Политическая система: понятие, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:15, доклад

Описание работы

Теория политической системы сформировалась в политологии в 50– 60-е гг. XX в. и стала одним из проявлений господствовавшего в то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма.

Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений.

Работа содержит 1 файл

семинар 3.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

Патриархальная  теория рассматривает государственную  власть как опекунскую, отеческую  в результате соединения родов в  племена, племен в общности, государства. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую  концепцию государства, согласно которой  государство является большой семьей. Он призывал [c.414] правителей строить  отношения с подданными на началах  добродетели. Государство – это  развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к  общей пользе. 

Договорная  концепция выводит государство  из соглашения между правителями  и подданными, заключаемого в целях  организации общественной жизни. В  учениях Моцэы отстаивается принцип  естественного равенства людей  и идея договорного государство, в основе которой лежит воззрение  о принадлежности верховной власти народу. Демокрит и Эпикур считали, что для сохранения государственного единства требуется единогласие  граждан, взаимное сочувствие, взаимопомощь, братство. Т. Гоббс и Дж. Локк наиболее полно выразили идею общественного  договора, считая, что государство  это результат своеобразного  соглашения, заключенного между суверенными  властителями и подданными, и орган  всестороннего примирения людей, которые  в естественном состоянии постоянно  конфликтуют. 

В XIX в. возникла “теория завоевания”, ее основатель – Л. Гумплович. Он считал, что государство  возникло как результат порабощения  слабых групп более организованными  и более сильными. Психологическая  теория выводит образование государства  из идеи, рожденной человеческим гением. Широкое хождение имеет социально-экономическая  теория. Один из ее ранних представителей – Платон – выводит истоки государства  из разделения труда, обособления деятельности по руководству обществом. 

Государство в своем развитии прошло длительный исторический путь, на протяжении которого менялись как содержание, так и  формы. Схематично это выглядит так: 

– на ранней стадии становления имелись остатки  догосударственной, первобытной демократии, чередовались монархические (вождизм  приобретал форму единовластного наследственного  правления) и республиканские образцы  правления, весьма сильны были традиции и обычаи, унаследованные от первобытного строя; 

– второй этап – (средние века до начала Нового времени  – XVII в.) в развитии государства связан с установлением сильной монархической  власти с явно выраженными отношениями  господства и подчинения монарха, [c.415] государя и его подданных, общества. Власть и государство отождествлялись, и оно в лице монарха полностью  доминировало в общественной жизни, хотя в первые века средневековья  государство было раздробленным, раздиралось  феодальными распрями. 

В позднее  средневековье происходила концентрация и централизация власти и монархическое  правление становилось абсолютным. Отношения вассальной преданности  монарху заменились исполнением  служебных функций в складывающемся организованном государственном аппарате управления. Возникает институциональная  дисциплина. Появляется и сам термин государство (от латинского слова status (состояние), а прежнее понятие  республика, обозначающее общее или  общественное дело (от лат. res – вещь, дело и publica – общественная) и ранее  употребляемое для обозначения  государства, стало использоваться применительно к форме правления  – республиканскому строю. В русском  же языке утверждается это название по имени главы общественной власти – государя; 

– на протяжении третьего этапа (с Нового времени  – XVII века) в Европе завершается  процесс формирования наций, этнической консолидации и складывается новое  государство и общество суверенного  народа, уравновешивающего государственную  власть и во многом становящегося  независимым от государства, вступающего  с ним в партнерские отношения  на основе конституционного права и  договора. В этот период формируются  элементы гражданского общества и сами граждане как личности, наделенные определенными правами и обязанностями  по отношению к обществу, государству  и самим себе, способные жить как  самостоятельные субъекты. 

Крупнейшие  мыслители того времени Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант обосновывают необходимость замены абсолютизма  как одной из форм государства, установления царства разума и нравственности, активно разрабатывают идеи гражданского общества, свободы и прав человека. 

На Востоке  же закрепляются монархические формы  правления с архаичными общественными  структурами, военно-феодальными институтами, внеэкономическим принуждением и имперскими формами национально-государственного устройства. [c.416] 

Общая теория государства возникла в конце XIX в. как легалистская теория и именовалась  “юридической”. Согласно так называемой “теории трех элементов” государство  существует там, где есть народ (население), территория и государственная власть. Под государством можно понимать организованный народ, территорию, на которую распространяется власть, и  организацию самой государственной  власти. То есть государство отождествлялось  с государственным правом, а точнее – с законом (3). 

Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она  видит в правах народов и связывает  власть с правами человека – основными  требованиями определенной меры свободы  человека первичной по отношению  к власти. Эти требования и права  народов признаны и зафиксированы  в принципах и нормах международного права. Таким образом современная  общая теория государства рассматривает  его как правовую форму организации  и функционирования политической власти с точки зрения международного права. 
 

Соответственно  изменяется и смысл “теории трех элементов”. Речь идет не о населении  государства, а о народе как этнической общности, имеющей права на политическое самоопределение. Любой этнос, осознающий себя как нацию, вправе создавать  свою суверенную или автономную организацию  публичной власти, и это право  признается мировым сообществом. Следовательно, первый субстанциональный элемент  государственности – политически  самоопределяющаяся нация. 

Второй –  территориальный элемент. Это не просто территория в признанных границах, а страна, географическая область, с  которой нация связана исторически  как субъект права на политическое самоопределение. По территориальному признаку оно может реализоваться  путем образования как автономии, так и государства – субъекта федерации. 

