Политическая система: понятие, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:15, доклад

Описание работы

Теория политической системы сформировалась в политологии в 50– 60-е гг. XX в. и стала одним из проявлений господствовавшего в то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма.

Политическая система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений.

Работа содержит 1 файл

семинар 3.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

1, 2 вопрос

Политическая  система: понятие, структура, функции 

Теория политической системы сформировалась в политологии  в 50– 60-е гг. XX в. и стала одним  из проявлений господствовавшего в  то время в науке структурного функционализма и бихевиорализма. 

Политическая  система – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих  функции интеграции общества, адаптации  к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы  было введено в политическую науку  американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая  модель была призвана выразить целостный  характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей  в обществе. Само властное распределение  ценностей в обществе трактовалось как определение порядка доступа  к социально значимым ресурсам. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы  – такой, которая задействована  в принятии властных публичных решений. «Политическая система, – отмечал  он, – представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют  и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них  групп». Р. Макридис полагает, что «политическая  система представляет собой механизм для выявления и постановки проблем, а также для выработки контроля за исполнением решений в сфере  государственных отношений… Это  официальный механизм, с помощью  которого проблемы и решения на законных основаниях выявляются, ставятся в  повестку дня, вырабатываются и приводятся в действие». По Т. Парсонсу, политическая система, будучи частью более общей  социальной системы и выполняя функцию  целеполагания, обеспечивает принятие решений и мобилизацию ресурсов на их выполнение, сохранение целостности  всего сообщества перед лицом  глобальных угроз. Политическая система  выполняет также функцию принуждения, связанную с сохранением образцов культуры, отклонение от которых влечет за собой применение санкций. Важнейшим  элементом этой системы выступает  государство, поддерживающее общественный порядок, решающее вопросы, связанные  с общественными интересами, и  обеспечивающее территориальную целостность. Вырабатываемая данной системой политика представляет собой совокупность способов организации элементов социальной системы в соответствии с функцией «эффективного коллективного действия для достижения общих целей». 

С точки  зрения теории политической системы  Д. Истона, политическая система взаимодействует  с окружающей средой. Данное взаимодействие носит двойственный характер. С одной  стороны, из окружающей среды в политическую систему поступают требования и  поддержка, с другой – решения  и действия политической системы  оказывают влияние на окружающую среду, вызывая в ней изменения  различного рода. 

Окружающую  среду Д. Истон подразделил на внутреннюю и внешнюю. К внутренней окружающей среде относятся подсистемы более общей системы, существующие наряду с политической системой. К  внешней окружающей среде относятся  международные компоненты глобальной системы. В структуру внутренней окружающей среды американский политолог  включил экологическую, биологическую, персональную (отдельных индивидов) системы, а также социальную систему. Последняя включает в себя социальную структуру, систему культуры (ценности, нормы, правила, обычаи, традиции, символы), экономическую, демографическую и  другие системы. В структуру внешней  окружающей среды были включены внешние (по отношению к данной) политические системы (другие государства, части  международного сообщества), внешние  экологические и социальные системы. 

От внешней  среды исходят импульсы, на которые  реагирует политическая система. Эти  импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны «разрушить» политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. 

Требования  могут быть подразделены на несколько  видов: 

касающиеся распределения благ и услуг (например, требования принятия законов о заработной плате, о рабочем времени, об образовании и др.); 

касающиеся регулирования поведения (например, требования обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным компаниям и др.); 

касающиеся коммуникации и информации (например, требования обеспечения свободного и равного доступа к информации и др.). 

Поддержка политической системы выражается в: 

соблюдении законов; 

участии в политической жизни (например, участие в выборах); 

лояльном отношении к власти и внимании к официальной информации; 

оказании услуг и материальном финансировании политической системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). 

Поступающие импульсы «перерабатываются» политической системой, на основе чего принимаются  решения и осуществляются политические действия. 

Содержанием «исходящих» импульсов выступают: 

регулирование поведения и взаимодействия в обществе; 

распределение ценностей и услуг; 

создание законов и норм. 

Попадая в  политическую систему, требования и  поддержка превращаются в политические решения. 

Г. Алмонд основное внимание сосредоточил на функциях «входа»  и «выхода» политической системы. Политическая функция – полезная деятельность, вклад отдельной политической структуры  в политическую жизнь или политическую систему в целом. К функциям «входа»  он отнес артикуляцию и агрегирование  интересов, политическую социализацию и рекрутацию, а также политическую коммуникацию. 

Артикуляция интересов – процесс формулирования и выражения требований, предъявляемых  к политическим структурам, принимающим  властные решения. 

Агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов, выработка общих  требований и их иерархизация, соединение требований в партийные программы. 

Политическая  социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям  политической системы. 

