масштабный
международный конфликт, а также сотни тысяч других конфликтов объединяет
то, что в каждом из них так или иначе, в той или иной мере затрагивается
вопрос об авторитете и власти, господстве и подчинении, использовании
влияния каждого из участников. Это отношение господства и подчинения,
борьба за ресурсы и влияние, за установление, сохранение или смену власти и
составляет политическую составляющую социального конфликта. При этом
конкретные цели участников конфликта, лежащие в их основе интересы далеко
не всегда
непосредственно связаны с
самой политикой.
Даже когда конфликт имеет форму чисто политического противоборства и
развертывается, например, в рамках избирательной кампании в том или ином
регионе, участвующие в нем группы зачастую преследуют отнюдь не
политические цели. Обобщая и -анализируя данные региональных выборов в
России, внимательный наблюдатель отмечает: «Конфликты между различными
фракциями и группировками региональной элиты за немногочисленными
исключениями имели и имеют не идейно-политический характер... Та или иная
монополия и связанная с ней рента остаются традиционным содержанием
социально-групповых, клановых интересов». Политика в данном случае лишь
оформляет и закрепляет стремление к реализации иных, не политических в
своей основе интересов.
Но столкновение подобных
члена семьи, мечтающего о мотоцикле, с интересами другого - того, кто хочет
новые сережки, неизбежно приобретают еще один аспект: чья возьмет? Кто кому
подчинится? Конечно, это касается и таких явлений как купля-продажа,
забастовка, конкуренция торговых фирм или территориальные споры между
государствами.
Политические конфликты,
многоуровневой системе отношений господства и подчинения, не только
являются одним из видов социальных, общественных конфликтов, но как бы
«встроены» во многие из них. Социальные конфликты проявляются как
политические, если в них наряду с теми конкретными интересами, которые
вызвали данный общественный, например, экономический конфликт,
затрагиваются интересы удержания и перераспределения власти.
Конфликт, вызванный столкновением подобных интересов далеко не всегда
принимает форму ссоры, скандала или военного столкновения. Он может
протекать вполне мирно и уживаться с сотрудничеством по другим вопросам.
«Каждой сложной социальной системе присущи и конфликтные, и интеграционные
тенденции превалируют либо те, либо другие в зависимости от того, какие
ценности и структуры избирает и создает общество», - писал в этой связи уже
упоминавшийся Т. Парсонс. Можно привести примеры, подтверждающие эту мысль.
Так, табачные монополии, борющиеся друг с другом за господство в сфере
производства и сбыта своей продукции, выступают единым фронтом против
попыток запретить рекламу сигарет, а мусульманские государства,
соперничающие за наиболее благоприятные условия сбыта своей нефти и
доминирование на нефтяном рынке, нередко занимают общую позицию по
отношению к защите и сохранению религиозных святынь или иных ценностей
ислама.
Таким образом, можно сделать
своим возникновением не только заинтересованности его участников в
непосредственном получении, укреплении или смене власти, но и столкновению
любых интересов, затрагивающих политические отношения. Вместе с тем,
политические
конфликты не исключают сотрудничества
его участников.
Этика
управления политическим
конфликтом
В управлении политическим
норм и регуляторов. Именно нравственно-мировоззренческая система этих норм
определяет общественную и индивидуальную моральную оценку целей и средств