Третий –  институциональный элемент государственности. Это публичная власть, ограниченная правами человека. Связь этого  аспекта государственности с  правами человека не формируется  в региристической форме. Общая  теория государства исходит из того, что власть ограничена необходимостью соблюдения прав человека и что власть, попирающая права человека и [c.417] осуществляющая террор против народа, не признается государством. Эта теория признает право народа на гражданское неповиновение. 

Выделяются  и такие сущностные компоненты государственности, как: право – особая форма общественной жизни, система регуляции и защиты свободного поведения людей средствами государственной власти, выступающей  от имени всего общества; налоги, взимаемые с населения для  покрытия расходов государства при  осуществлении своих функций; принуждение, позволяющее государству осуществлять свои полномочия, если иные механизмы  не эффективны. [c.418] 

Литература: 

1. Вебер  М. Избр. произведения. – М., 1990. –  С.646. 

2. Основы  политологии // Курс лекций под  ред. проф. В.П.Пугачева. – М., 1992. –  С.116-118. 

3. Зорькин  В.Д. Позитивистская теория права  в России. – М., 1978. – С.73. 

4. Веденеев  Ю.А. Теория и практика переходных  процессов в развитии российской  государственности. // Государство и  право. 1995. № 1. 

5. Кургинян  С. Политические и идеологические  основы государственного строительства. / Россия XXI. 1994. 

6. История  государства и права России. М., 1995. 

7. Поппер  К.Р. Открытое общество и его  враги. В 2-х тт. М., 1992. Т. 2. С. 63-84. 

8. Рогозин  Д.О. Русский ответ. Историко-философский  очерк российской государственности.  С.-Пб., 1996. 

9. Ленин  В.И. Государство и революция.  ПСС. Т. 33. 

10. Цицерон.  О государстве. М., 1990. [c.427] 
 
 

 

Политические  партии отличаются друг от друга по нескольким параметрам. Важнейшими из них являются организационные структуры  и характер членства. 

Исходя из организационной структуры выделяются партии: 

1) децентрализованные, или не имеющие четкой организационной  структуры. К этой группе относятся  многие партии Запада (например, демократическая и республиканская  партии США); 

2) массовые  централизованные партии, к которым  относятся прежде всего социалистические  и социал-демократические партии; 

3) строго  централизованные, с жесткой структурой  и дисциплиной партии. Такими  партиями являются коммунистические, национал-демократические и некоторые  другие. 

В соответствии с членством можно выделить массовые и кадровые партии. 

Массовые  партии, как правило, первоначально  формируются вне представительных учреждений. Их организационные структуры  формируются еще до победы на выборах, а политические установки отличаются программностью и насыщенностью  идеологическими установками, что  используется для политической активизации  своих сторонников. Члены партии не только платят взносы, но и активно  участвуют в делах партии. Массовые партии более сплочены, обладают большей  взаимозависимостью своих организаций  по вертикали и горизонтали. В  большинстве своем, особенно на первоначальном этапе, партии этого типа характеризовались  левой ориентацией. 

Кадровые  партии обычно невелики по своему численному составу, но в них существует жесткая  дисциплина и четко выраженная организационная  структура. Их задача заключается в  том, чтобы в период выборов обеспечить поддержку кандидатам партии со стороны  большинства избирателей в конкретном округе. Это достигается подбором профессиональных партийных кадров, способных эффективно организовать и провести избирательную кампанию. Большинство кадровых партий – это  европейские либеральные и консервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся прежде всего справа и в центре. Центральное руководство, возглавляемое лидером партии, имеет  решающее слово во всех партийных  делах. 

В конце 60-х  годов ряд авторитетных политологов  предложили бинарную классификацию  дополнить еще одним типом  партий: партией избирателей (электоральной). Эти партии не имеют своего членства, в связи с чем своими приверженцами  считают всех тех избирателей, которые  проголосовали за них на выборах. Аппарат партии, состоящий из профессионалов и активистов, действует главным  образом в период избирательной  кампании. Такие партии менее идеологизированы. 

В политическом спектре каждой страны различаются  партии правые, левые и центристские. Эта классификация ведет свое происхождение от размещения партий в послереволюционном французском  парламенте, где консерваторы сидели по правую сторону от председателя, а сторонники реформ – по левую. Деление партий на правые и левые  основано на позициях и установках по социально-экономическим и политическим проблемам и не всегда реально  отражает ситуацию в обществе. 

Согласно  марксистской традиции основную роль в классификации партий играют классовые  критерии. В соответствии с этим выделяются пролетарские, мелкобуржуазные, буржуазные и монархические. В основе верный до конца XIX - середины ХХ в. марксистский принцип классификации партий сегодня  нуждается в соответствующий  корректировке. Чисто классовых  партий сегодня не существует. Ныне все (коммунистические в том числе) партии стремятся стать массовыми, привлечь на свою сторону как можно  больше представителей различных социальных слоев и групп населения. В этой связи социальная база современных партий достаточно разнородна. 

Большое значение для выяснения роли партий в политической жизни общества имеет характеристика партийных систем. Партийная система  понимается как совокупность относительно стабильных межпартийных отношений  и взаимосвязей партий (партии) с  государственными институтами. Общепринятой является следующая классификация  различных систем партий и различных  моделей связей между ними: однопартийная, двухпартийная и многопартийная. 

Информация о работе Политическая система: понятие, структура, функции