Политическая  рекрутация – отбор лиц для  осуществления властных функций  в политической системе. 

Политическая  коммуникация – распространение  и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой. 

Перечисленные функции выполняют ряд политических структур: группы интересов, партии, законодательные  органы власти. В функции «выхода» были включены: нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, а также  контроль за их соблюдением. Эти функции  реализуются законодательными, исполнительными  и судебными органами власти. 

Наряду со структурами входа и выхода Г. Алмонд включил в политическую систему  и психологические ориентации ее участников на политику. Определяя  их как политическую культуру, он утверждал, что эти ориентации формируют  политическую систему, определяя ее характер и особенности функционирования. 
 

Государство как институт политической системы, орудие публичной власти 

Государство не относится к вечным феноменам  общества. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для упорядочения своей  жизни особые институты. 

В обществе без государства политические функции  не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. В  обществе с государством власть централизованной группы, опирающейся на иерархический  административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических  норм. Здесь действует четко установленная  иерархия – разделение на лиц, владеющих  политической властью и подчиняющихся  ей, то есть существуют отношения управления и подчинения, где организованное меньшинство обладает монополизированной централизованной политической властью. 

Как же происходит переход от общества без государства  к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный  продукт и возникает возможность  регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного  продукта на накопление, что порождает  социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так  появляется социальная стратификация, то есть организация общества, при  которой иерархические группы связаны  между собой отношениями господства и подчинения. Господствующие группы начинают выполнять функции организации  и контроля над экономической  деятельностью, а подчиненные становятся работниками, [c.412] создающими общественный продукт. Группа управляющих для  поддержания и воспроизводства  отношений господства и подчинения использует различные методы – от переговоров до насилия. Отношения  между управляющими и управляемыми заключаются в рамки политического  сообщества, где и институционализируются роли носителей власти и им подчиненных. 

Таким образом  любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих  и управляемых, причем обладающие властью  составляют меньшинство, называемое часто  “политической элитой”. Оно реализует  свою волю посредством чиновничьего аппарата, идеологической легитимизации, принуждения, опирается на согласие остальной части населения. В  механизме достижения согласия важное место занимают традиции, обычаи, привычки, средства манипулирования сознанием людей. Общество заинтересовано в том, чтобы согласие приобретало форму легитимности, и в этом отношении значительна роль официальных идеологий, направленных на укрепление государственности и достижение гражданского мира на принципах законности. Когда же они оказываются недостаточными, государство прибегает к насилию. 

Развитие  представлений о государстве  шло по двум линиям: этатистской  и антиэтатистской. Для первой характерно позитивное отношение к государству, для второй – рассмотрение государства  как социального и нравственного  зла (2). Вплоть до XVIII в. преобладали  этатистские представления. Благополучие общества, забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманность обосновывались необходимостью укрепления государственной власти. Государство  наделялось исключительными правами, но не имело ни обязанностей, ни ответственности  перед гражданами. Только в XVIII в. теоретические  воззрения о правах граждан, свободе  личности приобрели форму требований ограничения государственной власти. 

Существует  и антиэтатистское воззрение  на государство как на деспотическую  силу, ограничивающую свободу и содействующую  рабству. К примеру, Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен  ради града божьего, царства небесного, где упразднится власть человеческая. Представители социалистической утопической [c.413] мысли утверждали, что правительство  – это заговор богатых, чтобы  угнетать бедняков (Т. Мор), правительство  есть зло (У. Годвин), государство –  это невежество, суеверие, лень и  страсть к разорительным удовольствиям  главарей общества, подчиняющий и  использующих в качестве орудий способных, бережливых, трудовых людей (Сен-Симон). 

В зависимости  от тех или иных акцентов государство  рассматривается в трех плоскостях: общественной – как средство решения  общих задач, дел; классовой –  как средство угнетения и подавления одних классов другим (экономически господствующим, властвующим); правовой – как источник права и законов, организующих жизнь общества. 

При нормативном  подходе государство трактуется как совокупность норм, регулирующих поведение граждан, политические отношения. Для институционального подхода  характерно толкование государства  как воплощения власти, как ее института, имеющего сложную природу и существующего  в форме иерархической структуры. 

Представители социологического подхода рассматривают  государство с позиции социальной дифференциации общества. Наиболее концентрированно этот подход просматривается в марксизме. К. Маркс был первым, кто предпринял попытку всестороннего анализа  государства как “социальной  реальности”, как орудия классового господства. 

Существует  несколько концепций происхождения  государства. Теократическая связывает  его возникновение с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции персона верховного правителя – божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евреев бог находится в договорном отношении  со всеми людьми. Современный католицизм предполагает божественный генезис  идеи государства и принципов  власти при преходящем характере  и происхождении конкретных актов  ее осуществления. 

Информация о работе Политическая система: понятие, структура, функции